Юбилей кварцевой лампы. 100 лет назад, в начале 1920 года, в Германии началось массовое лечение больных ультрафиолетовыми лучами. А открыли целебные свойства ультрафиолета во время Первой мировой войны - когда берлинский врач Курт Гульдчинский искал способы лечения детей, страдавших от недоедания и рахита. Он начал облучать детей с помощью ртутно-кварцевых ламп и обнаружил, что кости у них стали укрепляться.
Так в медицине появилось новое направление – ультрафиолетовая терапия. И это - лишь один из многих примеров того, как Первая мировая подарила нам изобретения и технологии, ставшие привычной частью современного мира.
Например, тогда вместе с боевой авиацией был придуман и парашют. Само это слово появилось давно - от французского parer “предотвращать” и chute “падение” - и люди давно пытались придумать различные плащи и паруса для безопасного спуска с высоты, с воздушных шаров.
И в начале Первой мировой многие по инерции еще пытались сделать что-то подобное: большие зонты со спицами, одежды со складками, раздувающимися при падении. Но появился и парашют уже в современном виде: купол и стропы, упакованные в ранец, который надевал летчик. Изобретателем такого парашюта считают русского инженера Глеба Котельникова.
И что любопытно: именно в России было предсказано появление современного парашюта, еще почти за сто лет до начала Первой мировой войны. Автором предсказания был Фаддей Булгарин – скандальный писатель, враг Пушкина, агент царской охранки, известный провокатор и доносчик, презираемый своими коллегами–литераторами.
Но что менее известно: Булгарин написал несколько фантастических романов, в одном из которых изобразил, как будет выглядеть жизнь в России через тысячу лет. И вот главный герой этого романа посещает военный парад:
“Не могу выразить чувствования, объявшего мою душу, при виде двухсот огромных аэростатов, выстроенных в одну линию на земле. Пред каждым стояло по сто человек солдат… Аэростаты поднялись на воздух, и вдруг солдаты бросились опрометью на землю с неизмеримой высоты. Я обмер от страха, но вскоре пришел в себя, увидев распускающиеся в воздухе парашюты. Солдаты, коснувшись земли, выпутались проворно из сеток, свернули парашюты и, привязав их как ранцы к спине, построились.
– Каково вам это нравится? – спросил профессор.
– Чудеса! – воскликнул я. – После этого изобретения ни крепости, ни оборонительные местоположения, ни быстрые переходы не спасут неприятеля.”
Вот так Булгарин еще в 1824 году предсказал появление не только современного парашюта, упакованного в ранец, но и воздушно-десантных войск. Правда, в реальности такие войска появились лишь через десять лет после окончания Первой мировой -- но вот парашюты уже во время той войны спасли жизнь многим летчикам.
А на земле главным изобретением тогда стали танки. Причем, вслед за бронированными гигантами на гусеницах вскоре появились и их муляжи - деревянные, фанерные, резиновые. Танки вызывали панику у неприятеля, поэтому для запугивания противника и стали использовать муляжи: своевременно поднятый над окопами такой макет мог решить исход боя.
В свою очередь, чем более успешно удавалось обманывать противника, тем больше расцветало искусство шпионажа: все важнее было получить истинные данные о количестве настоящих танков и других вооружений. Шпионы, владеющие этой важной информацией, становились все более опасны, и на них развернулась настоящая охота, их искали везде.
Шпиономания порой доходила до абсурда. Когда Игорь Стравинский уезжал из Италии в Швейцарию, на границе итальянцы конфисковали у него картину Пабло Пикассо. На картине был изображен сам Стравинский, но художественная манера Пикассо была для пограничников слишком необычной: они заподозрили, что в ломаных линиях и кружочках зашифрована схема каких-то стратегических сооружений.
Настоящих шпионов с настоящими схемами, конечно, тоже ловили, но на смену им все новые агенты проникали во вражеские тылы. А кроме шпионов там все более активно действовали и партизанские отряды – еще одно изобретение той войны.
Конечно, партизаны были известны и раньше, скажем, во время войны 1812 года – но именно в сражениях Первой мировой родилось такое понятие как широкомасштабная партизанская война: со взрывами вражеских штабов и складов, с уничтожением коммуникаций. Автором этой тактики называл себя Андрей Шкуро, будущий знаменитый белый генерал. В своих мемуарах он вспоминал, как предложил создать “партизанскую сотню” из казаков:
“Они взрывают мосты, уничтожают снабжение противника. Они возбуждают против него местных жителей, снабжают их оружием и учат технике партизанских действий”.
И вскоре на германском фронте начал действовать особый Кубанский отряд Шкуро. У отряда было черное знамя с волчьей головой, за что он и получил свое название «Волчья сотня». Тогда же на Персидском фронте в партизанах повоевал будущий знаменитый красный командир Семен Буденный - тогда он был старшим унтер-офицером драгунского полка имени датского Короля Христиана IX. Название полка объяснялось тем, что Христиан IX был отцом принцессы Дагмары, которая стала женой Александра III.
А в противоположном лагере самым знаменитым рейдом по вражеским территориям стали операции германских моряков на Аравийском полуострове. Картина покруче сюжета любого романа: полсотни немецких моряков в черной изорванной форме с флагом Императорского флота идут на верблюдах через Аравийскую пустыню.
Это был отряд с немецкого крейсера “Эмден”, потопленного англичанами осенью 1914 года у берегов Индии. Пережившие гибель крейсера немцы прятались на Кокосовых островах, а затем на захваченном ими старом паруснике уплыли на Суматру (нынешняя Индонезия).
Там им случайно попался журнал со статьей о том, что в Аравии построена железная дорога, которая соединила Мекку с Константинополем. Немецкие моряки решили найти эту дорогу, чтобы доехать до Турции, союзника Германии - и на грузовом судне они добрались до Аравийского полуострова.
А затем несколько месяцев немцы шли на север по Аравийской пустыне. По пути они вели свою партизанскую войну - громили арабские отряды, которые выступали на стороне Британии.
Уже практически умирая от жажды и голода, немецкие моряки 2 мая 1915 года вдруг наткнулись на рельсы. Они добрались до ближайшей станции, дождались поезда – и так наконец попали в Константинополь.
фото: Depositphotos.com/FOTODOM