Радио "Стори FM"
Одри Хепберн: Свет далекой звезды

Одри Хепберн: Свет далекой звезды

Автор: Диляра Тасбулатова

Одри Хепберн, звезда мирового значения, стоит особняком даже среди выдающихся актрис, причем не только благодаря таланту и физическому совершенству - ее работа в ЮНИСЕФ уже после завершения актерской карьеры была не рекламным трюком, а добровольной жертвой умирающим от голода. Немногие знаменитости могли бы похвастаться таким подвигом.

 …Начать, наверно, следовало бы не с трагического финала (уже смертельно больная, Одри ускорила свой конец непосильной работой в Африке, много сделав для голодающих), хотя сюжет ее жизни как бы закольцевался, как сквозная, повторяющаяся тема симфонии. Она сама голодала в детстве, в оккупации, едва не погибнув, и потом, уже в зрелом возрасте, вновь столкнулась с проблемой голода – но уже в промышленных, ужасающих масштабах, поразивших чуть ли не весь черный континент.


Странно тоненькая

Между двумя этими значительными событиями (как все же судьба прихотлива, хоть сериал пиши) поместился калейдоскоп ее жизни - «странно тоненькой», как Толстой описывал Наташу Ростову, девушки, ставшей звездой международного масштаба, несмотря на «неформат». Читатель может удивиться: как это неформат? Идеальное лицо, ставшее каноническим, плюс великолепное балетное изящество, осиная талия в 50 см, плюс пластика, плюс не наигранная искренность, изящество эльфа, будто она не идет, а порхает: именно Хепберн стала иконой стиля и обладательницей идеальной внешности. Да, но далеко не сразу: ее карьера началась тогда, когда в моде был европоцентристский, «тевтонский» тип красавиц, иногда с уклоном в средиземноморскую избыточность (типа Лиз Тейлор или Софи Лорен), но все же не в сторону таких черных, как смоль, глаз, огромных, но при этом чуть раскосых, непривычных для европейского восприятия, как и глаза Татьяны Самойловой: поговаривали, что в ней есть что-то «монгольское», а в Японии, где Хепберн была сверхпопулярна, ее считали «своей». Не в чести была и худоба, отсутствие выдающегося бюста и откровенно выраженной сексуальности в духе Мэрилин. С другой стороны, Одри не была и непоседой-девчонкой (тоже типаж, входящий в моду в противовес демонстративной сексуальности грудастых дам).

portret.jpg

В общем, ни то ни се: то ли подросток, то ли женщина, то ли андрогин, то ли аристократически невинная юница на выданье – непонятно было, что с ней делать. Изучая историю американского кино, начинаешь понимать, какой страшный диктат висит над творцами: та ли это звезда, на которую пойдет публика? Достаточно ли она очаровательна (сексуальна, притягательна, добродетельна или наоборот искушена)? Тот ли это режиссер, который нужен среднестатистическому жителю Америки, и не оскорбит ли данный сюжет домохозяйку из Оклахомы? Так называемый средний человек, массовый вкус которого нужно непременно учитывать, подозрительно напоминает наших редакторов Госкино, ограниченных и самоуверенных, не хуже какого-нибудь техасского рейнджера, несмотря на дипломы гуманитарных ВУЗов, попортивших немало крови творцам из «соцлагеря». Кто из них страшнее, непонятно (хотя их кино жанрово все-таки разнообразнее, да и выдающихся режиссерских имен пруд пруди – стало быть, наша цензура таки хуже).


Все могут короли?

И тем не менее. В культовых, как сейчас говорят, «Римских каникулах» - вот уж поистине лучший фильм «всех времен и народов», практически идеальный, - должна была сниматься Джин Симмонс, чем-то похожая на Одри ее ровесница, уже прославленная, чего ей не позволил бы Говард Хьюз, затворник-миллионер с явным приветом (его чудачества изобразил Ди Каприо в «Авиаторе»), с которым она была связана контрактом. Репортера – Кэри Грант, еще один, уже со своим персональным «приветом»: крайне капризный тип, отказавшийся от «второстепенной» роли поклонника принцессы, какого-то там репортера. Так что романтическая пара на все времена, Анна и ее визави, которого, как вы помните, играл Грегори Пек, поначалу тоже сомневавшийся, его ли это роль, сложилась чисто случайно, породив шедевр, вошедший в вечные списки киноклассики, обязательный к просмотру и будоражащий до сих пор. Причем не только девиц, мечтающих о романтической любви (как раз любовь так и не досталась ни Анне, ни ее американскому избраннику), но и, извините, интеллектуалов, пусть и нехотя, но таки склонивших голову перед чудом этой волшебной и одновременно грустной истории. Уильям Уайлер, европеец еврейского происхождения, родом из Германии (второй – Билли Уайлдер, снявший триумфальную «Сабрину» с Одри, тоже еврей родом из Львова и тоже, таким образом, европеец) поначалу мечтал о мисс Симмонс, что сильно огорчало Одри, но потом «смирился» с ней - видимо, не подозревая, что именно она, еще неопытная, получит Оскара и в очередной раз прославит и его, и фильм, и самое себя. Чрезвычайно требовательный, он иногда заставлял актеров делать по 20 дублей, что в случае с Одри могло бы обернуться против нее лично и против замысла в целом: она реагировала очень непосредственно с первых же дублей, не умея повторяться, ибо в ней никогда не было ничего заученного, механического.

kani.jpg
"Римские каникулы"

С «Каникулами» же ей явно везло: фильм снимался на натуре, среди городских пейзажей Рима и бесконечные дубли были невозможны, это слишком дорого (то есть платить, чтобы разогнали туристов). Уайлер, классик американского кино, въедливый и строгий, чемпион оскаровских номинаций, выпустил картину только через год, без конца монтируя: но уже первый просмотр черновой версии показался студийным боссам завораживающим. Все поняли, что имеют дело с чем-то значительным, доселе невиданным, проникнутым очарованием сказки с несчастливым концом: отсутствие хэппи-энда, непривычное для Голливуда, сообщало этой истории грусть и нежность несбывшегося. Влюбленных разлучил долг: все могут короли, как пела Пугачева, вот только не жениться по любви…

Последний поцелуй у ограды дворца, куда Анна обязана вернуться, официальная пресс-конференция, где она уже в тиаре и торжественном облачении царствующей особы, отвечающая по протоколу на заранее подготовленные вопросы, вызывала слезы не только у сентиментальных домохозяек: в те времена в Голливуде умели снимать так, чтобы угодить и простой, и требовательной публике одновременно.


Человек с печатью смерти на лице

«Я знал, что все в нее влюбятся», - сказал Уайлер об Одри, а «Парамаунт», еще до широкого проката «Каникул», немедленно запустил новый проект с ней, «Сабрину» - на сей раз авторства Уайлдера (те, кто далек от кино, часто путают этих режиссеров). «Сабрину», так же, как и «Каникулы», помнят многие – сюжет об очередной Золушке, дочери шофера, покорившей сердца сразу двух богачей, к тому же родных братьев, слишком известен, чтобы его пересказывать. Даже не киноманы помнят, что Сабрина, запутавшаяся в своих чувствах, с детства влюбленная в младшего брата, в конце концов выбирает старшего, героя Хамфри Богарта. Человека с печатью смерти на лице, как аттестовал его великий критик Андре Базен. К моменту съемок Одри было 24 (а выглядела она на все 17), Богарту же – 55, что было заметно, к тому же он употреблял. Его двойственный имидж благородного гангстера и реноме чуть ли не первого актера Голливуда, прославившегося в легендарной «Касабланке», убедительная мужская харизма человека молчаливого, двойственного, окруженного тайной, в сочетании с сияющей юностью Хепберн сделали свое дело. Талант Уайлдера, автора «Квартиры» и тех самых девушек, которые «в джазе», «Зуда седьмого года» с Мэрилин Монро, снятого годом позже, и более раннего легендарного «Сансет Бульвара», никем не оспаривался – его фильмы до сих пор не устарели. Мировая классика, не только сугубо американская, режиссер, без сомнения, великий.

sabrina.jpg
«Сабрина»

Богарт же, вопреки ожиданиям (можно ли НЕ влюбиться в Хепберн?) встретил ее как врага народа. Если верить свидетельствам очевидцев, он считал Одри старлеткой, пустышкой и однодневкой, подставлял ее во время съемок, передразнивал и боролся с ней за крупные планы, впадая в бешенство, что у нее их больше (по совести говоря, на кого приятнее смотреть, вопрос за засыпку). О чем Богарту беспощадно сообщил Уайлдер: действительно, кого предпочтет публика, потрепанного выпивоху за пятьдесят с мешками под глазами, пусть и харизматичного, или юную девушку, тем более, если эта девушка - Одри Хепберн? Странная мелочность со стороны самого Богарта, чей характер и мачистский норов был ему свойствен и в жизни. Но, как это ни странно, его хамское отношение к новой звезде в конце концов сыграло свою положительную роль: играя циника и богача, человека холодного, одержимого выгодой, к тому же и в жизни являясь не самым большим душкой, он тем не менее привносит в свой образ то, что называется пробуждением чувства. Магия Богарта, несмотря ни на что, работает безотказно – в сочетании с не наигранной невинностью и детской искренностью Хепберн это дает оглушительный результат. Уайлдер, человек безупречного вкуса, открывший заново Мэрилин как большую актрису, открывает, после Уайлера, и Одри Хепберн, используя ее природное очарование на все сто.


Живанши

givanchi.jpg
Знаменитое платье от Живанши в фильме "Сабрина"

К тому же именно в этом фильме она впервые знакомится с Живанши, тогда еще совсем молодым – эта дружба продлится до самой ее смерти, и Хепберн почти всегда будет носить его наряды. В «Сабрине» же кутюрье превзошел сам себя, знаменитое бальное платье с черной вышивкой, ослепительно белое, станет эталоном элегантности на долгие годы. Оно и сейчас не устарело, воплощая собой торжество искусства от кутюр в своем высшем проявлении. Не платье, а подлинный шедевр, вершина мастерства и вкуса, торжество материальной культуры въяве. Хепберн, в отличие от «вешалок», моделей пусть и совершенной внешности, иногда завораживающе прекрасных, обладала еще и индивидуальностью, очарованием юности, какой-то неземной прелестью – то есть теми качествами, когда вы видите прежде всего человека, а не его облачение. Завершенный облик аристократической гармонии, где все детали, вплоть до характера модели, ее человеческих черт, выверены как в скульптуре, в произведении высокого искусства. Еще Пруста восхищало так называемое «портновское» мастерство, сравнивавшего внутреннюю отделку платья Одетты де Креси с внутренней росписью шпиля храма, которую никто никогда не увидит, но тем не менее сделанную с таким же тщанием, что и внешняя.


Живая прелесть

Дочь баронессы, Хепберн действительно в своем роде родовита, но, возможно, дело не в этом, просто совпадение: ни Ален Делон, ни Хельмут Бергер не имели именитых предков, тем не менее сам Висконти, чей род насчитывал восемьсот лет, выбрал именно их на роли аристократов.

Особая повадка Хепберн – поступь, легкость, пластика - были натренированы еще и занятиями балетом. В свое время она отошла от танцев, поняв, что Марго Фонтейн из нее все равно не получится. «Как бы я ни старалась, таланта у меня не было, а одним упорством мало чего добьешься», - говорила Хепберн. Впрочем, одно время она считала, что актрисы из нее тоже не получится и, что самое смешное, находила недостатки и в своей внешности. Какие-то критики писали, что у нее «слишком широкий рот» (!) и неправильный нос, сама она постоянно твердила о своей «квадратной челюсти», «больших ушах» и ступнях – ну, в общем, судя по описанию, ни дать ни взять уродина. Надо бы провести такой эксперимент: представь себе, сказать подружке, девушку с квадратным подбородком, широким ртом, лопоухую, большеногую, тощую, раскосую и с плоской грудью. Просто фильм ужасов, не иначе, скажет она, пока ты ее не огорошишь, показав фото Хепберн.

2.jpg
"Как украсть миллион"

А ведь, помимо признаков абсолютной красоты, даже скажем так, вневременной (в Хепберн есть что-то и от Нефертити), она обладала еще и редкой киногенИей – термин ранних теоретиков кино, изобретенный во времена зарождения движущегося изображения. Это не совсем фотогения, а именно киногенИя (ударение на последнем слоге): если фотогеничный человек хорош в своем неподвижном отображении, то киногеничный – в движении. У Хепберн оба признака совпадают, хотя сама она боялась иных ракурсов, выбирая их самолично, чтобы выглядеть в более выгодном свете. Рассуждения же некоторых дам о чрезмерной ее худобе и, наоборот, «толщине» Мэрилин, ее «коротких ногах» и смазливости продавщицы, «пошлости» и прочем свидетельствуют либо о дурном вкусе, либо о банальной зависти. В абсолютно правильных лицах – скажем, нынешних турецких сериальных звезд-мужчин, нафабренных до парикмахерского лоска, - есть что-то, извините, смехотворно-кукольное. Как и в тщательном тюнинге какой-нибудь Ким Кардашьян, пластмассового персонажа нынешней светской хроники.

Хепберн берет еще и своей искренностью, открытостью, непосредственностью – то есть тем, что тот же Пруст называл девушкой в цвету, а Толстой, описывая Наташу, «живой прелестью».


Перечитывая Толстого

Наверно, потому ее и выбрали на роль Наташи – по крайней мере внешнее сходство поразительное, не говоря уже об искренности и непосредственности подростка – хотя Кинг Видор подошел к роману Толстого, этой величайшей эпопее, экранизация которой требовала большего проникновения в дух книги, чисто номинально. Даже, скажем так, наивно, примитивно, буквально: вооружившись карандашом, он помечал сцены, которые нужно оставить, другие же – вычеркнуть. Главного он так и не заметил - будучи классиком немого кино, чей стиль уже явно устарел, Видор простодушно остановился на более-менее мелодраматических сценах, придав им театральный пафос, постановочный лоск и пр. Хепберн не виновата, ей и задачу-то неверно поставили, не дали сыграть ключевые моменты духовного преображения Наташи, да и Мел Феррер в роли Андрея Болконского, в то время муж Одри, играл как заведенная кукла на шарнирах. Верная жена, влюбленная в своего новоиспеченного супруга, именно Одри навязала его продюсерам, что было, конечно, ошибкой. Феррер откровенничал: дескать, обнимать Одри в роли Наташи – будто обнимать саму весну: критики же отмечали, что развития характера так и не последовало, на смену весне не пришли лето и осень, Наташа так и не повзрослела. Антропологически (хотя русские - по типажу все же европейцы, тем более аристократы) ни Феррер, ни Генри Фонда в роли Пьера на русских ну никак не тянут, всё это ни что иное, как развесистая клюква, европейцам почти никогда не удавалось проникнуть в так называемые «тайны» русской души. Обратный фокус, проделываемый русскими – легко и играючи проникать в тайны европейской – порой удавался вполне. Объясняется это просто - мол, русские больше способны к мимикрии. Не знаю, так ли это и всегда ли так (как издевался Жванецкий – хамство в Сибири хорошо получается, а вот аристократизм в Петербурге ну никак не идет) и в чем тут фокус, но русская классика в руках европейцев и тем паче американцев действительно выглядит как-то странно: Омар Шариф у них - доктор Живаго, смешно же, еще бы японца пригласили, Тосиро Мифунэ, например.

mir.jpg
"Война и мир"

Видор же гордился «сходством» Одри с Людмилой Савельевой (?!), когда спустя лет десять бондарчуковская эпопея вышла на экраны: кстати, на просмотре российской версии Антониони в буквальном смысле упал со стула – и не от восторга, а просто заснул со скуки. Наташа-Савельева весьма неплоха, кто бы спорил – в отличие от пожилых Пьера и Элен, хотя и у Видора, как уже говорилось, с соответствием героям романа тоже из рук вон. Да и концепции никакой: так, пыльная экранизация в духе сороковых, фальшиво театральная, - эдакий привет от Александра Корды с его «Леди Гамильтон», которую и смотрят-то благодаря красоте и аристократизму Вивьен Ли.

Кстати, об аристократизме – в кино, искусстве демократическом, долгое время презираемом снобами (ну, годах в двадцатых прошлого века, не говоря уже о десятых), несмотря на феномен Чаплина и, скажем, немецкого кино, уже в те времена гениального, аристократок и аристократов не так уж много: даже божественная Анита Экберг в роли Элен Курагиной выглядит профурсеткой.

Но дело даже не в этом, аристократом можно «прикинуться» (Ален Делон, Хельмут Бергер, отчасти Роми Шнайдер, происходящая из буржуазной семьи, или Катрин Денев, аристократичнее которой сложно вообразить), а в том, что Толстой, видимо, в принципе ускользает от визуальных искусств. Хотя… Спектакль Римаса Туминаса в театре Вахтангова, с его видимым аскетизмом, строгими декорациями (движущаяся стена, и больше ничего) и слегка стилизованными костюмами как раз воспроизводит дух романа, и делает это настолько точно, глубоко, философски обоснованно, что и интеллектуалам-толстоведам впору сменить гнев на милость, удача несомненная.


Примирить противоречия

Что же касается так называемой личной жизни звезды, то тут Хепберн (чего и следовало ожидать при ее занятости и вдумчивом отношении к работе) явно не везло: какое-то время, живя с Феррером, она изо всех сил пыталась согласовать свой график съемок и работу в театре с его графиком, порой отказываясь от лестных предложений, чтобы не расставаться с мужем. Как уже говорилось, часто навязывала его продюсерам, хотя его время, с виду чопорного англичанина, чей облик был бы хорош исключительно в ролях аристократов (которых в кино становилось все меньше и меньше) уходило, да и талант был весьма ограничен. Ей хотелось невозможного, и семьи, и карьеры - позже, после развода с Феррером, выйдя за молодого итальянца, она разочаровала его тем, что засела дома. Он-то женился исключительно из тщеславия, заиметь такую жену всякому бы польстило, но разделять ее представления о тихом семейном счастье не собирался. В юности она отказала какому-то аристократу, красивому, богатому и неизменно корректному, не собираясь повторять судьбу Грейс Келли: Хичкок, когда Грейс вышла за принца, возмущенный этим «мещанским» браком и отказом от карьеры в кино, назвал ее «Дисгрейс», то есть «бесчестье». Затем, влюбившись в Уильяма Холдена (того самого младшего братца в «Сабрине», которому она предпочтет старшего, Богарта) и узнав, что он сделал себе вазэктомию, разорвала отношения, ей хотелось полноценного брака и детей. С Феррером, как уже было сказано, они, прожив довольно долго, все же расстались, ибо его самолюбие страдало, жена превосходила его популярностью… В общем, «графики не совпадали», как это часто бывает у знаменитостей: звезде, видимо, нужен муж-домохозяйка, точно так же, как и прославленному мужчине – тихая, нетребовательная жена-посудомойка, завтрак-обед-ужин.

При этом, будучи идеалисткой, она всю жизни пыталась примирить противоречия – и в себе самой тоже: любить она умела, была всегда доброжелательной, не капризной, домашней, верной, терпеть не могла громкие вечеринки и вовремя ложилась спать. От стакана виски перед сном, впрочем, не отказывалась (Феррер запрещал), могла и выкурить крепкую сигарету. При этом отдавалась работе с головой, хотя вставала в 6 утра, когда была замужем, готовила мужу завтрак. В «порочащих» связях не была замечена, получив строгое голландское воспитание, страшно переживала, что при разводе ее дети лишатся отца, как когда-то лишилась его сама (история ее папаши весьма таинственна, да и ее мать разделяла фашистские взгляды – правда, в их идеалистическом, «ницшеанском» исполнении, не понимая, во что это может выродиться и позже покаявшись). Прошлое родителей могло сказаться и на карьере Одри, но тут как раз тот случай, что его предпочли не замечать, тем более никакой ее вины в этом не было – «простили», в общем.

В ней, несомненно, было нечто старомодное – облик институтки, который она сохраняла очень долго, соответствовал характеру: она наотрез отказывалась сниматься в откровенных сценах, обнажаться, никогда не сквернословила, хотя и не протестовала, если кто-то позволял при ней подпустить словечко; пришла в ужас от «Механического апельсина» Кубрика, хотя была свидетелем Холокоста (по крайней мере видела, как евреев грузят в товарняки и запомнила это надолго); отказалась от роли Анны Франк, чтобы не сойти с ума… И так далее.

…Как уже говорилось вначале, при ее гламурном (иногда даже слишком) облике, некотором «ханжестве», непонимании сложности мира и человека, как скопища бесов, она, эта «кошечка», в конце концов совершила подвиг, работая на износ в ЮНИСЕФ (о чем несколько позже). Стало быть, верно утверждение, что мы можем судить о человеке только тогда, когда он завершит свой жизненный путь, и сюжет его жизни сложится, как паззл, окончательно и бесповоротно: иные могут проявиться уже на смертном одре, как это ни странно звучит.


Платье за миллион

black.jpg
Хепберн в культовом черном платье - "Завтрак у Тиффани"
Третий культовый фильм с участием Одри Хепберн, без конца упоминаемый и в соцсетях, и вообще повсюду- конечно же, «Завтрак у Тиффани» по новелле Трумэна Капоте. Одри уже за тридцать (чего не скажешь, она всегда выглядела значительно моложе, и лицом, и повадкой), Капоте отказали в публикации и в то же время назвали лучшим американским писателем конца пятидесятых. Стоит фильму появиться на экранах, как он мгновенно становится культовым, Одри вносят в списки номинаций на Оскар, Капоте же – в ярости и недоумении (не знаю, что там было с правами на экранизацию), он-то мечтал о Мэрилин Монро. Героине повести Холли было 18-19, и, хотя Одри значительно старше, что незаметно, Мэрилин к тому времени было уже, извините, 35-36 (что как раз было заметно и очень даже). В отличие от воздушной Одри, Мэрилин, при всей ее живой прелести, никак не походила на девчонку-сорванца. Тем не менее Капоте ненавидел этот фильм, а заодно и Одри, за его конфетность, а его биограф Джеральд Кларк назвал его «кондитерским изделием» и «валентинкой». При всем обаянии картины, доля правды в этом есть – одна зрительница довольно точно охарактеризовала и возлюбленного Холли, писателя Пола, в роли которого снялся Джордж Пеппард, как пригламуренного Кена, куклу, а не человека. Забавно, что Пеппард был стойким алкоголиком – стало быть, в нем должна была просматриваться хоть какая-то инфернальность, хоть что-то двойственно-порочное, но как я ни вглядывалась, не обнаружила ничего похожего. Скучный, как однообразный ряд домиков «одноэтажной» Америки, больше похожий на выпускника евангелической школы, чем на нью-йоркского писателя (хотя Пеппард играл и плохих парней, и со знаменитостями сотрудничал), он лишь подыгрывает Хепберн, чье неоспоримое обаяние тоже тонет в «конфетности». Постепенно, с этим своим Живанши и его маленьким черным платьем, в котором героиня появляется в самом начале фильма (проданным впоследствии почти за миллион долларов) и Хепберн становится больше топ-моделью, а не актрисой. Финал фильма изменен на хэппи-энд, чего в повести не было, а общий тон больше напоминает книги Ивлина Во, нежели Капоте с его потаенным трагизмом. Хотя и у Во бэкграунд глубже (ну, например, в «Мерзкой плоти», да и в других его романах) – его прожигатели жизни, подобные Холли Голайтли, боготворящую фирму Тиффани как вершину жизненных достижений, все же чувствуют привкус смерти.

Хепберн, об очаровании которой исписаны тонны бумаги (причем вполне заслуженно, не поддаться ему невозможно) начинает – возможно, не по своей вине – эксплуатировать его, тиражировать свой имидж, хотя невинный «олененок», Бэмби в обличье прелестницы, уже начинает входить в пору зрелости.


Оскар уходит к…

Правда, и на этом пути, бессмысленного и беспощадного гламура, тоже можно достичь своих вершин, лишь бы жанр был подходящим, и вот тут Одри повезло в очередной раз с «Моей прекрасной леди». Блистательный, дорогой, великолепный постановочно, с умопомрачительными костюмами, которым, может, нет равных в истории кино – на сей раз не от Живанши, а от Сесила Битона, фотографа и художника кино, чья фантазия и умение стилизовать моду начала XX века вызывает оторопь восторга.

Фильм вошел в десятку величайших голливудских мюзиклов, стал вторым самым кассовым фильмом года и получил восемь Оскаров и 12 номинаций. Четыре года назад его внесли в Национальный реестр, как фильм, обладающий «культурным, историческим или эстетическим значением».

ledi.jpg
Одри Хепберн в прославленном платье для скачек - "Моя прекрасная леди"

Одри Хепберн тем не менее не то что не получила своего Оскара, но даже не …номинировалась. Несмотря на всеобщее обожание – ведь даже в глазах отпетых ханжей она ничем себя не посрамила – общественность была на стороне Джули Эндрюс, с блеском игравшую Элизу Дулиттл на Бродвее, и оскаровские академики таким образом отомстили Хепберн. Всё это замечательно, мисс Эндрюс и правда актриса хоть куда, к тому же сама поет (а Хепберн все же озвучили, пела другая), но, товарищи общественники, поимейте совесть, где Эндрюс и где Хепберн? В наш век толерантности за такой вопрос где-нибудь в США меня бы выгнали с работы, а друзья бы осудили, всякий человек нам дорог, всякий – интересен, известное дело. Сейчас и с типажным соответствием не считаются – но выдать Эндрюс за герцогиню с ее лошадиной челюстью не только затруднительно, но и противоречит замыслу: профессор Хиггинс на спор обещал привести свою воспитанницу в Букингемский дворец и таки выиграл. Другой вопрос, что Хепберн мало похожа на вульгарную продавщицу из низов, какой была вначале, но на то и жанр, в данном случае - мюзикл, а не документальный фильм о тяжелой судьбе кокни, дочери нищего алкаша и попрошайки.


Еще один триумф

…Через два года после триумфальной «Прекрасной леди» Уайлер вновь возьмется за старое, выдав на-гора комедию «Как украсть миллион», шестидесятипятилетний режиссер все еще чувствует жанр, хотя кино – искусство молодых. Недаром Базен назвал его «янсенистом мизансцены» и к тому же автором, никогда не повторяющимся, раз за разом меняющим свой стиль: сравните этот «Миллион» с «Римскими каникулами», совсем другое дело. Одри уже ближе к сорока, и хотя после «Прекрасной леди» прошло всего два года, она изменилась, превратившись из сорванца в юбке в элегантнейшую из элегантных парижанку, дочь забавного типа, специализирующегося на подделках произведений искусства. Мастерски закрученный сюжет и участие Питера О‘Тула, самого, наверно, харизматичного британского актера, к тому же красавца, наделенного сокрушающим мужским обаянием, талант режиссера, красота Одри, комические ужимки ее папаши и прочая стяжали картине громкий успех, причем даже в СССР, где она стала хитом (24 млн. зрителей, почти как у отечественных мелодрам).

rob.jpg
"Робин и Мэриан"

…У нее еще будет несколько фильмов – в «Робин и Мэриан» она снялась после восьмилетнего перерыва, с Шоном Коннери и уже ближе к пятидесяти. Теперь она играет уже по-другому, не стараясь выглядеть моложе, не сетуя, что ее ослепительная красота уже в прошлом.


Миссия выполнима

Последней ролью Хепберн была роль ангела в фильме Спилберга «Всегда», после чего она всерьез посвятила себя работе в ЮНИСЕФ, где ее помощь голодающей Африке была настоящей, а не пиар-акцией для поддержания имиджа, как это часто бывает. Послужить лицом для организации по спасению голодающих, чтобы привлечь внимание к трагедии – это одно, а вот без конца посещать страны, где легко заразиться страшной болезнью, и вживую наблюдать картины горя, разрушения, смерти, видеть, как в грузовики забрасывают трупы детей, посещать районы, где стреляют (один из благотворителей погиб там, сраженный случайной пулей) – совсем другое.

foreva.jpg
"Всегда"

Кончилось это плохо – ее саму поразил рак, и в Африке не нашлось оборудования, чтобы поставить правильный диагноз, а срочно покинуть страну Одри сама отказалась. Врачи умоляли ее прекратить свою деятельность, она сама была уже на грани. Что такое голод, Хепберн знала не понаслышке и потому прониклась трагедией Африки как никто другой, работая на износ, честно, не потратив на себя ни цента. Она многого добилась – доставки продовольствия, лекарств, медпомощи и пр. Все это время, вспоминая дневник Анны Франк, в экранизации которого в свое время отказалась участвовать из-за страха нервного срыва…

В 1992 президент США наградил Хепберн президентской медалью свободы в знак признания её работы в рамках ЮНИСЕФ, а Американская Академия киноискусства - Гуманитарной премией им. Джина Хершолта за её помощь человечеству. Присуждена ей посмертно и вручена её сыну.

20 января 1993 года Одри Хепберн покинула этот мир – в окружении семьи, прожив совсем недолго после Рождества, которое она назвала самым счастливым в ее жизни. 24 января состоялись похороны.

Расхожая похвала, часто неискренняя, которую расточают знаменитым женщинам, называя их ангелами, в ее случае совершенно уместна: ее близкие и друзья отмечали ее сердечность, сдержанность, доброту, верность и еще одно редкое качество для звезды ее уровня, всесветно знаменитой: она прежде всего думала о других - как показал финал ее жизни, могла даже принести себя в жертву.

Кто бы мог подумать, что за грацией этого неземного существа кроется такой сильный характер и стремление служить людям. Удивительно.  

фото: Capital Pictures/FOTODOM; kinopoisk.ru

Похожие публикации

  • Рязанов vs Гайдай: Как сделать национальный хит
    Рязанов vs Гайдай: Как сделать национальный хит
    …Тут мне редакционное задание дали: сравни, мол, Рязанова с Гайдаем, авторов национальных хитов – как это, дескать, им удалось? Чтобы триста миллионов смотрели, не отрываясь? Что, мол, за фокус такой?
  • Гленн Гульд, инопланетянин
    Гленн Гульд, инопланетянин
    Великий пианист Гленн Гульд, без сомнения, - «инопланетянин»: о нем невозможно говорить как о просто талантливом, пусть даже гениальном исполнителе, ибо его тайна не поддается обычному пониманию. Видимо, он все же видел иные, нежели мы, миры, прозревая их сквозь обыденность
  • Красотки на кнопках
    Красотки на кнопках
    Искусителями бывают не только люди, но и стили. Или жанры. Один из них - pin-up, воплотивший очаровательное женское искусство вовремя потерять интимную деталь туалета
naedine.jpg

bovari.jpg
onegin.jpg