Радио "Стори FM"

Автор: Эльвира Сабова

У оперных звезд Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова дуэт и на сцене, и в жизни. Сплочённая пара - это всегда дополнительная энергия. У них тоже появился свой дополнительный козырь. Какой же?

Анна, ваша коллега Динара Алиева как-то призналась: «Я очень уважаю Аню Нетребко, во многом благодаря именно ей поменялся стереотип: что оперная дива должна быть толстой, неуклюжей дамой в летах. Сейчас уже её все копируют: её открытость, зажигательность». А было время, когда вы кого-то копировали? Кого?

Анна: Один раз было дело. На первом курсе консерватории мы гуляли всю ночь с однокурсниками. И решили устроить хохму – все попробовали петь а-ля Каллас. Часа полтора старались. Орали все ее известные арии. После чего голос у меня пропал... На следующий день я пришла на занятия и, вместо голоса, - одно шипение. Моя педагогиня очень тихо произнесла: «Вон!» И я быстро ретировалась… С тех пор мысли о копировании меня не посещали. Удостоверилась – до добра это точно не доведет. Петь надо своим голосом.

Юсиф, в свое время, чтобы оплатить учебу в Италии, вы работали и официантом, и переводчиком. Чему научил вас тот опыт?

Юсиф: Это был колоссальный жизненный опыт. Он научил меня терпеть, ждать, идти к цели медленно – теми способами, которые на данный момент возможны. А это – работа, работа и еще раз работа. Я горд и счастлив, что у меня именно так все и случилось.

Что по-вашему принципиально различает звезд прошлых лет и нынешних? Скажем, времен Шаляпина, Каллас, Дель Монако…

Юсиф: Звезды того времени были королями не только на сцене, но и в театре. Ни дирижеры, ни режиссеры были им не указ. Они были абсолютными звездами. Они всем диктовали правила игры. Начать с того, что сами выбирали постановки – под себя. Сейчас артист должен удовлетворить целый полк: дирижера, режиссера, сценографа и так далее. Больше рамок. Но у многих к этому уже выработался иммунитет, так что   современные артисты научились выживать даже в этих непростых условиях.

Анна: На порядок увеличилось количество певцов, больше конкуренции. К тому же теперь важно не просто петь, но и играть, танцевать, - уметь делать на сцене шоу. Но тех, кто хорош во всем: и в технике, и в артистизме, и в харизме, - таких во все времена не много.

В последнее время много наших соотечественников солирует на мировых сценах. С чем это связано по-вашему?

Анна: Это не в последнее время, это давняя тенденция. Русские певцы обладают роскошными голосами. И большим талантом. Гулегина, к примеру, давно царит на западных сценах.

Юсиф: Русский человек – вообще сильный человек по своей природе. И русские певцы ценятся везде.

Сейчас модно осовременивать популярные классические оперы. Как к этому относитесь? Где грань между прорывом, новым прочтением и дурновкусием? Как вы для себя это определяете?

Анна: Действительно появилось много именно режиссерских спектаклей, где все переставлено с ног на голову, сюжет перенесен в другую эпоху, персонажи действуют с новыми мотивировками… Я видела такие спектакли и даже участвовала в них. Если режиссер талантлив – что случается все реже и реже… Но если талант есть – это интересно. И это прогресс – как для оперы в целом, так и для артистов. Что касается уровня: я для себя сама решаю,   что есть   хорошее исполнение, а что - нет. А публика пусть сама выбирает. Что ей сейчас интереснее: интеллектуальные взрывы, хороший вокал или сочетание и того и другого, что встречается, правда, крайне редко.

Юсиф: Подписываюсь под каждым словом. Добавлю только, что самая главная задача в оперном театре – это оставаться верными партитуре. Тому, что написал композитор. Поэтому в рамках вот этого - пусть режиссеры делают, что хотят, но не более…

фото: Пресс-служба А. Нетребко  

Прочитать материал полностью можно в номере Декабрь 2018

Похожие публикации

  • Ave Майя!...
    Ave Майя!...
    Майя Плисецкая смогла вылепить из себя образ настолько волшебный, гармоничный, воздушный, что, глядя на нее, забываешь, что балет –тяжелейший труд. Кажется, что и в жизни Плисецкой не приходилось продираться не через какие тернии. Как ей удалось создать эту иллюзию?
  • Божественная Бернар
    Божественная Бернар
    Французская актриса Сара Бернар познала невероятную славу. Среди актрис докинематографической эпохи соперниц у нее не было: более сорока лет она вызывала восторг, ненависть, любовь не только у театралов, но и у тех, кто никогда не посещал театр. К концу жизни ее имя воспринималось как название некого феномена. Почему?
  • Юрий Башмет
    Юрий Башмет
    У художника Ренуара была следующая жизненная философия. «Я, − говорил он про себя, − как пробка в воде». Имел в виду: несёт по течению – и пусть несёт, прибило к берегу − значит, так надо, потому что, куда нужно, обязательно и так вынесет. Вот и Башмет всё время повторяет: все его удачи в жизни дело случая. Всё складывалось само собой. Но что-то же помогало ему рано или поздно оказываться в выигрыше. Так что же помогло?
Netrebko.jpg

redmond.gif


livelib.png