Автор: Диляра Тасбулатова
13 августа 1899 года родился один самых таинственных классиков мирового кино Альфред Хичкок.
Известно, что в любом произведении искусства отражаются фобии самого автора: в фильмах Хичкока эти фобии, комплексы и страхи, иногда болезненные, чувствуются как ни у кого другого. Если раньше, во времена классического искусства, автор лишь намекал на глубины подсознания, то в ХХ веке эти потаенные страсти и ужасы обрели голос.
Недаром Хичкок - прародитель жанров триллер (thrill – по-английски «трепетать, трястись») и саcпенс (suspense – «напряжение»). Именно он сумел создать в своих фильмах атмосферу тревожной неопределенности, ужасающего ожидания и подсознательного страха. Хичкок любил повторять, что человеческое сознание покоится на фундаменте триады Страх-Секс-Смерть (по-русски это три «С», звучит тревожно-красиво).
Хичкок, как, может, никто другой, сумел создать собственный жанр в кино, где за детективным сюжетом таились ужасы человеческого существования, неуверенность, как любили писать советские газетчики, «в завтрашнем дне» (можно подумать, в СССР мы были в чем-либо уверены). В этом смысле творчество Хичкока абсолютно универсально и говорит о человеке вне социума: снедаемый страхами и фобиями, а кто из нас не снедаем, может жить где угодно.
Словари дают разные цифры названий его фильмов, которые вошли в золотой фонд мирового кино – кто-то называет великую десятку, иные критики настоятельно рекомендуют 15 картин.
Конечно, «Психо», «Окно во двор», «Головокружение», «На север через северо-запад», «В случае убийства набирайте «М», «Ребекка», «Незнакомцы в поезде», «Веревка», «39 ступеней» и «Птицы» обязательны к просмотру – как, скажем, обязателен Феллини или Бергман.
Как это обычно бывает, фильмы Хичкока, начиная с «Марни», воспринимались публикой довольно холодно – видимо, современники, когда бы это ни случилось, хоть пятьсот лет назад, напрочь не готовы к адекватному восприятию шедевров. О ком бы ни шла речь, да хоть о Микеланджело - тогда, правда, искусство и впрямь «принадлежало народу».
Хичкок, впрочем, тоже был в своем роде «народным» режиссером, снимая фильмы, где жанр представал во всей своей красе (удивительно, что даже этого не поняли).
Его зловещие пророчества, что на первый взгляд странно, были с восторгом восприняты во Франции, причем, режиссерами «новой волны», в целом Голливуд презирающими. Трюффо даже сделал книгу бесед в Хичкоком, которая до сих пор является эталонной в жанре интеллектуального интервью. А выдающиеся французские режиссеры, Эрик Ромер и Клод Шаброль, написали исследование творчества Хичкока – гения, сумевшего сквозь оболочку Жанра поставить очередной ноль и гуманизму, и человеку, как существу разумному. Гения, который первый в мире обновил жанр детектива: недаром одна исследовательница пишет, что «Привлекательность Хичкока для теоретиков и исследователей кинематографа трудно переоценить. Исследование его творчества – самый практичный путь к изучению всей истории кино».
То есть именно он, и никто другой, заложил фундамент онтологии кино, где зрелищность смешана с интеллектуальностью и ощущением сновидения, грёз наяву.
фото: Topfoto/FOTODOM