Радио "Стори FM"
Михаил Осокин: Реальная история трёх мушкетёров

Михаил Осокин: Реальная история трёх мушкетёров

Новые мушкетёры пришли к российским зрителям. В театре “Современник” состоялась премьера спектакля под названием “Дюма”. Краткое содержание: актеры провинциального театра изображают д’Артаньяна и его товарищей – и приключения, которые они разыгрывают на сцене, переплетаются с интригами за кулисами.

Запоминающаяся деталь нового спектакля: голубые плащи мушкетеров сделаны из лоскутов старых застиранных джинсов. В эпоху мушкетеров джинсов не было – зато было много другого, что не уместилось в романе Дюма. Реальная жизнь была богаче придуманных писателем приключений д’Артаньяна и его друзей.

Начнем с того, что значительно богаче был титул настоящего д’Артаньяна. Его звали Шарль Ожье де Батц де Кастельмор, сеньор д’Артаньян.

Шарль был не из дворянского рода: еще его дед был мещанином - но женился на дворянке и компенсировал свой комплекс неполноценности пышным титулом, позаимствованным у жены. К титулу добавили название купленного у другого дворянского рода замка Кастельмор на юго-востоке Гаскони. А сам Шарль к титулу отца прибавил еще и фамилию матери – она происходила из семейства де Монтескью д’Артаньян – и отправился покорять Париж.

Позже, уже в зрелом возрасте, став одним из доверенных лиц короля, Шарль присоединит к своей фамилии титул “Смотритель королевского птичьего двора”. Вот кем на самом деле был человек, описанный в романе Дюма как хулиган и забияка, гроза гвардейцев кардинала – главным птичником Франции… Причем д’Артаньян был этим очень доволен: должность не требовала никаких усилий, зато приносила хороший доход.

Впрочем, надо сказать, что в своей жизни реальный д’Артаньян был не только королевским птичником - до этого он пережил массу приключений.

Пожалуй, самое громкое приключение, описанное в “Трёх мушкетёрах” – это история о подвесках королевы. Все, конечно, её помнят: жена Людовика XIII дарит британскому герцогу Бекингему свои подвески, миледи незаметно во время бала в Лондоне срезает у Бэкингема подвески, чтобы передать кардиналу Ришелье, который интригует против королевы.

И Дюма не придумал эту историю – он прилежно списал все подробности у Франсуа де Ларошфуко. Миледи Дюма – это была британская графиня Карлейль, которая стремилась добиться благосклонности Бекингема и из ревности украла алмазные подвески. Ларошфуко в своих мемуарах уделил немало места этой интриге:

По повелению герцога Бэкингема были успешно изготовлены другие подвески, точно такие же, как похищенные, и он отправил их королеве... Таким образом Кардинал лишился верного способа уличить королеву и подтвердить одолевавшие короля сомнения.

Но только вот к реальному д’Артаньяну это не имело никакого отношения. Все эти события происходили в 1628 году, когда Шарль был ещё маленьким мальчиком – по некоторым утверждениям, ему было тогда пять лет. Шарль не гонялся за подвесками королевы – зато он пережил множество других приключений, но уже при следующем короле, Людовике XIV.  

Шарль действительно стал мушкетёром, участвовал в разных сражениях, которые вели французские войска – а в какой-то момент даже уехал из Франции, чтобы стать наёмником. Английский король Карл I Cтюарт воевал со своим парламентом – и д’Артаньян стал сражаться на стороне Карла, получив от командира мушкетёров что-то вроде отпуска.  

Но воевать в Англии ему не понравилось – о чём он прямо и заявил своим новым работодателям: “Люди тут такие дрянные, что я скорее соглашусь жить среди медведей, чем среди англичан”. Отпуск д’Артаньяна быстро закончился, и он опять стал мушкетёром в Париже. 

Роман Дюма построен на постоянных стычках мушкетёров с гвардейцами кардинала, и д’Артаньян на страницах этого романа смело отказывается от предложения кардинала перейти на его сторону: 

Я скажу вашему высокопреосвященству, что все мои друзья находятся среди мушкетёров и гвардейцев короля, а враги, по какой-то непонятной роковой случайности, служат вашему высокопреосвященству, так что меня дурно приняли бы здесь и на меня дурно посмотрели бы там, если бы я принял ваше предложение, ваша светлость.

А на самом деле д’Артаньян как раз принял предложение: он стал спецкурьером у преемника Ришелье, нового первого министра Франции кардинала Мазарини. Шарль выполнял разные секретные поручения, а во время волнений в Париже в 1648 году вывез из города в карете и спас от толпы Мазарини, короля Людовика XIV и его мать - ту самую, с подвесками.

Волнения вскоре подавили и мятежников отправили в Бастилию. А вот в романе “Три мушкетёра” Бастилия угрожает самому д’Артаньяну, и на этот случай он уже разрабатывает план побега с помощью друзей:

— А Бастилия? — спросил Арамис.

— Подумаешь! Вы вытащите меня оттуда, — сказал д’Артаньян.

А на самом деле Бастилию преподнесли д’Артаньяну в подарок. Король предложил ему должность коменданта этой тюрьмы. Но д’Артаньян вежливо отказался - и как оказалось, не прогадал. Людовик в итоге сделал его начальником мушкетёров.

Так Шарль стал одним из доверенных лиц при дворе. А когда началась франко-голландская война, он получил звание "полевого маршала" (генерал-майора). Но этим званием д’Артаньян наслаждался недолго – через год, 25 июня 1673 года, он был убит при осаде Маастрихта.

В общем, реальный мушкетёр сильно отличался от главного героя романа Дюма. В “Трех мушкетёрах” критики находят массу исторических неточностей, глупостей и ляпов. А Дюма парировал: “Да, я насилую историю, но я ей делаю очаровательных детишек”.

В более серьезных заявлениях по поводу своих романов писатель говорил, что критики не хотят видеть у него массу достоверных исторических деталей - а ведь он тщательно выписывал их из мемуаров того времени.

В том числе Дюма основательно изучил биографию Шарля - по вышедшей в 1700 году книге под названием “Воспоминания господина д’Артаньяна, капитан-лейтенанта королевских мушкетёров, содержащие множество частных и секретных вещей, которые произошли в царствование Людовика Великолепного”.

Но самого главного о д’Артаньяне  Дюма, видимо, так и не узнал. В некоторых исторических исследованиях упоминается, что когда Людовику доложили о смерти Шарля под Маастрихтом, он приказал двум офицерам немедленно отправиться туда и опечатать все вещи мушкетёра. Они перерыли в его комнате всё и ушли с небольшой шкатулкой – в ней хранились дневники д’Артаньяна.

Мушкетёр знал слишком много, и король решил уничтожить опасные бумаги. Так что, возможно, самые интересные страницы “Трех мушкетёров” остались ненаписанными...

Похожие публикации

  • Михаил Осокин: Григорий Распутин и его роль в русской революции
    Михаил Осокин: Григорий Распутин и его роль в русской революции
    Американский фантастический боевик “Хеллбой” стал лидером кинопроката в России. Новый вариант известного комикса, в котором герой спасает человечество от злой волшебницы – Кровавой королевы – имел успех во многих странах. Но, возможно, россиян особенно привлекло то, что среди героев фильма действует Григорий Распутин, один из самых известных персонажей в нашей истории
  • Михаил Осокин: Многоликий Христос
    Михаил Осокин: Многоликий Христос
    Во Владивостоке хотят поставить огромную статую Иисуса Христа – на 89-метровой сопке Крестовая, то есть фигура будет выше, чем даже в Рио-де-Жанейро. Эту идею озвучил сейчас духовник патриарха Кирилла схиархимандрит Илий. Огромную композицию создадут из белого камня, в постаменте планируется разместить лекционные и выставочные залы. Представители РПЦ, видимо, воспользуются опытом Зураба Церетели – кто же еще у нас творит в таких больших формах?
  • Михаил Осокин: Несчастливый реформатор
    Михаил Осокин: Несчастливый реформатор
    Необычная выставка в Риге: на Домской площади появились полторы сотни медведей – разноцветные фигуры в человеческий рост. Придуманные в Берлине танцующие медведи с поднятыми лапами вот уже 15 лет путешествуют по разным городам. Они символизируют 146 стран мира, все страны стоят вместе, рука об руку за мир, за толерантность, за лучшее понимание – так объясняют организаторы эту акцию.