Во Владивостоке хотят поставить огромную статую Иисуса Христа – на 89-метровой сопке Крестовая, то есть фигура будет выше, чем даже в Рио-де-Жанейро. Эту идею озвучил сейчас духовник патриарха Кирилла схиархимандрит Илий. Огромную композицию создадут из белого камня, в постаменте планируется разместить лекционные и выставочные залы. Представители РПЦ, видимо, воспользуются опытом Зураба Церетели – кто же еще у нас творит в таких больших формах?
Многие жители Владивостока в соцсетях уже назвали эту будущую фигуру Спасителя очень странной - с точки зрения размеров, деталей ансамбля и строительных материалов. Но это еще не самая странная композиция – все познается в сравнении. Вот в средние века действительно создавали очень странные изображения Иисуса – когда мастера ничем не ограничивали свое богатое воображение.
Как вам, например, понравится такое – Спаситель в образе доктора? Подобные изображения были популярны в XVI веке и символизировали Иисуса как врачевателя рода человеческого. Символизм, по моим представлениям, был на грани приличия: Иисус в виде медика рассматривал склянку с мочой пациента. Такие склянки в средние века были популярной эмблемой медиков – именно по цвету и по другим характеристикам мочи врачи прежде всего пытались определить, чем болен человек.
Впрочем, Иисусу приписывалось и множество других самых разных профессий - эти образы подробно описываются в книге Сергея Зотова, Михаила Майзульса и Дильшат Харман “Страдающее Средневековье” (Москва, 2018). Например, на иконах Иисуса изображали плотником, красильщиком, пастухом, виноградарем.
И есть даже изображения Исуса как… палача. В немецком трактате XV века рассказывалось о том, как Спаситель помогал душе одной женщины попасть на небо. И вот на одной из гравюр в трактате он вешает эту душу на виселице - это аллегорически изображает процесс полного освобождения души от тела и земных оков.
Но такими сценами фантазии средневековых богословов не ограничивались. Наиболее творчески настроенные комментаторы Библии использовали в своих текстах об Иисусе даже образ приготовления еды на кухне. Французская специалистка по истории средних веков Мари Поло де Болье описывает одну средневековую проповедь XIII века, в которой кулинарная тематика излагалась следующим образом: “Как на огне вытапливают мясо, так и Иисус на кресте при помощи огня Страстей очистился от низменной человеческой сути”. Так аллегорически объяснялась очищающая сущность огня, и проповедник, говоря о теле Иисуса, употреблял слово “cremium” - на латыни это означает кусок хорошо прожаренного мяса. Видимо, авторы таких проповедей считали, что подобный язык будет более доходчивым для домохозяек.
Приблизить образ Исуса и идеи христианства к семейному очагу – этим занимались и те иконописцы, которые обращались к детству спасителя. На их иконах Иисус-мальчик прилежно занимался домашней работой: стирал белье, подметал полы, подавал еду на стол.
Эти образы рисовали на стенах церквей, в рукописях и разыгрывали в представлениях о Святом семействе, причем там актеры часто изображали то, что происходило в обычных средневековых семьях. Но с точки зрения канонов Священного Писания возникали очень странные и гротескные образы. Известный писатель XVI века Георг Викрам, которого считают первым в немецкой литературе романистом, опубликовал в 1555 году сборник шванков (коротких рассказов) под названием "Дорожная книжечка” - там он описывал то, что увидел в разных городах. И вот там можно было прочесть крайне необычный рассказ об Иосифе, который обжег маленькому Иисусу рот слишком горячей кашей, после чего они разругались и даже начали драться. Так Викрам описал актеров, которые изображали Святое семейство в постановке в Кельне.
В общем, в средние века Иисуса изображали в театре, на иконах и в скульптурах кто как хотел. Так что все эти проекты современных скульпторов, гигантские модернистские фигуры Спасителя - все это выглядят еще очень скромно по сравнению с фантазиями мастеров прошлых веков.