Радио "Стори FM"
Владислав Дворжецкий

Владислав Дворжецкий

Автор: Диляра Тасбулатова

26 апреля одному из самых необычных, выразительных актеров российского кино, Владиславу Дворжецкому, могло бы исполниться 84.  

Хотя он ушел неоправданно рано, в 39 (по мистическому совпадению его младший брат Евгений тоже погиб в 39, в аварии, уже много позже), помнят его до сих пор.

Странная, причудливая судьба, которая могла бы и не состояться, если бы он не выиграл «тендер» на роль генерала Хлудова в «Беге». Соперник у него был дай бог каждому (то есть, наоборот, не дай бог) – то есть Глеб Стриженов, актер выдающийся: слухи о том, что его пробы были слабыми, уверена, недостоверны, он всегда работал очень тщательно, а уж толика безумия, необходимая для этой роли, и у него присутствовала. А вот то, что Стриженов переживал эту неудачу, наверно, правда: роль значимая, из тех, что могут изменить судьбу любого актера, даже заслуженного и увенчанного, что вполне способна повлиять на дальнейшую карьеру исполнителя любого уровня. Тем более (по одной из версий) Стриженов уже начал работать, несмотря на то, что Алов и Наумов продолжали сомневаться: Хлудова, как они полагали, у них все равно нет. Что-то не то, в общем.   

Видимо, у Дворжецкого с этим фирменным хлудовским безумием получалось еще хлеще, чем у его соперника: одни глаза, огромные, порой страшные, глубокие как колодец, выразительные настолько, что мороз по коже пробирает, чего стоят. Напоминают громадные очи немца Удо Кира, актера-уникума, который раз, наверно, сто, без преувеличения, играл то дьяволов, то разнообразных маньяков, то особо опасных преступников и пр., от взгляда которого холодеешь. Насчет повадки, аристократической – кстати, у обоих, у Стриженова и Дворжецкого, - и говорить нечего: оба были дворянского происхождения, и оба обладали особой пластикой, почти военной выправкой, недаром у Дворжецкого мать была балериной. Судьбоносную роль в этом выборе сыграл, видимо, и возраст: Стриженов был значительно старше, на 14 лет.

3.jpg
Кадр из фильма "Бег"
Перед тем, как показаться худсовету, Дворжецкий месяц промаялся в ожидании вызова в Москву, какую-то роль в фильме (поначалу не Хлудова) ему, увидев его фото, вроде как обещали, но всё чего-то ждали, а когда таки вызвали, то вдруг решили попробовать и на Хлудова. Причем «садистски» начали с самой сложной сцены, то есть с жутких видений Хлудова, бреда, когда ему являлся в ночных кошмарах повешенный по его приказу солдат. В общем, этот «провинциал», никому доселе не известный, не столь опытный, как его соперник, актер почти непрофессиональный, скорее любитель, сумел нагнать на всех страху чуть ли не с первого дубля. Но когда его таки утвердили, он и сам пришел в ужас: звездный состав фильма, от Баталова с Ульяновым до самого Евстигнеева, размах постановки, почти эпоса, то обстоятельство, что «Бег» снимается по мотивам пьесы Булгакова, впечатлял и пугал. Ответственность, которую он на себя взвалил, тем не менее подстегивала его самолюбие, а уж работать и выкладываться полностью он умел, да и Ульянов с Баталовым во всем помогали, обстановка на площадке была доброжелательной и дружественной, без «дедовщины».

Один из режиссеров картины, Владимир Наумов, рассказывал:

«Вот не можем найти, не нравится никто! И вдруг одна женщина из другой съемочной группы привозит фотографии нашему второму режиссёру. И на одной из них я увидел Владислава Дворжецкого, его глаза… Мы долго не знали, на какую роль его брать, потому что тогда это был совершенно непрофессиональный актёр. Но я люблю готические фигуры. В итоге мы взяли эту готическую фигуру, актера с потрясающим лицом и удивительными глазами, ничего, как мне сказали, не умеющего делать в кино. Сначала решили, что снимем его в массовке: будем выделять именно это лицо. Потом подумали-подумали, и поняли, что этого мало. Решили: будет играть Тихого, контрразведчика, — есть в «Беге» такой персонаж. Но тоже маловато для такой фактуры. Затем стали перебирать: на роль Голубкова не подходит, Чарноты - тоже. И только потом уже поняли - это же Хлудов.

Перед нами стоял вопрос, что важнее, профессионал или личность. Мы выбрали личность. Дворжецкий был личностью, это было очевидно».

Хм… Стриженов вообще-то тоже был личностью, и еще какой: высказывание, таким образом, не слишком корректное – единственное, что соответствует истине, так это фактура Дворжецкого, именно что «готическая», благодаря которой он производил оглушительное впечатление, притягивая своим отрицательным обаянием и необычной антропологией. В своем роде экзотической – не поймешь, красавец или «урод», во всяком случае какой-то зловещий типаж. Ну, вы все помните его взгляд – в том эпизоде, когда он отдает приказ повесить несчастного.

Дворжецкий магически действовал и на публику (фильм посмотрели около 20 млн), и на профессионалов – настолько, что ему тут же поступило предложение сыграть "матерого", как у нас любили выражаться, преступника-интеллектуала по клике «Граф», похитившего живописный шедевр кисти Франса Хальса из Пушкинского музея.

2.jpg
Кадр из фильма "Возвращение Святого Луки"

«Возвращение Святого Луки», конечно, далеко не «Бег», но для тех времен - довольно качественный детектив, сюжет которого имел место и в жизни, то есть основан на реальном, беспрецедентно дерзком ограблении, одним из первых в СССР. Которое произошло, по иронии судьбы, сразу же после заявления министра культуры Фурцевой, что, мол, у нас в СССР картины не крадут. В титрах нет указания, что фильм основан на реальных событиях, хотя кража века таки состоялась, ну, а Дворжецкий, к тому времени уже опытный, сумевший пройти съемочный ад «Бега», который и сделал из него настоящего актера, не посрамит ни партнеров по площадке, ни режиссера. Заодно закрепив в массовом сознании свой инфернальный имидж. Впоследствии его пригласит на роль в «Солярисе» сам Тарковский, о требовательности которого ходили легенды.

1.jpg
Кадр из фильма "Земля Санникова"

Вообще Дворжецкому явно везло на приключения: в каких обстоятельствах снималась «Земля Санникова» - фильм, все же состоявшийся после множества скандалов, ссор и требований актеров (Дворжецкого, Даля и Шакурова) заменить режиссеров, - страшно представить. Не говоря уже об условиях съемок, очень опасных. Несмотря на недоверие к постановщикам, неким Альберту Мкртчяну и Леониду Попову (чьи биографии действительно не отмечены большими достижениями), картина прогремела и сорвала джек-пот: как это ни парадоксально, ее посмотрело в два раза больше зрителей, чем «Бег» (более 41 млн). Старшее поколение, подростки середины семидесятых, помнят, что «Земля Санникова» была хитом, ненамного уступившем в прокате «Золоту Маккены» или «Золотой пуле», фильмам иностранного производства, зрелищным, сделанным с размахом, профессиональными режиссерами и соответствующим бюджетом.

Такой вот парадокс. Дворжецкий, слава богу, так и не отказался от съемок, как и Даль, из-за чего Шакуров посчитал их «предателями», зато положение Дворжецкого укрепилось еще больше.

И тем не менее судьба его трагична: снимаясь на протяжении всего-то девяти лет, с тридцати до самой своей смерти, он будто стремился нагнать время, работая без передышки, после двух инфарктов, перенесенных на ногах, которые даже не заметил, – по сути, уже смертельно больной. Успел четыре раза жениться и произвести на свет троих детей, в детстве голодал, пока его отец сидел в лагерях, а по возвращении родители развелись; скитался, был беден и неустроен, без жилья, вечно вынужденный зарабатывать, несмотря на смертельную усталость – ну, и прочее.

Необычный талант и выразительная, «готическая», как выразился Наумов, внешность позволили ему стать звездой, но, по-видимому, ни счастья, ни покоя ему это не принесло.

Интересно, что его до сих пор помнят – в то время как другие, быть может, не менее одаренные, прочно забыты. Возможно, при другом раскладе, в другой стране, в иных условиях его судьба сложилась бы иначе: хотя могла и там бы не сложиться, никто не знает. Судьбу, как говорится, не объедешь…

Сам он мечтал о карьере врача, но жизнь повернулась таким образом, что стал актером, несколько неожиданно для самого себя и по совету матери, не чуждой искусству. Как актер – кроме роли Хлудова – он почти не успел проявить себя во всей полноте отпущенного ему дарования, рано умер, да и шедевров на его долю бы не хватило (как, собственно, почти ни на чью) и тем не менее именно он – один из самых запоминающихся актеров советского кино. Его исполнение в «Беге» заметили и на Западе: магия, заключенная в этом суровом человеке, действовала безотказно, вне границ, ментальности и привязки к месту. Да и времени - тоже.   

фото: Мосфильм/FOTODOM       

Похожие публикации

  • Графы и графоманы
    Графы и графоманы
    Во все времена люди читают одних авторов, а в истории остаются совершенно другие. Почему книги заурядных писателей находят отклик в наших душах?
  • Сибириада
    Сибириада
    Театральный режиссёр Рива Левите и основательница клана Дворжецких – о том, что такое истинная стойкость
  • Графские развалины
    Графские развалины

    Адвокат Александр Добровинский – о том, как некоторые коллекции сами выбирают своих владельцев