Радио "Стори FM"
Евдокия Германова: «Я живу не в своём возрасте»

Евдокия Германова: «Я живу не в своём возрасте»

Беседовала Галина Светличная

Ровно девять лет назад Евдокия Германова дала интервью STORY, рассказав об «отчаянных моментах, которые подстегивают менять жизнь к лучшему». Мы решили встретиться с актрисой и узнать, случаются ли такие моменты в ее жизни сейчас.

Мы беседуем с Евдокией в Марокканском зале усадьбы Салтыковых-Чертковых на Мясницкой, где после долгой реставрации открылся Новый театр под управлением Эдуарда Боякова. В премьерном «Лубянском гримёре» у нее одна из главных ролей.

Вы теперь служите в Новом Театре?

- Да, Эдуард Владиславович пригласил меня в свою труппу, и мы все вместе создаем новый театр. И это большая ответственность и огромное счастье, сокровище. Надо сказать, что такое в моей жизни уже случалось. Сорок лет назад мы вместе создавали театр под руководством Олега Павловича Табакова. И вот сейчас – история повторяется, только уже с накопленным мною опытом.

Чем помогает вам опыт коллективного создания Табакерки в сегодняшней работе?

- Расскажу вам для наглядности одну историю. Когда я училась у Табакова и работала в театре над ролью Жанны д`Арк, у меня случился творческий конфликт с коллективом. Коллеги настаивали, чтобы я исполняла роль точно так, как видит ее постановщик, и всегда одинаково. («Ну ты же вчера играла вот так – просто повтори это! С этой же паузой и интонацией! Подумаешь, чувствует она что-то!»). А я не могла играть по шаблону, роль Жанны д`Арк меня переменила, я не могла к ней формально относиться, и у меня катастрофически ничего не получалось. Я была в отчаянии, конфликт зашел в тупик, студенты настаивали, чтобы меня выгнали с курса. Встал вопрос об отчислении.

3.jpg
С Олегом Табаковым

После поздней репетиции, часа в три ночи, я шла по Мясницкой – просто, чтобы идти - и ревела-ревела. На перекрестке наткнулась на телефон-автомат. Я набрала домашний номер Олега Павловича, он взял трубку (он всегда сам брал трубку), и я все сопли на него и вылила («Почему они меня ругают за импровизацию? Жанну нельзя играть – ею надо быть! Как они не понимают!»). Он спокойно выслушал, и сказал одну фразу: «Дусенька, сделай, как они просят… Наступит время – ты сможешь делать так, как захочешь ты…»

И мне в жопу вилкой – чпок! Это его крылатая фраза: «Вилку в жопу и - вперед!» Я ее обожаю! Слова Табакова подействовали на меня магическим образом - слезы тут же высохли. Давай, вперед!

То есть здесь, в Новом Театре, у вас полная свобода творчества?

- Да, так и есть. Пророчество Олега Павловича сбылось. Здесь у меня много творческой свободы.

Табаков – пророк?

- Он пророк. Если ты его слышишь, то становишься другим человеком. Я его слышала.

Давайте вернемся к накопленному опыту. Вы освоили амплуа клоунессы, причем, вашим учителем выступил Вячеслав Полунин.

2.jpg
С Вячеславом Полуниным

- Слава Полунин отшлифовал мое дарование клоунессы. Оно дано мне природой, а с учителем приобрело еще большую огранку. Клоун Полунина – это философ, это другой стиль жизни, мышления, который я усвоила за годы работы с ним и практиковала. Это осталось со мной до сих пор. Клоунесса – это дар. И мне пришлось много поработать, чтобы этот дар мне не мешал, а помогал и соединялся с драматическим талантом. Эти знания я у Славы и почерпнула.

Вы к нему сами попросились?

- В какой-то период жизни – успешный период в театре Табакова - я зашла в творческий тупик: «А куда дальше?» Предыдущие ресурсы я освоила, крепко стояла в профессии – так мне казалось. Когда я впервые увидела Славу, то поняла, что хочу с ним работать. После спектакля просто подошла и спросила: «Можно с вами?» Он взглянул в мои восторженные глаза и… позвал с собой, поставив условие: «Забудь, все, что ты делала до этого. Попробуй делать вот так и так». Я стала пробовать, и сотрудничество состоялось. Многие годы я играла в спектакле Snow show и в проекте «Корабле дураков», а несколько проектов делали непосредственно во Франции, под Парижем на Желтой мельнице.

Вы используете опыт клоунессы в своей работе в театре и кино?

- Теперь я могу выбирать: применять «клоунесские» инструменты или нет, если это невозможно. Например, в кино у нас не умеют снимать клоунесс, не понимают, что это такое.

1.jpg
Евдокия Германова - клоунесса

Кстати, о кино. Ваша кинокарьера началась рано - в школьные годы - со съемок в фильме «Розыгрыш». Фильм ждал оглушительный успех, а вы прославились на всю страну. В дальнейшем ваша кинокарьера складывалась неоднородно: бывало по 5 ролей за год, а бывало – за 2-3 года ни одной. Наверное, не совсем корректно приводить количественный показатель. И все же. Как сегодня складываются ваши отношения с кино?

- У меня сложные сейчас отношения с кино. Либо меня без проб утверждают очень хорошие режиссеры, либо я заваливаю все кастинги. Порой я прихожу на кастинг, а там сидит юное дарование, которое ничего не видит, кроме своих амбиций. Я сразу понимаю, что я с этим человеком работать не буду.

Вот так сразу и понимаете?

- Я очень чутка на энергоемкость людей, пространства. Мета-сообщение человека невербально считывается за 3-4 секунды.

В вашей творческой судьбе так и случалось, что вас замечали великие, сами вас выбирали. А иногда вы стучались, а вам не открывали.

- Очень важно постучаться в нужную дверь в тот момент, когда ты готова к переменам. Происходит это так. В какой-то момент ты понимаешь, что так больше жить не можешь и должна перейти на новый уровень или… пропасть. И ты начинаешь искать новый путь и того, кто тебе его откроет. Тебя охватывает состояние, близкое к отчаянию (отчаяние – это все же грех), когда ты уже не понимаешь, куда дальше, почему, за что… И вот тут оказывается, что ты стучишься в нужную дверь и уже готова принять сокровище, к которому продираешься. Табаков – это сокровище, Слава Полунин – сокровище, в момент, когда был Любимов, это было вообще неслыханное сокровище (Юрий Любимов заметил актрису в любительском спектакле и пригласил к себе на Таганку – авт.). Всего через год сотрудничества с Любимовым я поступила к Олегу Павловичу, на очно-заочный вечерний курс в ГИТИС.

А до этого вы безуспешно поступали в театральный шесть лет…

- Я уже была на грани отчаяния. Все мои старания проявить гибкость, подстроиться под комиссию не увенчались успехом. Тогда я сказала себе, что больше не буду подстраиваться. Я буду такая, какая я есть. А я - лучшая. Через 20 минут я с этим настроением читала Табакову, и была уже другая. Я научилась держать цель. И я получила то, что хотела.

Теперь вы учите этому своих студентов. Вероятно, вам помогает и второе образование - психолога.

por.jpeg

- Я дипломированный психолог, нейролингвист. К преподаванию подхожу со стороны личностного роста. Стратегии гениев и успешных людей, стратегии творческого роста, жизнестойкость во всех контекстах – вот аспекты, на которых я строю программу преподавания.

Ваш учитель Олег Павлович Табаков был великим педагогом. Доказательством тому – его успешные ученики. Вы пользуетесь его методами в своей преподавательской деятельности?

- Да, мы, его ученики, все успешные. Он так и формулировал свою задачу: «Неуспешное – без меня!»

Когда я пришла преподавать в МХТ, то никак не могла для себя определить, что главное для педагога. Спрашивала у коллег. Кто-то советовал побольше хвалить, кто-то – ругать. Мне казалось, что все это не туда, не созвучно мне. И я решила спросить у Табакова. И вот что он мне ответил: «Дуська, главное, чтобы после тебя у людей оставался припёк. Чтобы после тебя они что-то начали делать лучше, чем до тебя». Мне это очень понравилось. И я нашла способ, как это сделать.

И с тех пор в педагогике я часто чувствую себя Олегом Павловичем.

Позже, изучая стратегию гениев и успешных людей я узнала золотое правило обратной связи.

Во-первых, начинать с того, что у студента получилось, даже если его выступление провалилось. Психика запоминает первое: если ты его «ошпаришь» замечанием, боль останется. Во-вторых, подсказать, что нужно добавить к тому что получилось. А в-третьих, говорить о его ошибке в третьем лице прошедшего времени. Мои студенты всегда «с вилкой в жопе»…

В Новом Театре создана совместно с университетом «Синергия» и Школа Нового Театра. Занятия проходят непосредственно в театре?

- Я имею честь быть среди создателей этой новой школы. И то, что занятия проходят в особняке, концептуально важно. Это место с многовековой российской историей. Здесь проходят лекции, творческие вечера. Недавно был вечер Бродского. Это культурное пространство, которого нет нигде. Оно станет местом притяжения, подобно тому, как им стала когда-то Табакерка. Но если там локомотивом выступала молодежь, то здесь - микст молодежи и старшего поколения. Думаю, это перспективный подход. Помните поучительную историю, как решили истребить старых слонов в стадах? И стада начали вымирать, потому что некому стало научить находить воду… «Старики» оказались источником жизни для всего стада.

Кстати, вы поразили публику, когда неожиданно сели на шпагат, играя в «Лубянском гримёре» возрастную роль Любови Онисимовны.

- Мой шпагат в 64 года – символ профессионального отношения к актерскому ремеслу, показатель высокой планки и преданности своему делу. Хотя, как вы понимаете, можно обойтись и без него. Что касается возрастной роли, то свою первую бабушку я сыграла в 19 лет. Степанида Ефимовна старший научный лаборант НИИ, которая направляется в командировку на поимку жучка. Такая 80-летняя бабка с сачком. Все мои бабки молодые, энергичные. И я тогда полюбила свою будущую старость, и я дружна со своим возрастом. Но никак до него не дойду – играю персонажей на двадцать лет моложе себя. Я не в своём возрасте живу. На много лет раньше. Это здорово!

DSCF8741.JPG
Сцена из спектакля "Лубянский гримёр"
Жизнеутверждающий шпагат никак не вяжется с сюжетом рассказа Лескова, по которому поставлен спектакль. Надо сказать, что финал театральной версии лишен трагизма оригинала. Нет могилы, на которую ходит героиня… Граф не ссылает ее на скотный двор, а дает вольную и дарит театр!

- У нас была своя цель. Мы взяли такую трактовку, потому что речь идет о русском театре, о его истоках. Подразумевается, что героиня - бабушка Станиславского, которая была актрисой, явно крепостной. Мальчик – Станиславский, создавший новую эстетику театра. Нам важно было передать преданность служения театру, показать, какие лишения и муки претерпевали люди ради искусства. Этой же цели служит иммерсивность: вы проходите из зала в зал, где интерьеры играют роль декораций, из толпы смотрите на действо. Все это будоражит зрителей. В конце пути гостей ждет уютный зал, где их вниманию предлагают спектакль в духе «крепостного театра».

Открою секрет – у меня появится еще одна роль – режиссерши, энергичной и целеустремленной, одинокой и трепетной, жесткой и требовательной француженки, которая работает ради триумфа перед самим государем.

DSCF9538.JPG
Сцена из спектакля "Лубянский гримёр"
Какие премьеры ждут зрителей театра?

- Будет «Скупой» по мотивам пьесы Мольера и «Лавр» по роману Водолазкина.

Вы там участвуете? Мы плавно переходим к вашим творческим планам.

- В «Скупом» буду играть Фрозину, а моим основным партнером по сцене станет Леонид Якубович. Под формой легкой французской пьесы скрываются серьезные семейные проблемы, которые мы и обнажим в спектакле. Леонид Якубович написал четыре философских монолога для своего Гарпагона. Как видите, у нас тут много творческой свободы, но и ответственности тоже.

Спектакль будет здесь, на Мясницкой?

- Нет, на другой, большой, площадке. Это будет зал-тысячник.

Чего бы вам еще хотелось?

- Я бы хотела сыграть роли, которых от меня никто не ждёт. Хочу удивить собой мир. Хочу оставить после себя научный труд – сделать исследование учения Станиславского с точки зрения нейролингвистики, расшифровать его формулировки. Но за эту работу я примусь совсем в старости, когда не смогу на шпагат садиться. Это требует сосредоточенности.

А еще – я бы хотела сыграть в паре с Мэрил Стрип.

А я бы хотела увидеть вашу совместную работу.

Фото: предоставлены пресс-службой Нового Театра; из личного архива Евдокии Германовой

Другие герои

  • Чарли Чаплин
    Чарли Чаплин
    16 апреля 1889 года родился великий комик Чарли Чаплин - единственный, по мнению презирающих кино снобов, кто стал оправданием этого «пошлого» вида искусства.
  • Неугодный клоун
    Неугодный клоун
    Чарли Чаплин всю жизнь мечтал о доме-крепости. Как у пороcёнка Наф-Нафа – крепком и прочном, из камней, чтобы Серый Волк не смог пробраться. У него получилось, но со второй попытки...
  • Бог умер
    Бог умер
    Марлон Брандо был актёром, с которым киностудии связывались вопреки желанию, вопреки его репутации и тем адским суммам, которые он запрашивал. Такой заносчивый, что тошно с ним здороваться. Ему просто не было равных. За что он так презирал окружающих? – вот вопрос, который ему мечтали задать все. Действительно, за что?

Похожие публикации

  • «За холмами»: Распни ее
    «За холмами»: Распни ее
    Румынской картине «За холмами» Кристиана Мунджиу исполнилось 10 лет
  • «Крестный отец-1»: Мафия бессмертна
    «Крестный отец-1»: Мафия бессмертна
    «Крестному отцу-1», первой части знаменитой трилогии, которая по праву считается шедевром, причем не только в жанре «гангстерского» фильма, исполнилось полвека. К столь солидному юбилею приурочен и выход на экраны мини-сериала «Предложение», посвященного съемкам первой части прославленного фильма.
  • «Женитьба»: Над кем смеётесь?
    «Женитьба»: Над кем смеётесь?
    «Женитьбе», поставленной по пьесе Гоголя режиссером Виталием Мельниковым, исполняется 45 лет. Выпущенная в самый пик застоя, в 1977-м, причём реалистично и без постмодернистских вывертов, именно эта экранизация является, по-видимому, лучшей интерпретацией упоительного гоголевского текста