Новые мушкетёры пришли к российским зрителям. В театре “Современник” состоялась премьера спектакля под названием “Дюма”. Краткое содержание: актеры провинциального театра изображают д’Артаньяна и его товарищей – и приключения, которые они разыгрывают на сцене, переплетаются с интригами за кулисами.
Запоминающаяся деталь нового спектакля: голубые плащи мушкетеров сделаны из лоскутов старых застиранных джинсов. В эпоху мушкетеров джинсов не было – зато было много другого, что не уместилось в романе Дюма. Реальная жизнь была богаче придуманных писателем приключений д’Артаньяна и его друзей.
Начнем с того, что значительно богаче был титул настоящего д’Артаньяна. Его звали Шарль Ожье де Батц де Кастельмор, сеньор д’Артаньян.
Шарль был не из дворянского рода: еще его дед был мещанином - но женился на дворянке и компенсировал свой комплекс неполноценности пышным титулом, позаимствованным у жены. К титулу добавили название купленного у другого дворянского рода замка Кастельмор на юго-востоке Гаскони. А сам Шарль к титулу отца прибавил еще и фамилию матери – она происходила из семейства де Монтескью д’Артаньян – и отправился покорять Париж.
Позже, уже в зрелом возрасте, став одним из доверенных лиц короля, Шарль присоединит к своей фамилии титул “Смотритель королевского птичьего двора”. Вот кем на самом деле был человек, описанный в романе Дюма как хулиган и забияка, гроза гвардейцев кардинала – главным птичником Франции… Причем д’Артаньян был этим очень доволен: должность не требовала никаких усилий, зато приносила хороший доход.
Впрочем, надо сказать, что в своей жизни реальный д’Артаньян был не только королевским птичником - до этого он пережил массу приключений.
Пожалуй, самое громкое приключение, описанное в “Трёх мушкетёрах” – это история о подвесках королевы. Все, конечно, её помнят: жена Людовика XIII дарит британскому герцогу Бекингему свои подвески, миледи незаметно во время бала в Лондоне срезает у Бэкингема подвески, чтобы передать кардиналу Ришелье, который интригует против королевы.
И Дюма не придумал эту историю – он прилежно списал все подробности у Франсуа де Ларошфуко. Миледи Дюма – это была британская графиня Карлейль, которая стремилась добиться благосклонности Бекингема и из ревности украла алмазные подвески. Ларошфуко в своих мемуарах уделил немало места этой интриге:
По повелению герцога Бэкингема были успешно изготовлены другие подвески, точно такие же, как похищенные, и он отправил их королеве... Таким образом Кардинал лишился верного способа уличить королеву и подтвердить одолевавшие короля сомнения.
Но только вот к реальному д’Артаньяну это не имело никакого отношения. Все эти события происходили в 1628 году, когда Шарль был ещё маленьким мальчиком – по некоторым утверждениям, ему было тогда пять лет. Шарль не гонялся за подвесками королевы – зато он пережил множество других приключений, но уже при следующем короле, Людовике XIV.
Шарль действительно стал мушкетёром, участвовал в разных сражениях, которые вели французские войска – а в какой-то момент даже уехал из Франции, чтобы стать наёмником. Английский король Карл I Cтюарт воевал со своим парламентом – и д’Артаньян стал сражаться на стороне Карла, получив от командира мушкетёров что-то вроде отпуска.
Но воевать в Англии ему не понравилось – о чём он прямо и заявил своим новым работодателям: “Люди тут такие дрянные, что я скорее соглашусь жить среди медведей, чем среди англичан”. Отпуск д’Артаньяна быстро закончился, и он опять стал мушкетёром в Париже.
Роман Дюма построен на постоянных стычках мушкетёров с гвардейцами кардинала, и д’Артаньян на страницах этого романа смело отказывается от предложения кардинала перейти на его сторону:
Я скажу вашему высокопреосвященству, что все мои друзья находятся среди мушкетёров и гвардейцев короля, а враги, по какой-то непонятной роковой случайности, служат вашему высокопреосвященству, так что меня дурно приняли бы здесь и на меня дурно посмотрели бы там, если бы я принял ваше предложение, ваша светлость.
А на самом деле д’Артаньян как раз принял предложение: он стал спецкурьером у преемника Ришелье, нового первого министра Франции кардинала Мазарини. Шарль выполнял разные секретные поручения, а во время волнений в Париже в 1648 году вывез из города в карете и спас от толпы Мазарини, короля Людовика XIV и его мать - ту самую, с подвесками.
Волнения вскоре подавили и мятежников отправили в Бастилию. А вот в романе “Три мушкетёра” Бастилия угрожает самому д’Артаньяну, и на этот случай он уже разрабатывает план побега с помощью друзей:
— А Бастилия? — спросил Арамис.
— Подумаешь! Вы вытащите меня оттуда, — сказал д’Артаньян.
А на самом деле Бастилию преподнесли д’Артаньяну в подарок. Король предложил ему должность коменданта этой тюрьмы. Но д’Артаньян вежливо отказался - и как оказалось, не прогадал. Людовик в итоге сделал его начальником мушкетёров.
Так Шарль стал одним из доверенных лиц при дворе. А когда началась франко-голландская война, он получил звание "полевого маршала" (генерал-майора). Но этим званием д’Артаньян наслаждался недолго – через год, 25 июня 1673 года, он был убит при осаде Маастрихта.
В общем, реальный мушкетёр сильно отличался от главного героя романа Дюма. В “Трех мушкетёрах” критики находят массу исторических неточностей, глупостей и ляпов. А Дюма парировал: “Да, я насилую историю, но я ей делаю очаровательных детишек”.
В более серьезных заявлениях по поводу своих романов писатель говорил, что критики не хотят видеть у него массу достоверных исторических деталей - а ведь он тщательно выписывал их из мемуаров того времени.
В том числе Дюма основательно изучил биографию Шарля - по вышедшей в 1700 году книге под названием “Воспоминания господина д’Артаньяна, капитан-лейтенанта королевских мушкетёров, содержащие множество частных и секретных вещей, которые произошли в царствование Людовика Великолепного”.
Но самого главного о д’Артаньяне Дюма, видимо, так и не узнал. В некоторых исторических исследованиях упоминается, что когда Людовику доложили о смерти Шарля под Маастрихтом, он приказал двум офицерам немедленно отправиться туда и опечатать все вещи мушкетёра. Они перерыли в его комнате всё и ушли с небольшой шкатулкой – в ней хранились дневники д’Артаньяна.
Мушкетёр знал слишком много, и король решил уничтожить опасные бумаги. Так что, возможно, самые интересные страницы “Трех мушкетёров” остались ненаписанными...