Радио "Стори FM"

История искусств

Человечество с его колыбели сопровождает искусство - с первых наскальных рисунков наших далеких предков. В нем – искусстве — отразилась вся история человечества с его страстями, страхами, поражениями и победами. С историей живописи нас знакомит Максим Кантор – художник, писатель, драматург, поэт, философ, профессор Оксфордского университета, академик Российской академии художеств, чьи картины представлены в 30 музеях мира, включая Третьяковскую галерею и Британский музей.
Сортировать по дате
[] []
  • Максим Кантор: Андреа Мантенья
    Максим Кантор: Андреа Мантенья
    Андреа Мантенья начал писать чудовищ параллельно с бургундским мастером Иеронимом Босхом, если не прежде Босха
  • Авиньонская школа и два типа Ренессанса
    Авиньонская школа и два типа Ренессанса
    Мы продолжаем публикацию фрагментов глав историко-философского романа о живописи Максима Кантора "Чертополох и тёрн"
  • Максим Кантор: Обоснование иконософии
    Максим Кантор: Обоснование иконософии
    STORY.RU начинает большой проект - публикацию фрагментов глав историко-философского романа о живописи Максима Кантора «Чертополох и тёрн»
  • История одной картины: «Танец» Матисса
    История одной картины: «Танец» Матисса
    В Эрмитаже есть несколько шедевров - картины, составляющие самое важное, основополагающее для Музея - «иконы живописи XX века». Это «Черный квадрат» Малевича, «Красный вагон» Ильи Кабакова и, конечно, – «Танец» и «Музыка» Анри Матисса. XX век почти исчерпывается этими картинами, во всяком случае – это тот ориентир, на который опирается Эрмитаж.

  • История одной картины: Караваджо – «Лютнист»
    История одной картины: Караваджо – «Лютнист»
    …В Эрмитаже есть избранная коллекция картин, которые являются лицом музея. Одна из них - «Лютнист» Караваджо. Великое полотно, шедевр, и одновременно - важная часть истории Эрмитажа. И не только, истории мировой живописи – тоже. Картина, о которой можно долго говорить.
  • Амедео Модильяни. 100 лет со дня ухода в бесконечность
    Амедео Модильяни. 100 лет со дня ухода в бесконечность
    До недавнего времени в Москве не было ни одной выставки этого знаменитого французского живописца. Были другие, нашумевшие - вплоть до «Золота скифов» или «Моны Лизы», и люди занимали очередь с ночи. С Модильяни же – полный пролет
  • Возмутитель спокойствия
    Возмутитель спокойствия
    Кантор как фактор постоянного раздражения
  • История живописи: Тень тени
    История живописи: Тень тени

    Картина − это не зеркало реальности, это − зазеркалье  

  • История живописи: Эль Греко
    История живописи: Эль Греко
    Когда Эль Греко увидел Сикстинскую капеллу, то предложил сколоть роспись, чтобы переписать заново. Ему не позволили, но он тем не менее всю жизнь пытался написать свой вариант росписи
  • История живописи: Армагеддон рыбного ряда
    История живописи: Армагеддон рыбного ряда

    Что случилось с фламандской культурой в XVI веке? В XV веке имелась преувеличенно возвышенная, доведённая до экстаза религиозная живопись, а спустя сто лет картина стала бесстыдно плотской и гедонистической. Почему?





  • История живописи: Художник горы
    История живописи: Художник горы
    В искусстве есть фигуры, чьё величие несомненно. Принято считать, что Пушкин − великий поэт, а Моцарт − гениальный композитор. Точно так же и Сезанн − признан отцом современного искусства, величайшим живописцем Нового времени. Между тем объяснить простому зрителю, чем он так хорош, − затруднительно
  • Соблазнение властью
    Соблазнение властью
    Определение феномена «придворная живопись» ускользает от понимания. Легко сказать, что это сервильное искусство, угождающее вкусам двора. Накрашенным куклам нравится, когда их славят, это просто. Куда труднее объяснить, как искусство становится сервильным и кому, собственно, оно в таком качестве служит
  • История живописи: Больное сердце возрождения
    История живописи: Больное сердце возрождения
    Боттичелли рисовал Мадонну и Венеру - в одном лице. Это и есть портрет европейского гуманизма
  • Истории живописи: Свидетель истории
    Истории живописи: Свидетель истории
    Петров-Водкин выполнил в изобразительном искусстве России великую миссию - сделал историю страны своим личным делом и пересказал её своими словами
  • История живописи: Плоть и кровь идеи
    История живописи: Плоть и кровь идеи
    Есть такие внешне умиротворённые картины, внутри которых спрятана бешеная страсть. Мы сначала не понимаем причины волнения, когда глядим на холсты Яна Вермеера: эти тихие интерьеры, статичные композиции, серебристые тона не сулят никаких потрясений – почему у нас содрогается душа, глядя на них?
  • История живописи: Другой
    История живописи: Другой
    История Франции XIX века - ротация революции-Империи-реставрации -Директории-Республики- Империи и расстрела Парижской коммуны - представляет конспект всей истории демократии. Разумеется, художник, который создал новый демократический язык искусства Нового времени - родился во Франции в то время и описал ту эпоху
  • История живописи: Хлеб наш насущный
    История живописи: Хлеб наш насущный
    Максим Кантор - о живописце Якобе Рейсдале и его пейзажах, объясняющих, почему роль собора у голландцев играет мельница
  • История живописи: Меж двух Наполеонов
    История живописи: Меж двух Наполеонов
    Даже коллеги-художники, известные завистники, относились к Эжену Делакруа как к чуду света, почти как к Богу
  • История живописи: Образ и подобие свободы
    История живописи: Образ и подобие свободы
    Чем объяснить то, что в наш век, когда религией людей стала свобода, изображения человека сделались уродливыми, дисгармоничными и утратили антропоморфные черты?
  • История живописи: Пикассо. Анатомия сопротивления
    История живописи: Пикассо. Анатомия сопротивления
    Что пытался сказать Пикассо, разрушая то, на чём держится европейская культура?
  • История живописи: Кнут святого Георгия
    История живописи: Кнут святого Георгия
    Жизнь Николая Пиросманишвили, или Нико Пиросмани, как его чаще называют, – законченный миф. Его имя служит синонимом бедного и нищего художника, который «продает картины за порцию еды». Он создал свой собственный, неповторимый художественный мир, но «не хватило супа на всей земле ему». Почему именно так чаще всего и складывается жизнь создателей миров?
  • История живописи: Крестьянский ренессанс
    История живописи: Крестьянский ренессанс
    Принято считать Питера Брейгеля последователем Иеронима Босха, двух художников часто объединяют в общем рассуждении, хотя Брейгель жил позже и в другой стране. Считается, что Брейгель продолжил начатое Босхом. Это не соответствует действительности. Брейгель писал о другом, более того – о прямо противоположном
  • История живописи: Химера гражданской войны
    История живописи: Химера гражданской войны
    Сюрреализм - это не художественный стиль, это не школа и не направление искусства. Сюрреализм аккумулировал в себе все течения. Сюрреализм - это сознание эпохи, выбравшей перманентную войну как форму существования цивилизации
  • История живописи: Неведомый шедевр
    История живописи: Неведомый шедевр
    Готическое и чувственное одновременно, религиозное и куртуазное, бургундское искусство воплотило не что иное как ту самую "европейскую идею", ради которой объединялась всякий раз Европа. Почему?
  • История живописи: Молитва социалиста
    История живописи: Молитва социалиста
    Религиозный художник Жорж Руо родился в Париже 27 мая 1871 году возле кладбища Пер-Лашез. Стена дома, в подвале которого он родился, примыкает к стене кладбища. Это особое место и особая дата
  • История живописи: Живописец рая
    История живописи: Живописец рая
    Марк Шагал всю жизнь писал рай, хотя век, в котором он жил, был отнюдь не райским
  • История живописи: Пляски смерти галантного века
    История живописи: Пляски смерти галантного века
    «О, – меланхолически произнес д’Артаньян, – я ухожу в отставку потому, что у меня есть привычки, от которых трудно отвыкнуть. Отныне вам потребуются придворные, которые сумеют вас позабавить, и безумцы, которые сумеют отдать жизнь за то, что вы именуете великими деяниями вашего царства». «Десять лет спустя»
  • История живописи: Проект проектов
    История живописи: Проект проектов
    В укоренившемся представлении Леонардо да Винчи человек, чередующий несколько профессий: архитектор, живописец, скульптор, анатом, инженер, писатель

  • История живописи: Люсьен Фрейд
    История живописи: Люсьен Фрейд
    Люсьен Фрейд сделал то же самое, что Микеланджело, только наоборот. Он сказал, что в центре Вселенной стоит человек и этот человек смертен и ничего не значит, а стало быть, Бог, по образу и подобию которого сделан человек, тоже не важен

  • История живописи: Обречённая страсть
    История живописи: Обречённая страсть
    «Парижская школа» – это непризнанные гении, завсегдатаи кафе «Ротонда» в начале прошлого века, бунтари, изменившие искусство. Это знают все. Важно знать и то, что никакой школы не было