Радио "Стори FM"
«Человек-паук»: Полеты во сне и наяву

«Человек-паук»: Полеты во сне и наяву

Автор: Диляра Тасбулатова

«Человеку-пауку» под номером 1 исполнилось 20 лет: имеется в виду фильм, а не мультипликация, с живыми, живее некуда, актерами: Тоби Магуайром, Кирстен Данст и великим без преувеличения Уиллемом Дефо.

На самом деле этот самый паук, который и человек, и не совсем, супермен в красном трико, свободно летающий там и сям, особенно по отвесным стенам, как и положено уважающему себя насекомому, придуман уже очень давно, почти 60 лет назад. Комиксы с его приключениями были чуть ли не настольным чтением в США, у нас этот жанр вроде как не прижился: я даже видела комикс по «Анне Карениной», опыт, не смейтесь, интересный, но в родном отечестве оказался далеко не столь популярным, как за океаном. Да что там непопулярным, того хуже - почти невостребованным.

В Европе распространен и политический комикс (есть и фильмы по его мотивам) – например, «Персеполис» иранки Маржан Сатрапи, проживающей в Париже, изучают даже в школах, а рисованный мультфильм по нему в стиле так называемой тотальной мультипликации получил Гран-при Каннского фестиваля, Золотой Глобус и номинировался на Оскар.

kadr3.jpg
Кадр из мультфильма "Персеполис"

С «Пауком» же история такая: постановочный фильм (или, как у нас выражаются, художественный – то бишь с живыми актерами) не мог пробить себе дорогу целых четверть века: почему-то считалось, что дело это не прибыльное, ерунда для малых детей, развлечение для недалеких, обойдемся и рисунками. Забегая вперед, сообщаю, что именно этот проект в результате заработал почти …миллиард, чуть-чуть не дотянув до сверхприбылей «Титаника» (!), а Тоби Магуайр вместе с юной Кирстен Данст стали поп-иконами. Дефо же был и так знаменит, хотя и ему, актеру серьезному, не помешало участие в этом вроде как чисто коммерческом проекте.

Казалось бы, что нам (в данном случае мне, извините) Гекуба: лет мне уже немало, да и к выходу фильма было отнюдь не 15, как легко догадаться, комиксов я не читаю, коммерческие фильмы почти не смотрю, и о черепашках-ниндзя имею весьма поверхностное представление. Дело, конечно не во мне лично, кто я такая, а в той соцгруппе, к каковой я и мои френды принадлежим: то есть к сообществу какой-никакой интеллигенции условно старого образца, чьи замшелые вкусы непонятны подросткам, обеспечившим астрономическую кассу этому самому «Пауку».

Впрочем, я бы расширила наши старомодные пристрастия: иногда коммерческое искусство сопрягается с так называемым умственным, передовым и «гуманистическим», сойдясь с ним в какой-то точке, где условное зрительское порой одолевает условный «арт». Честное слово, лучше уж этот комикс, сыгранный вживую и с умопомрачительными спецэффектами, чем очередная «тарковщина» с глубокомысленными сентенциями и чтением Библии вслух.

kadr.jpg
Кадр из фильма "Человек-паук"

В общем, сообщаю вам, дорогие читатели, что за прошедшие двадцать лет «Человек паук-1» нисколько не устарел, а даже в чем-то и приобрел. Чуть ироническая, игровая и сказочная игра в борьбу Добра со Злом, где Зло воплощает никто иной как сам Дефо, нехороший человек, укушенный пороком и превратившийся в монстра, а Добро – неуклюжий пацан, что вечно на подхвате, спасатель и чуть ли не Спаситель, как-то так. Причем вся эта манихейская «абракадабра» греет сердце не только подросткам по обе стороны Атлантики, но и, пожалуй, всем на свете, детям и взрослым, если они, разумеется, еще не утеряли нравственных, не побоюсь этого слова, ориентиров, что такое хорошо и что такое плохо. Вкупе со здоровым юмором, любви к игровой стихии, сказкам с хорошим концом, зрелищности, от которой замирает сердце, et cetera.

…Кинематограф вообще-то так и начинался: с феерии, с Жоржа Мельеса с его «Полетом на Луну», с балагана и с Чарли, неутомимого вертящегося и крутящегося, попадающего в нелепые ситуации, чтобы в конце концов выиграть у фортуны свой счастливый билет. С приключений или богатырей, или, наоборот, маленького человека: Питер же, человек-паук, воплощает собой и то, и другое, две ипостаси, комплексы неудачника и всесилие супермена. Дома – один, на улицах Нью-Йорка (мастерски воспроизведенного в павильонах лос-анджелесских студий) - совсем другой, гибкий и увертливый, фантастически ловкий и космически стремительный, воплощающий мечту всех несчастных мальчишек, которым более нахальные красавцы-одноклассники то и дело ставят подножки и обзывают задротом.

Другой вопрос, что Питер, обретя власть над людьми и пространством, не мстит обидчикам, как его противник, которого в буквальном смысле укусила муха зла, после чего он возомнил себя властелином мира, в чьих силах, как ему кажется, карать и миловать, казнить и устраивать побоища, сжигая все вокруг и убивая живых людей из чистой прихоти.

При этом этот совершенно прелестный фильм мог бы и вправду обернуться коммерческим блокбастером для недалеких едоков попкорна, если бы Сэм Рэйми, постановщик этой саги (которого требовательные продюсеры, по счастью, выбрали среди многих других, включая самого Кэмерона) не взялся бы за дело с фанатичным упорством, тщательно выверяя все элементы суперзрелища - декорации, монтаж, ритм и смену, как сказал бы интеллектуал, парадигм. Здесь всё играет на замысел: интонация сказа и в то же время бытовой, в иных сценах, реализм, «готические» ужасы пополам с повседневностью, суперменские полеты во сне и наяву - с тонкой иронией, мощь Нью-Йорка – с жизнью маленьких людей на его окраинах, имперская гордыня пополам с вниманием к малым сим.

kadr2.jpg
Кадр из фильма "Человек-паук"
Сей феерический коктейль и дает столь умопомрачительный эффект – для Питера, человека-паука, ночи его подвигов с грохотом и лязгом, прыжками и полетами, более обременительны, нежели ясные дни, когда он может случайно встретить любимую девушку, одаривающую его своей милой улыбкой. Супермен, снявший с себя личину такового, оказывается просто человеком, застенчивым подростком, стеснительным и деликатным.

Ищите женщину? Подвиги во имя Прекрасной Дамы, рыцарский кодекс служения недостижимому идеалу, пусть это и не вожделенная тень в узком окне высокого замка, а соседская, причем в буквальном смысле, девчонка? Вроде бы и так: ради Питера, паук он или человек, Дама отвергнет более престижных и мужественных кавалеров, цель достигнута, дракон побежден, готовимся к свадьбе.

Тем поразительнее финал – пережив самую большую любовь своей жизни, такой уже, видимо, не будет, Питер-паук ...отвергает Мэри Джейн. Я, мол, должен лететь дальше, спасать мир и сеять Добро. Долг превыше всего: прямо как коп из заурядного сериала, который уходит в ночь с годовщины свадьбы, потому что где-то там послышалась стрельба.

Ну что ж, финал вполне себе американский: да и полетать ночью интереснее, чем сидеть на своей кухоньке, поедая блинчики с кленовым сиропом. Оборотень уходит в ночь, подальше от неизбежного «мещанства» семейных радостей: странно, что феминистки из породы воинствующих пока не запретили этот фильм.

Боюсь им подсказывать, но, надеюсь, они меня не читают.   

фото: kinopoisk.ru

Похожие публикации

  • Людмила Гурченко: Идеальная звезда
    Людмила Гурченко: Идеальная звезда
    Людмила Гурченко была феноменом, сочетающим в себе две ипостаси - дивы и выдающейся драматической актрисы: а ведь такое совпадение случается крайне редко, если вообще случается
  • Мерседес Соса: Голос Аргентины
    Мерседес Соса: Голос Аргентины
    Певица Мерседес Соса - голос Аргентины, идущий из самых потаенных уголков обобществленной души этой страны, выраженной в женской ее ипостаси и в самом высоком изводе, какой только можно представить, то есть - в музыке
  • Непокоренная жена
    Непокоренная жена
    В Галину Евтушенко были по уши влюблены все знаменитости 60–70-х: Михаил Луконин, Евгений Евтушенко, Александр Межиров, Василий Аксёнов, Артур Миллер… Но вторую половину жизни она провела в одиночестве, и это был её выбор. Она всегда очень строго судила и неизменно перечила – мужьям, друзьям и властям