Радио "Стори FM"
«За холмами»: Распни ее

«За холмами»: Распни ее

Автор: Диляра Тасбулатова

Румынской картине «За холмами» Кристиана Мунджиу исполнилось 10 лет.

…Видимо, время действительно имеет свойство ускоряться: я почему-то была уверена, что фильму лет пять, если не три, настолько ясно он стоит перед глазами, «как живой». Когда-то эти «Холмы» произвели на меня сильнейшее впечатление, выделяясь даже на фоне традиционно мощной (по крайней мере, в те времена) Каннской программы масштабом мысли, силой высказывания и какой-то непривычной для наших времен, чуть ли не «библейской» глубиной.

Сюжет фильма широко известен, причем взят из подлинной криминальной хроники, уголовного дела, где обвиняемые, обычные монашки, с одобрения батюшки своего прихода замучили одну девушку до смерти, увлекшись экзорцизмом, то бишь изгнанием бесов. Тот, кто одобрил ее мучения - фиксацию тела (чтобы лежала, привязанная, неподвижно и слушала молитвы для очищения от «скверны») и кляп во рту, чтобы вслух не кощунствовала, осужден на 7 лет.

Это событие, а заодно и фильм Мунджиу, снятый по его мотивам, получило широкую огласку и на наших просторах. Отечественный богослов-интеллектуал (его комментариями к Библии и я бывало увлекалась) диакон Кураев заявил, что мучители, дескать, зла подопечной не желали, и вправду хотели бесов изгнать, а рот ей заткнули кляпом, чтобы не мешала творить благое дело и не сквернословила. Варварским способом (о варварстве, впрочем, не Кураев говорит, если что, а ваш покорный слуга). Хм… Довод, что потерпевшая таки умерла (речь, я так понимаю, о реальном случае) - видимо, не проникнувшись высокой целью своих мучителей, Кураеву не мешает: они же не хотели, повторяет он. Убили по недоразумению, нехотя, во благо, бесов гоняли, всего-то делов…

3.jpg
Кадр из фильма "За холмами"
Интересно, что и в фильме Мунджиу, и на реальном судебном процессе святоши талдычили то же самое: одержимого нужно лечить и баста. А уж как - это, дескать, дело верующих, у нас, товарищи атеисты, свои технологии. Им вторит г-н Кураев: рот хорошо бы заткнуть, иначе молитве во спасение могут помешать дурные слова (матерные, что ли?), при звуке каковых, стоит их произнести, бесы тут как тут.

…Я вот думаю – может, тогда и сжигать правильно? Ведьмовала, стакнулась с нечистым, гадала, сулила невесть что, мужчин завлекала, отрока в себя влюбила? Так, так… Очистительный огонь и мучительная смерть вознесут тебя на небеса, не беспокойся. А пытка не подействует, если ты чиста как ангел (одна концепция), другая же – глядите, она улыбается, стало быть, не есть земной человек, а хтонь, адово племя. В Средневековье делали такие иглы, которые при соприкосновении с телом уходили внутрь (в «Молоте ведьм» есть картинки, брр), и женщина, которую кололи, зверски вонзая десятисантиметровую иглу в тело, понятно, ничего не чувствовала. Ведьма, стало быть, ясное дело.

Кураев, правда, поясняет: может, предполагает он, совершавшие экзорцизм, сами впали в прелесть, то бишь в непомерную гордыню, взявшись судить да рядить не по чину - да и кому это по чину-то, позвольте спросить? Вот уж точно: и батюшка, настоятель затерянного где-то в полях, «за холмами», прихода, и настоятельница, с этим ее выражением слащавой кротости на лице, профессиональная лицемерка (это ее идея изгнать бесов), и дуры-монашки, одна глупее другой, действительно пребывают в прелести. Ибо знают, как именно нужно жить, молиться, стяжать дух, стать бессмертными и пр. Но с чего бы это? Человек есть человек, он не богоравен, и судить-рядить не имеет никакого права – для суда над безобразиями сиречь преступлениями против человечности есть светский суд, о божьем не беспокойтесь, не вашего ума дело. Светский суд и вынесет свой вердикт – в реальности; в фильме полицейский упомянет двадцатилетний срок – за преднамеренное убийство, в УК статьи об изгнании кого бы то ни было не существует, бесы, видимо, проходят по другим статьям, не по части юриспруденции, извините.  

2.jpg
Кадр из фильма "За холмами"

…Не помню в точности, что за девушка была замучена в реальности, но в фильме это сирота, как и ее подруга, к которой Алина едет в монастырь, чтобы забрать к себе в Германию, где работает официанткой. Обе они - детдомовки, не знавшие материнской ласки, причем Алинина мать жива-здорова, но видеть свое чадо не желает. Всё, что есть у Алины – Войтица, ее подруга детства, из приюта, где они ели и спали вместе. «Ты – моя семья, - говорит она Войтице, - у меня больше никого на свете нет». Войтица же, которой и самой больше некуда деваться, детство кончилось, взрослых на поруки не берут, не усыновляют, уже слегка впала в религиозное помешательство, предавшись Богу, своей единственной страсти. Она теперь не подруга Алины, а невеста Христа, не меньше. Как учит их батюшка: любите Бога (а не человека, имеется в виду). И когда Алине пеняют, что в ее сердце нет Бога, она возражает, что, мол, Бог есть любовь, но я-то люблю, а вы-то – нет. Прямо Апостол Павел: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, кимвал звучащий».

…То есть пустобрёх, если перевести на язык родных осин: мало наизусть учить перечисление всех грехов человеческих числом 422 (!), которые девчонки-монахини талдычат, раскрыв древнюю книгу, надо - как всё просто, однако, господи прости, - уметь любить. Откуда, впрочем, целых 422 (и это еще не все)? Из Ветхого Завета? Новозаветных всего-то немногим более ста, если я не ошибаюсь, не считая «смертных», то есть карающихся смертью – и среди этих «не смертных», между прочим, «хуление начальства». Вот Христос, кстати, этим и занимался, то есть «хулил начальство», как известно.   

Кристиан Мунджиу, румынский «вундеркинд», представитель сильной и модной школы, в 2007-м получивший золото Канн за «4 месяца, 3 недели и 2 дня», фильм о нелегальных абортах во времена Чаушеску, поднялся, на мой взгляд, на новый уровень. Хотя, как ни странно, некоторым критикам, причем серьезным, картина не понравилась. Не помню в точности, в чем была суть претензий - может, в несколько «архаичной» стилистике, в «несвоевременности» разговора? Довольно странно, если на то пошло: ведь Мунджиу, как уже говорилось, снял по следам реальных событий, хотя это, на мой взгляд, не имеет особого значения. Искусство, простите за менторский тон, может таковые предвидеть или сконструировать, попав в болевую точку «цивилизации», когда иная Церковь, вроде бы противопоставляя земной грязи свою чистоту, на самом деле в точности воспроизводит институт насилия.

Поначалу кажется, будто действие происходит в Средневековье: в монастыре нет даже электричества, и нравы здесь очень жесткие, почти фашистские, и уж точно – сектантские. Вторжение Алины, «нового Иисуса» - недаром ее распнут на двух перекладинах, составляющих крест, - будто веяние другого мира, свежий воздух протеста, ясности помыслов, правды, ненависти к религиозному млению и лицемерию. Такую и правда нужно уничтожить, причем, что особенно гадко, под эгидой святых помыслов, постоянно осеняя себя крестом, молясь и поминая «Иисуса сладчайшего». То есть, проще говоря, убить во славу Христа…

6.jpg
Кадр из фильма "За холмами"

Тихая ярость Мунджиу, которую он прячет за бесстрастной, почти документальной манерой съемки, его ненависть к лжи и фарисейству нарастает постепенно, шаг за шагом, медленно двигаясь в трагическому финалу. Грех убийства, самый страшный в иерархии грехов, теперь лежит на том, кто проповедовал любовь к ближнему, а грех содействия в покушении на чужую жизнь, которая, если ты служишь Богу, а не сатане, есть падение в бездну, твоя духовная смерть. Матушка, однако, не кается, а врет, что Алина умерла в больнице (тем временем врач точно установил время смерти, она умерла в монастыре ) – стало быть, уверена в своей правоте: она, наверно, так любит Бога, что забыла о Человеке. И юные монашки, что связывали Алину «во благо», несмотря на ее мучительное в сопротивление, тоже, видимо, полагают, что в своем праве… Да и Войтица, опомнившаяся и давшая показания лишь в финале, после смерти Алины, предала ее, единственного ей близкого человека на всем белом свете.

4.jpg
Кадр из фильма "За холмами"
Что в таком случае означает всем известное «Бог есть любовь»? Следовательно, обитатели монастыря молятся абстракции, заодно всюду изыскивая «нечестивцев»? Одной монашенке вообще кажется, что из Алининой гортани вырываются неподобающие звуки якобы поселившегося в ней дьявола.

Мунджиу, честь ему и хвала, ставит краеугольные вопросы, столь непривычные во времена тотальной иронии, показавшиеся многим «несвоевременными»: не ищите бесов окрест, загляните в свою душу. Если вы еще окончательно ее не утратили, любуясь собственной непогрешимостью.

фото: kinopoisk.ru

Похожие публикации

  • Повелитель бабаев
    Повелитель бабаев
    Франсуа Дювалье, несмотря на своё подлинно французское имя, был решительно не француз. Он был гаитянин. К тому же колдун – настоящий, из сказки. Он был человеком, рассказавшим целому острову настолько страшную сказку, что они там до сих пор вздрагивают от малейшего шороха: придёт бабай и посадит всех в мешок. Дяденька, за что?
  • Пианистка из ада
    Пианистка из ада
    В этом году исполняется ровно 20 лет скандально известному фильму «Пианистка». В 2001-м австрийский режиссер Михаэль Ханеке экранизировал (не дословно, конечно) одноименный роман Эльфриды Елинек, своей соотечественницы и радикальной писательницы, получившей в 2004 году Нобелевскую за вклад в литературу
  • Татьяна Вайнонен: Табор
    Татьяна Вайнонен: Табор
    Во дворе стояла хоккейная коробка. Деревянный такой заборчик, дополненный сверху металлической сеткой - рабицей, порванной и повисшей кое-где ржавыми кудрявыми лохмотьями. Зимой в коробке заливали каток и ставили ворота из кирпичей или бутылочных ящиков, а весной поле ненадолго зарастало одуванчиками и веселой травой. Потом траву вытаптывали, и к июлю коробка превращалась в выжженный солнцем пустырь