Радио "Стори FM"
Михаил Осокин: Многоликий Христос

Михаил Осокин: Многоликий Христос

Во Владивостоке хотят поставить огромную статую Иисуса Христа – на 89-метровой сопке Крестовая, то есть фигура будет выше, чем даже в Рио-де-Жанейро. Эту идею озвучил сейчас духовник патриарха Кирилла схиархимандрит Илий. Огромную композицию создадут из белого камня, в постаменте планируется разместить лекционные и выставочные залы. Представители РПЦ, видимо, воспользуются опытом Зураба Церетели – кто же еще у нас творит в таких больших формах?

Многие жители Владивостока в соцсетях уже назвали эту будущую фигуру Спасителя очень странной - с точки зрения размеров, деталей ансамбля  и строительных материалов. Но это еще не самая странная композиция – все познается в сравнении. Вот в средние века действительно создавали очень странные изображения Иисуса – когда мастера ничем не ограничивали свое богатое воображение.

Как вам, например, понравится такое – Спаситель в образе доктора? Подобные изображения были популярны в XVI веке и символизировали Иисуса как врачевателя рода человеческого. Символизм, по моим представлениям, был на грани приличия: Иисус в виде медика рассматривал склянку с мочой пациента. Такие склянки в средние века были популярной эмблемой медиков – именно по цвету и по другим характеристикам мочи врачи прежде всего пытались определить, чем болен человек.

Впрочем, Иисусу приписывалось и множество других самых разных профессий - эти образы подробно описываются в книге Сергея Зотова, Михаила Майзульса и Дильшат Харман  “Страдающее Средневековье” (Москва, 2018). Например, на иконах Иисуса изображали плотником, красильщиком, пастухом, виноградарем.

И есть даже изображения Исуса как… палача. В немецком трактате XV века рассказывалось о том, как Спаситель помогал душе одной женщины попасть на небо. И вот на одной из гравюр в трактате он вешает эту душу на виселице - это аллегорически изображает процесс полного освобождения души от тела и земных оков.

Но такими сценами фантазии средневековых богословов не ограничивались. Наиболее творчески настроенные комментаторы Библии использовали в своих текстах об Иисусе даже образ приготовления еды на кухне. Французская специалистка по истории средних веков Мари Поло де Болье описывает одну средневековую проповедь XIII века, в которой кулинарная тематика излагалась следующим образом: “Как на огне вытапливают мясо, так и Иисус на кресте при помощи огня Страстей очистился от низменной человеческой сути”. Так аллегорически объяснялась очищающая сущность огня, и проповедник, говоря о теле Иисуса, употреблял слово “cremium” - на латыни это означает кусок хорошо прожаренного мяса. Видимо, авторы таких проповедей считали, что подобный язык будет более доходчивым для домохозяек.

Приблизить образ Исуса и идеи христианства к семейному очагу – этим занимались и те иконописцы, которые обращались к детству спасителя. На их иконах Иисус-мальчик прилежно занимался домашней работой: стирал белье, подметал полы, подавал еду на стол.

Эти образы рисовали на стенах церквей, в рукописях и разыгрывали в представлениях о Святом семействе, причем там актеры часто изображали то, что происходило в обычных средневековых семьях. Но с точки зрения канонов Священного Писания возникали очень странные и гротескные образы. Известный писатель XVI века Георг Викрам, которого считают первым в немецкой литературе романистом, опубликовал в 1555 году сборник шванков (коротких рассказов) под названием "Дорожная книжечка” - там он описывал то, что увидел в разных городах. И вот там можно было прочесть крайне необычный рассказ об Иосифе, который обжег маленькому Иисусу рот слишком горячей кашей, после чего они разругались и даже начали драться. Так Викрам описал актеров, которые изображали Святое семейство в постановке в Кельне.  

В общем, в средние века Иисуса изображали в театре, на иконах и в скульптурах кто как хотел. Так что все эти  проекты современных скульпторов, гигантские модернистские фигуры Спасителя - все это выглядят еще очень скромно по сравнению с фантазиями мастеров прошлых веков.

Похожие публикации

  • Михаил Осокин: Истина в вине
    Михаил Осокин: Истина в вине
    На спиртном могут появиться устрашающие картинки. В Минздраве объявили, что прорабатывают вопрос о размещении на бутылочных этикетках “изображений, информирующих о вреде алкоголя”. А изображения могут быть самые известные, если учесть, что Эрмитаж позволил производителям вина размещать репродукции своих экспонатов на этикетках.
  • Михаил Осокин: Атомный
    Михаил Осокин: Атомный "Дурак"
    Россияне будут помогать министерству обороны придумывать названия для новых вооружений. Уже организован первый конкурс – чтобы найти имена для крылатой ракеты и беспилотного подводного аппарата
  • Михаил Осокин: Кто получит статуэтку
    Михаил Осокин: Кто получит статуэтку "Грустный рептилоид"
    Представители российской научной общественности, называющие себя “рассерженные ученые”, начали отбор новых кандидатур для ежегодной торжественной церемонии пополнения ВРАЛ – “Врунической академии лженаук”.