Радио "Стори FM"
Ольга Тумайкина: «Чтобы сыграть смешное, нужно быть талантливым вдвойне!»

Ольга Тумайкина: «Чтобы сыграть смешное, нужно быть талантливым вдвойне!»

Беседовала Юлия Васильева

Ольга Тумайкина известна театральной публике «серьезными» ролями в "Грозе", "Ричарде III", «Короле Лире», «Войне и мире» - спектаклях театра имени Вахтангова, где она служит уже более 25 лет. В то же время Тумайкина снискала себе амплуа комедийной актрисы в кино и сериалах. И эту традицию продолжает в антрепризных спектаклях. Как же так получилось?

На интервью к Народной артистке России, актрисе Театра имени Евгения Вахтангова Ольге Тумайкиной я пришла с нежными ландышами: мне очень хотелось подарить этой тончайшей актрисе именно эти цветы. Они у меня ассоциируются с чувственностью и совершенно обнаженной душой, которые она в моем понимании олицетворяет – как актриса и как женщина.

И так получилось, что ландыши «вдохновили» нас в ходе этого интервью на целую цепочку «флористических» ассоциаций – столь же глубоких, как моя собеседница и ее мысли. Мне кажется, блестяще: "Людям надо поучиться у цветов тому, как распределяться в пространстве и как соседствовать друг с другом"...

- Мои любимые цветы - незабудки. Люблю их, потому что выросла среди незабудок. Они были так щедры, что усыпали собой целые поляны и даже болотные пригорки в Красноярском крае, где я росла. Непритязательные они, скромные, эти незабудки, и сила их в том, что они вместе. Смотришь на это пылающее голубое море – и не можешь налюбоваться всплесками пронзительной синевы посреди яркой зелени. Я не срывала их в букеты, мне было их жаль – такие они нежные и уязвимые, мне хотелось эту силу им оставить. Но если оказывался в руках маленький цветочек – это были эмоции как в сказке про Дюймовочку, которой тоже было довольно укрыться лепестком из розы, спать в ореховой скорлупе, кататься в блюдечке с водой и считать, что это озеро, а качелями для нее были бусы… «Ну вот я и наелась, ну вот я и согрелась», - произносила Дюймовочка. «Ну, раз ты так мало ешь, - говорила ей знаменитая мышь, - оставайся с нами жить»…

Незабудки - одни из тех цветов, что ассоциируются с Россией…

- На самом деле таких цветов много, это и незабудки, и ромашки, и гладиолусы, и георгины… Но вы знаете, когда мы были на гастролях в Великобритании, то видели все те же георгины. Людям надо поучиться у цветов тому, как распределяться в пространстве и как соседствовать друг с другом.

Чему могут научить людей цветы?

- Растут по соседству друг с другом, такие разные, и что они могут друг другу предъявить? Только свою разную красоту, чистоту, благоухание, которыми наслаждаются люди, созерцая это природой сотворенное искусство. Есть, конечно, цветы-паразиты, скажем, чертополох, который пусть несимпатичен, но при этом обладает целебными свойствами и применяется в медицине. Или борщевик – ядовитый настолько, что сильнейшие ожоги от него подолгу не заживают. И в эту компанию внедряться, конечно, не стоит, - или держаться подальше, или вооружаться. А в амазонской сельве растут хищные орхидеи, поедающие живых существ, - мощные, агрессивные и прекрасные, но ими лучше любоваться со стороны.

А себя с каким цветком вы бы ассоциировали?

- Ой, я, видите ли, рябина (улыбается – Авт.)! Мои цветы, как мы знаем по дереву рябина, не особенно могут похвастаться красотой, они висят себе компактными гроздьями, но потом обещают урожай. В этих красных ягодах, которые я обожаю, – и горечь, и чуть-чуть сладости. Если бы я была дизайнером, я бы сказала, это такой стиль (смеется – Авт.)! С заморозками она набирает сладость, с ними происходит какая-то метаморфоза, с наступлением морозов они еще долго алеют, а потом смиряются и ждут новой весны.

tron.jpg
Сцена из спектакля "Любовь у трона"

Как себя сберечь при таком количестве дровосеков, которые посягают на тебя, и из года в год снова встречать весну?

- Если бы рябина могла говорить, она бы многое поведала жителям этой планеты. Она сказала бы: «Дорогие дровосеки, вы со своими пилами и топорами выглядите очень ярко и внушительно, однако ваша профессия заключается в том, чтобы получить дрова для обогрева домов. Так вот там, через пригорок, есть лес, где был пожар по осени, в народе называется «пал», идите туда, машите там своими пилами и топорами, укрепите свою мускулатуру, помогите паленому лесу превратиться в чурбаны и дрова и отвезите их людям, пусть они согревают свои дома. А я - рябина, я здесь для красоты и всеобщего природного круговорота». «Я другое дерево», - как в той прекрасной песне Михаила Таривердиева и Григория Поженяна…

Что вас вдохновляет, наполняет в состоянии опустошения, скажем, после тяжелейшего спектакля?

- Я смотрю по сторонам и обращаю внимание на мелочи, могу зацепиться за любую маленькую деталь, которая может стать мне спасительной. Например, я вижу поздно гуляющего человека, который вывел свою собаку на променад, и они бесконечно похожи друг на друга, и эта похожесть выросла из любви хозяина к питомцу, я это очень ценю, и я на это любуюсь, сидя в автомобиле и никому не мешая своим любопытством. Или вижу, как в мимо проезжающей машине громко смеются он и она. А в другой машине сидит дедулька, который не собирается расставаться со своей бобровой шапкой до июня, и это тоже очень трогательно.

Меня вдохновляют книги... Я много горюю о том, что поколение за поколением вырастают нечитающими. А ведь это так замечательно, когда ты можешь извлечь из своей памяти то или иное произведение, и согреваться им.  Например, сегодня у меня был тургеневский день.

Каким произведением согревались сегодня?

- «Ася», «Накануне». Многие предпочитают рассуждать на предмет «Отцов и детей», а мне очень нравятся эти произведения. "Накануне" - пространный роман, который был задуман не для того, чтобы пестреть картинками, рисующими жизнь, скажем, как у Дюма в «Трех мушкетерах», которых я тоже по-своему люблю.

Актриса Жюльет Бинош в одном из своих интервью сказала: «Я не плачу от горя, я плачу от счастья». Чаша весов, бывает, гуляет то в ту, то в другую сторону, что-то перевешивает, и тогда душа обрастает кораллами – тяжелыми и неполезными. И только какая-то удивительно тонкая эмоция может пронзить: например, проезжаешь – и видишь свадьбу, невесту, жениха, их родителей – такой очень плотный кокон счастья, на который ты реагируешь и от которого можно прослезиться. Или умиление от этих ландышей… Радость - в мелочах, мелочь способна низвергнуть, а пунктир – превратиться в толстую линию, которая может обмотать ноги и не дать двигаться дальше. А может превратиться в скакалку, и ты скачешь от радости как ребенок – раз уж мы сегодня мыслим ассоциативными рядами…

richard3.jpg
Сцена из спектакля "Ричард III"
Где найти точку опоры для себя и своих ценностей во времена великих потрясений?

- Во-первых, если ты рабочий человек, - продолжать хорошо делать свою работу. Знание того, что ты безупречно исполняешь свои обязанности, это очень серьезная подпитка, позволяющая укрепить зыбкую почву. Если твоя профессия предполагает эмоциональный взаимообмен, и ты можешь гарантировать, что люди после расставания с тобой, посмотрев на твою работу, в моем случае, на актерскую игру, уходят в хорошем настроении, а их мысли не превращаются в чехарду, а хоть как-то упорядочиваются, и они сокращают бег, начиная медленно существовать в пространстве уходящего дня, - это уже прекрасно!

Режиссер Михаил Цитриняк написал пост о том, зачем зрителю ходить в театр в непростой для страны период: «Разве в сложные моменты жизни человек перестает дышать?! В непростые времена люди с особой настойчивостью ищут ответы на вопросы… Никакие сложные времена не могут заставить человека не писать, не читать, не заниматься искусством». Какова, по-вашему, роль театра во времена краеугольных перемен? 

 - Я очень уважаю Михаила Григорьевича, это мой педагог, мой учитель, режиссер, и мне близка его точка зрения. Может быть, прозвучит дерзко, но мне кажется, я знаю ход его мыслей, его опыт и вообще структуру его характера. Я вообще очень люблю его, и у нас, как иногда говорят, одинаковые группы крови в плане творчества. Место доктора в чумном бараке, место актера на сцене, даже если это какая-то площадь, где как в древние времена ты всего лишь петрушка либо скоморох. Хотя роль скоморохов так же, как и юродивых, была глубже, чем просто шутить и развлекать, они, как говорят в Сибири, шибче себе позволяли. Биты, правда, бывали часто, но им нечего было терять кроме своего задорного характера и, может быть, жизни. В площадном театре возле фигурки петрушки всегда оказывалась фигура полицейского с дубинкой…

Кивать на то время - дело неблагодарное. Сейчас петрушки превратились в петров петровичей.

В тяжкие времена людям свойственно замирать, когда главная задача – остановить поток размышлений, а если это ужас – как его подавить, если это безнадежность – как ее уменьшить. На это уходит много сил, люди устают, я по себе сужу… Но человек так устроен – он движется дальше, и так случается, что он на следующее утро просыпается. И какие-то сферы жизни, в том числе театр, с ним пересекаются. Выбор всегда есть: например, ты не идешь на искромётную комедию. А идешь туда, где с тобой поговорят, ты будешь слушать то, что происходит между героями на сцене, история, которую они рассказывают, откликнется в твоей душе и вы будете, возможно, едва сдерживать слезы. Это «еда» для души, подпитка, без которой трудно жить.

Непросто живется женщине с таким хлестким и точным чувством юмора, как у вас? Многих мужчин пугает либо настораживает наличие у женщины чувства юмора...

- Без "либо" - пугает. Но мы с такими идем параллельно, никто никому не мешает жить.

Мое чувство юмора часто злое, и основная тяжесть заключается в том, чтобы вовремя его сдержать (улыбается – Авт.). Но если ты при этом умеешь быстро бегать, то тебе почти повезло.

novelly.jpg
Сцена из спектакля "Стефан Цвейг. Новеллы"

Актуальным понятием нового времени стала культура отмены. Пострадают ли будучи «отмененными» в Европе Чехов, Достоевский, Чайковский, "Русские танцовщицы", переименованные в украинских?

- Насчет танцовщиц не знаю, а вот Чехов, Достоевский, Чайковский - им совершенно все равно. А во-вторых, у тех, кого мы перечислили, и имя им легион, есть свойство возвращаться, видите ли. К счастью, так получилось, что без них никак.

Как говорят в России, "бог управит"?..

- Что касается бога, мне кажется, он настолько расстроен происходящим, что скверно себя чувствует. Он прикрыл глаза руками и тихо размышляет, но даже у него наступит момент, когда он встряхнется и скажет: "Ну-ка, друзья, давайте, наверное, я вмешаюсь, помогу. Как - не спрашивайте, это мое дело, я уже на вас насмотрелся".

Мой друг хотел сделать в одном из театров Санкт-Петербурга спектакль по Бертольду Брехту, но задав нескольким молодым людям, выйдя на набережную Мойки, вопрос, кто такой Брехт и не получив ответа, передумал. В начале разговора мы затронули тему дефицита чтения. Школьники изучают "Войну и мир", в которой вы играете в Вахтанговском, по хрестоматии, лишь бы уловить сюжет...

- Это беда бедовая, я даже не буду выбирать выражения. И я не знаю, к кому апеллировать, кого призвать к ответу, почему образование и в том числе в части литературы, ушло в неоплачиваемый отпуск. Мы скоро столкнемся с чудовищными последствиями глубинного кризиса образования. Но вы знаете, ребенок может стать читателем только на коленях у родителей. В Щукинском училище говорили и говорят: научить нельзя - можно только научиться. Те родители, которые убивают в детях любопытство к миру словами "Не трогай это", "Перестань кричать", "Веди себя тихо", - прекратите это делать. Спасение утопающего - дело рук самого утопающего, и, если ты хочешь, чтобы твой ребенок знал, что такое русская литература, будь готов к тому, что это будет особенный труд.

2.jpg
Сцена из спектакля "Война и мир"

Но в то же время мы видим потрясающую чувственную реакцию, скажем, на "Войну и мир" в Вахтанговском театре, где вы играете, и в том числе речь о реакции молодой аудитории...

- Ничего не потеряно. Если снова призвать на помощь ассоциативные ряды, мы живем в такой стране, где очень много зимы и мало солнца, мы словно припорошены снегом. С одной стороны, надо прыгать, сбрасывать с себя эти снежные покровы, а с другой - хочется замереть. Но мы знаем, что человек в лесу замерзает, когда перестает двигаться, а у нас много зимы внутри... Но существуют особые обстоятельства, события, дни, которые растапливают лед.

В вашем репертуаре на сцене Театра имени Вахтангова серьезные драматические роли, - но в то же время - комедийные амплуа в телевизионных проектах, - как эти полярные реализации уживаются в одной женщин, в одной актрисе?

- "Так получилось", - дам дикий ответ на этот вопрос (улыбается – Авт.).

Какая роль в Ваханговском из тех, что вы сейчас исполняете, самая важная, несущая принципиальный для вас посыл?

- Ой, во мне так много места, что если строить пьедестал, то ступеней для второго и третьего места еще не построено, - все такое, очень золотомедальное (смеется – Авт.). Что "Гроза", что "Ричард III", что «Стефан Цвейг. Новеллы», что "Любовь у трона", что "Король Лир" и "Война и мир"... Они очень разные, персонажи мои, дамочки, женщины... У каждой из моих героинь за спиной (а я не юная артистка, только что выпущенная из театральной школы, и говорю с позиции прожитых лет и на сцене, и в жизни) - крепкий багаж, сохраненные и приобретенные качества характера и, соответственно, линия поступков.

3.jpg
Сцена из спектакля "Саломея"
Параллельно с драматическими спектаклями вы играете в комедиях. Что для вас участие в комедийных спектаклях, которые так любят люди и на которых неизменно аншлаг?

- У меня получилось замечательное путешествие с агентством «Арт-Партнер», которое я очень нежно люблю в полном составе - от нашего командира Робермана до всех-всех сотрудников, обеспечивающих выход спектакля в свет. К антрепризе у меня особенное уважительное отношение. Когда режиссер приходит ставить спектакль в антрепризном племени, это предполагает другие скорости, чем в стационарном театре. И это также предполагает, что мы не занимаемся обучением тех, кто начал читать пьесу, это всегда ставка на высокопрофессиональных артистов. Особое обаяние антрепризных работ заключается в том, что на площадку выходят те, кого успела полюбить публика, - их лица знакомые, это всегда гарантия и залог того, что ты встретишься с очень хорошим настроением, увидишь любимого актера и выразишь ему признательность в своих аплодисментах. Стационарный театр предполагает сдержанные интеллигентные овации, а в антрепризе можно все! Это как утренник из детства, когда ты был безмятежен - одна ладошка в папиной руке, другая ладошка в маминой руке - и тебя ведут в детский сад, где все тебе рады и впереди все очень ландышево и незабудочно.

Далее режиссер, который поставил этот спектакль, уходит по своим делам, и твоя актерская задача - не сметь распоясаться и расслабиться настолько, чтобы посчитать, что это дело какого-то другого сорта. Я говорю так, потому что я так поступаю. И часто я вижу в своих партнерах такую же установку. Если я вижу другое – я перестаю быть участником такого проекта. Наш спектакль "Ищу мужа" имеет простой житейский сюжет - его история могла произойти с твоими соседями или родней, это такие знакомые эмоционально обстоятельства, которые ты, возможно, проживал или, напротив, скажешь: «Нет, со мной так никогда не будет».

… У меня не случилось звездной роли в кино, благодаря которой я бы заслужила любовь миллионов, и мне приходится слышать от зрителей спектаклей: «Ой, а мы и не знали, что вы такая хорошая артистка (смеется - Авт.)», чему я уже привыкла не удивляться. Я разделяю их удивление и предоставляю неограниченные возможности для публики, в том числе новое «открытие меня» (улыбается - Авт.).

Участие в сериале "Женская Лига" - легендарном, безусловно, очень качественном и любимом публикой, но все же проекте в «легком» жанре ситкома, - не умаляет ваш талант серьезной драматической актрисы и не какого-нибудь, а Вахтанговского театра?

- Как это может умалить? Чтобы сыграть смешное, нужно быть талантливым вдвойне! Часто юмор этакой хромоножкой врывается в сценарий, и тебе надо за короткое время его очень обаятельно испечь и подать! Моя мама говорит, еда должна быть не просто вкусной, но еще и красивой. Участие в таких смешных проектах - это всегда умелая сервировка. Люди всегда стремились к тому, что украсит их каждодневное существование. Мы не говорим сейчас о крестьянском перекусе, хотя еще неизвестно что краше. Сидишь себе в полях незабудочных, разламываешь горячий черный хлеб, у тебя стрелы зеленого лука, отварное яйцо, соль в спичечном коробке и картошка в мундире, жбан ледяного кваса... Опять ассоциации (улыбается – Авт.)…

Но есть и другая сторона - артистки, исполняющие драматические роли, зачастую в кадре плачут одним глазом, а в интервью говорят, мол, я хочу сыграть что-нибудь смешное, я не боюсь быть в кадре страшной или хочу какую-нибудь затрапезную пьянчужку сыграть. Осторожнее: может не получиться.

Даже блины непросто приготовить – чтобы тонкие и кружевные получились. Кстати, у меня никогда первый блин комом не получался. Как говорит моя героиня Екатерина Вторая, «ибо знаю, что делать надобно». Хорошо если бы эти слова каждого сопровождали по жизни.

77.jpg
Сцена из спектакля "Король Лир"

Сейчас многие актеры, режиссеры покинули страну, что означает этот процесс - их личный выбор или...

- У каждого свои причины, и они разные. Возможно и скорее всего, эти причины объединяет одна идея. Мне не очень нравится словосочетание «личный выбор». Какую конечную цель могло бы иметь наше влияние на людей, которые уезжают и в каком-то другом месте разбирают свои чемоданы? Человек "окстится" и вернется? Он встретится с другой идеей: «Ты же сделал личный выбор, почему ты снова здесь? - На меня повлияла третья сторона, и я решил, что я, наверное, ошибся...» Но что дальше?.. Пусть каждый этот путь проходит сам. Это все непросто, предельно сложно. Я думаю, что эти люди вернутся.

Что бы вы поставили на первое место в человеческих отношениях?

- Великодушие. Это щедрость в проявлении доброты. Я сейчас не имею в виду инициативы, когда ты хочешь обнять весь мир, а мир не очень готов или у него перерыв, и он не желает быть задушенным в объятиях. Про подобное сказано: добрыми намерениями вымощена дорога в ад. Насильно осчастливить нельзя. Великодушие, на мой взгляд, предполагает чуть меньше времени на раздумья, чем помощь.

Великодушие - то, чего не нужно жалеть. А вот доверие можно начать дозировать. Если почему-то было больно в ответ на твое доброе действие.

Вы научились дозировать доверие?

- Думаю, да.

portret.jpg

Вы верите в справедливость?

- Я родом из Сибири – края, который не терпит лености, мои предки много работали и хорошо жили. В их хозяйстве был огромный племенной бык, похожий на минотавра. И во времена раскулачивания, продразверстки на него позарились те, кто исполнял приказы… Быка забрали и увели, но через некоторое время он вернулся домой, вырвавшись и принеся на рогах ворота. Радость была огромная, и на время показалось, что справедливость восторжествовала. Но ненадолго: бравые парни вернулись за быком, увели его, при этом расстреляв двух моих прадедов.

… Справедливость, она неторопливая, может и замешкаться, но я верю в нее и многократно убеждалась в силе справедливости на примерах из чужой и собственной жизни. Хочется, чтобы эта дамочка не переехала от нас на другую планету.

Актер – совершенно обнаженная душа. Всегда задаюсь вопросом: как с этим жить?!

- Абсолютно обнаженная. Но таких людей очень много, и необязательно они актеры.  Это те, кто очень хорошо могут себе представить чувства, переживания, мысли людей, оказавшихся в жестоких обстоятельствах, на краю пропасти или перед выбором между жизнью и смертью, или бессильными перед непреодолимыми обстоятельствами, когда даже будь ты семи пядей во лбу, ничего нельзя сделать. Это люди - сопереживающие, у них высоко развита эмпатия - новое модное понятие и слово. Они физически ощущают посылы окружающих, и им, то есть нам, легко представить чужую боль.

Фото: Яна Овчинникова

Похожие публикации

  • Андрей Плахов: Висконти - режиссер номер один
    Андрей Плахов: Висконти - режиссер номер один
    Года два подряд Андрей Плахов дразнил нас в соцсетях отрывками своей будущей книги о Висконти. Тысячи «лайков» и благодарностей под его постами свидетельствовали о нетерпении, с каким мы ждали этот эпохальный труд. И вот наконец в петербургском издательстве «Сеанс» книга увидела свет.
  • «Женитьба»: Над кем смеётесь?
    «Женитьба»: Над кем смеётесь?
    «Женитьбе», поставленной по пьесе Гоголя режиссером Виталием Мельниковым, исполняется 45 лет. Выпущенная в самый пик застоя, в 1977-м, причём реалистично и без постмодернистских вывертов, именно эта экранизация является, по-видимому, лучшей интерпретацией упоительного гоголевского текста
  • «Смерть в Венеции»: накануне Первой мировой
    «Смерть в Венеции»: накануне Первой мировой
    Ровно пятьдесят лет назад великий Лукино Висконти - последний, как говорится, столп классической европейской культуры в ХХ веке, представил на суд публики свой новый фильм - «Смерть в Венеции», снятый по одноименной новелле Томаса Манна