Радио "Стори FM"
Марк Захаров

Марк Захаров

Марку Захарову, одному из самых заметных театральных режиссеров, широко прославившемуся благодаря ТВ с его тотальным покрытием «шестой части суши», 13 октября исполнилось бы 90.

Счастливчик, который всегда умел добиваться всего чего хотел, он и прожил долго, немного недобрав до возраста патриарха, до девяноста. Четыре года назад его не стало, всего за две недели до дня рождения, когда ему должно было исполниться 86.

Несмотря на тяжелое детство – отца его постоянно сажали как врага народа - нищету, военное время, он, по-видимому, всегда чувствовал зов призвания, не отвлекаясь ни на что другое. В 22 года поступил в ГИТИС, потом уехал в Пермь, работал режиссером, вернулся, и вновь, уже в Москве, начал пробовать себя в режиссуре, а к середине шестидесятых уже работал в качестве постановщика.

Его многочисленные эксперименты всегда удавались (с той или иной степенью театрального блеска) – такое впечатление, что он всю молодость готовился взять, наконец, театральный Олимп – что, в общем, в конце концов и произошло. В сорок ему предложили возглавить Ленком: по меркам нашей геронтофильской культуры чуть ли не мальчик, юноша. И вот тут Захаров, что называется, не растерялся, взял быка за рога, начав свое руководство загибающимся театром (бросили, что называется, на трудный участок) суровым приговором: «В наш театр никто не ходит», сказал он на собрании труппы.

Труппа онемела - что не ходят, это они и сами знали, а вот что последует за этим суровым вердиктом, пока еще нет. Увольнение всей труппы? Это было возможно, у Захарова был полный карт-бланш на любые репрессии, однако он этого не сделал.

4.jpg
Сцена из спектакля "Юнона и Авось"
Перескакивая через годы начального периода, можно сказать (впрочем, это всем известно), что ему удалось поднять Ленком на недосягаемую высоту: билеты нельзя было достать вперед за …год. Вообще трудно представить, кто в конце концов попадал на его прославленные мюзиклы: министр культуры и его жена? Партократы? Сами актеры – из других театров? Мои знакомые давно махнули рукой, даже и не пытаясь вырвать у фортуны лишний билетик или хотя бы контрамарку.

Помимо музыкальных спектаклей, широко прославившихся даже за пределами страны – «Звезды и смерти Хоакина Мурьеты», «Юноны и Авось», помимо «Тиля», - «неувядаемой», как любят выражаться, классикой стала легендарная «Поминальная молитва» с Евгением Леоновым в главной роли. Вот об этом спектакле помнят до сих пор, как о выдающемся, исторгающем слезы, величайшем.

3.jpg
Кадр из фильма "Обыкновенное чудо"

Новаторство Захарова заключалось еще и в том, что он преобразовал эстетику так называемого телефильма; «Обыкновенное чудо», стоило ему выйти на экраны, стало мегахитом, способным подвинуть в сетке вещания «Иронию судьбы». Всенародно знаменитый фильм, который до сих пор, хотя прошло уже почти полвека, не сходит с экранов. Это и не спектакль, снятый на пленку, и в то же время не фильм – в том виде, в каком мы привыкли: и то, и другое, вместе взятое, обладающее убойным эффектом. Плюс точнейший кастинг: в центре событий, как вы помните, романтическая пара, Симонова-Абдулов, атлетически сложенный красавец и аристократически хрупкая девушка (к тому же актриса милостью божьей).

1.jpg
Кадр из фильма "Формула любви"
Безошибочный выбор актеров и в «Том самом Мюнхгаузене»: Янковский – Коренева, Броневой, Чурикова и пр. Блеск. «Дом, который построил Свифт» и «Формула любви» уже не обладали таким зарядом, хотя сделаны с привычной для этого мастера виртуозностью.

Захаров поставил десятки спектаклей, снимался в кино как актер, писал сценарии, заседал в жюри разнообразных премий, писал книги, преподавал, был не чужд политике и пр.

Ленком под его руководством, конечно, со временем потерял прежнюю популярность, устарел – появились новые имена и кумиры. Как любой живой организм, постепенно стареющий.

Зато его звания и награды в Википедии занимают пару страниц, не сосчитаешь.

Фото: АО «Коммерсантъ/FOTODOM; kinopoisk.ru

Другие герои

  • Лукино Висконти, пленник Красоты
    Лукино Висконти, пленник Красоты
    Лукино Висконти - один из последних столпов европейской культуры; редкостный уникум, протянувший нить между гуманистическим девятнадцатым веком и чудовищным двадцатым
  • Андрей Смирнов: Бумажный солдат
    Андрей Смирнов: Бумажный солдат
    Андрею Смирнову, одному из самых ярких режиссеров России, все фильмы которого (хотя снял он мало, не желая уступать цензуре) остались в истории кино, исполняется 83.
  • Алексей Балабанов: По ту сторону добра и зла
    Алексей Балабанов: По ту сторону добра и зла
    Будучи противоречивым человеком, он, может, - единственный среди своих современников, кто сумел задеть нерв коллективного бессознательного. Уже прошло 10 лет, как его нет на свете, с чем до сих пор трудно смириться

Похожие публикации

  • Побег в Аргентину
    Побег в Аргентину
    Вообще-то, побега как такового не было. Были официальные гастроли труппы «Русского балета» в Буэнос-Айресе, куда не поехал Сергей Дягилев. Зато поехали Вацлав Нижинский и статистка кордебалета Ромола де Пульски. Из поездки бог танца и его истовая поклонница вернулись супругами. На глазах у всей труппы барышня увела у всемогущего Пигмалиона его Галатею.
  • Перфекционист Ал Пачино
    Перфекционист Ал Пачино
    Сказать об Ал Пачино, что он - харизматик, от одного взгляда которого бедные дамы тут же падают в обморок, сраженные внезапно охватившим их чувством, а режиссеры-мужчины традиционной ориентации не могут оторвать от него глаз, - значит не сказать ничего
  • Петр Тодоровский: Человек с гитарой
    Петр Тодоровский: Человек с гитарой
    Петр Ефимович Тодоровский совсем юным попал на фронт. Курсант Саратовского военно-пехотного училища, с 1944 года он уже командир минометного взвода. Петр Тодоровский дошел до Эльбы, был ранен. Увидев работу военных кинооператоров, Тодоровский решил, что если останется жив, обязательно освоит эту профессию