Радио "Стори FM"
Елена Добронравова: Одинокая звезда

Елена Добронравова: Одинокая звезда

Автор: Эдгар-Кирилл Дальберг

Одна из красивейших русских актрис XX века и одна из самых талантливых. Ей было отпущено всего 66 лет жизни, она покинула этот мир 23 года назад, но тот, кто хоть однажды видел её на сцене или на экране, не забудет её никогда. Магия жила в этой женщине, в этой потрясающей актрисе с трагической судьбой. Она называла меня колокольчиком, а я её Леной Борисовной. Она была моей крёстной мамой. Её звали Елена Добронравова.

21 июля 2022 года Елене Добронравовой исполнилось бы 90 лет. Заслуженная артистка РСФСР, лауреат Каннского кинофестиваля, комета советского кино, легенда Вахтанговской сцены, она говорила нараспев, по-старомосковски. Великий педагог Щукинского училища Владимир Москвин говорил студентам: "Побольше слушайте Леночку Добронравову. Она - эталон русской речи. Она и есть Островский."

Она дружила с моей бабушкой с незапамятных времён, они познакомились еще в детстве, так как отец Елены Борисовны - впоследствии великий актёр Московского Художественного театра – Борис Добронравов и мой прадед вместе учились в Московской духовной семинарии и стали близкими друзьями.

1.jpg
Елена Борисовна Добронравова

Елена Борисовна сыграла далеко не последнюю роль в моём становлении и воспитании, занималась со мной техникой речи и декламацией, водила по театрам, читала мне, ещё совсем ребенку, столь любимые мною произведения английской сказочницы Беатрис Поттер. Какая у неё была дикция! Её слова звучали подобно звукам весеннего ручья, её уже почти исчезнувшая старомосковская манера говорить растянуто восхищала меня.

Она часто любила вспоминать о своём детстве, когда её папа – Борис Георгиевич Добронравов -- покупал ей билеты в первом ряду партера в Художественном театре, где юная Леночка наблюдала за самым любимым и близким для неё человеком в жизни, её отцом, и была его самым главным критиком и рецензентом. Строгий, закрытый, отчужденный Борис Добронравов рядом с Леночкой таял. Уставший, он приходил домой после спектакля, заходил в детскую, где спал дорогой его сердцу «олененок», его Леночка, с такими же, как и у него, дивными голубыми глазами. Борис Георгиевич называл эти визиты в детскую "поисками успокоения". Дочь была для него смыслом жизни, куда большим, нежели сцена.

2.jpg
С отцом Борисом Добронравовым в эвакуации,  в Екатеринбурге, 1941 год
Борис Георгиевич умер в 1949 году, прямо на сцене во время спектакля «Царь Федор Иоаннович». Ему было 53 года. Леночке было тогда 17 лет. Она училась в выпускном классе знаменитой московской образцовой 25-й школы в Старопименовском переулке. Лена Борисовна закончит школу с золотой медалью, только Борис Георгиевич этого уже не увидит. Смерть отца была незаживающей раной моей крёстной до конца её дней. Они так мечтали оба сыграть Отелло и Дездемону. Не случилось. Как и не случилось того, что Леночка станет актрисой МХАТа, о чём мечтал Борис Георгиевич.

lena.jpg

Она поступит, конечно, в школу-студию МХАТ, где на 2-ом курсе ненавидящий Бориса Добронравова руководитель курса Георгий Герасимов поставит вопрос об её отчислении. Бориса Георгиевича не было в живых и защитить Леночку он не мог, но у него была родная сестра, великая Вахтанговка - Елизавета Алексеева, народная артистка, лауреат Сталинской премии, которая пригрозила Герасимову, что пойдет на прием лично к Сталину, если Лену отчислят. Естественно, "храбрый и бесстрашный" для войны с сиротой Герасимов, при упоминании имени вождя быстро пошел на попятную, прекрасно понимая возможности Алексеевой, которая решила всё же забрать любимую племянницу из школы-студии МХАТ и перевести к себе в Щукинское училище, где она была профессором, в Щуке все было хорошо, но театр Вахтангова не стал для Леночки её театром. Мхатовская школа переживания была ей куда ближе Вахтанговской школы представления, но всё сложилось именно так.

С матерью у Елены Борисовны отношения были сложные. Властная и эгоистичная Мария Юльевна пыталась во всем контролировать дочь. Близким и любимым человеком для Елены Борисовны была её тётя Лиза, народная артистка СССР - Елизавета Алексеева.

3.jpg
С тётей Елизаветой Алексеевой в спектакле "Живой Труп". Театр Вахтангова 1958 год

Леночкину утонченность и красоту ещё в училище заметил Рубен Николаевич Симонов - человек, перед которым Елена Борисовна благоговела. Ещё в неопытной, но талантливейшей ученице, Симонов увидел большую актрису. У неё было красивое, выразительное лицо, великолепная фигура, а какие у неё были глаза?! В них хотелось утонуть. В Щукинском училище у Елены Борисовны был студенческий роман с Леонидом Сатановским, который впоследствии женился на известной актрисе – Майе Менглет, дочери Георгия Менглета. Крёстная по возможности всегда старалась избегать встреч с четой Сатановский- Менглет. Она чувствовала, что Сатановский, так и не смог забыть её - свою первую юношескую любовь. После окончания Щукинского училища Елена Добронравова становится актрисой театра имени Евгения Вахтангова. В этом театре она прослужит всю жизнь. Мало какой театр в Москве обладал таким количеством ослепительных красавиц, как театр имени Вахтангова: Алла Казанская, Гарен Жуковская, Антонина Гунченко, Людмила Целиковская, Юлия Борисова, Валентина Малявина, Марианна Вертинская. Не стала исключением и Елена Добронравова. Рубен Николаевич Симонов знал толк в женской красоте. Подобно садовнику он лелеял и холил свои розы, не забывая подрезать и шипы.

kat.jpg
В фильме "Большая семья"

Кинодебют Елены Добронравовой состоялся в 1954 году в фильме "Большая семья", режиссёра Иосифа Хейфица.   Актриса создала сложный, противоречивый образ Кати Травниковой, предавшей своего возлюбленного Алексея Журбина (Алексей Баталов), увлекшись другим мужчиной - его замечательно сыграл Николай Гриценко. За роль Кати Добронравова становится лауреатом премии Каннского кинофестиваля 1955 года в номинации "За лучший актёрский ансамбль". Её роль была включена жюри в число обладателей данной премии. Это был триумф актрисы Елены Добронравовой.

Елена Борисовна не очень любила вспоминать о своих ролях в кино и о человеке, который пытался разрушить её карьеру. Это был глава "Мосфильма" Иван Пырьев. Поводом такого отношения Пырьева стала абсолютно невинная, оброненная Еленой Добронравовой фраза на банкете после премьеры "Большой семьи". Наивная Леночка, чокаясь с Пырьевым, сказала ему, что "Большая семья" превзошла по зрительскому успеху вышедшую почти одновременно картину Пырьева "Испытание верности", премьеру которой приняли достаточно спокойно. После этого Пырьев распорядился, чтобы Добронравову не снимали на "Мосфильме". 

mech.jpg
В фильме "Щит и меч"

Елена Борисовна вернётся на "Мосфильм" уже после смерти Пырьева, когда Владимир Басов пригласит её сниматься в ленту, ставшую культовой - "Щит и меч", где Добронравова создаст незабываемый образ глухонемой женщины, прижимающей к груди щенка немецкой овчарки. Такие эпизоды, зачастую стоят больше, чем главная роль. Героиня Добронравовой не произносит ни слова, а взгляд на ней замирает, на её волшебных, голубых, глазах, излучающих прелесть и грусть.

Конец 50-х годов прошлого века был расцветом кинокарьеры Елены Добронравовой. Она снимается подряд в главных ролях, в успешных фильмах той поры: "Золотой эшелон", "300 лет тому" и особенно "Город зажигает огни"- закрепившие за ней статус звезды советского кино. В фильме "Город зажигает огни" Добронравова снималась с Олегом Борисовым. Сьемки проходили в Киеве, Олег и Елена сразу же нашли общий язык, подружились. Молчаливый, скромный Борисов и пленительная Добронравова. Я помню Олега Ивановича в гостях у крёстной. Она читала ему Шекспира на английском языке, который знала в совершенстве, а он слушал её внимательно и вдохновенно. Сколько же в них было прелести, достоинства, чистоты. С большой горечью Леночка Борисовна восприняла сообщение о смерти Олега в апреле 1994 года. В то время она сама уже была больна.

borisov.jpg
C Олегом Борисовым в фильме "Город зажигает огни"

Елена Борисовна нравилась многим отечественным драматургам и писателям: Анатолию Гладилину, Виктору Некрасову, написавшему сценарий с расчетом на Добронравову для фильма "Город зажигает огни", где она и снялась весьма успешно. Нравилась актриса и Виктору Розову – автору повести "Вечно живые". На её основе был снят фильм "Летят журавли". Добронравова была главной претенденткой на роль Вероники, Розов видел именно её в этой роли.

rapsodia.jpg

Она уже начала сниматься, но Михаил Калатозов посчитал иначе, утвердив в конечном итоге на роль Вероники Татьяну Самойлову. Ещё дважды Добронравова потеряет замечательные роли. Константин Юдин видел её в роли Дездемоны и хотел пригласить на пробы в свой фильм "Отелло", но получил анонимку от "доброжелателя", написавшего не соответствующие действительности грязные слухи о Добронравовой. Режиссер не стал ничего выяснять, а просто пригласил на пробы Ирину Скобцеву, которая и сыграла Дездемону. В 1971 году Добронравову утвердили на роль Любы Трофимовой в фильме "Офицеры", но на сьемках у актрисы и режиссера Владимира Рогового происходит конфликт. Добронравова видит свою героиню иначе, чем режиссер. Столкновение двух характеров - и в результате в третий раз Елена Борисовна теряет замечательную роль. С той поры в среде киношников за ней закрепилась репутация строптивой и взбалмошной актрисы, чего не было, она просто имела своё видение на искусство, а подстраиваться не умела и не хотела. Ещё в начале своей карьеры её также утвердили на главную роль продавщицы Сони в картину Самсона Самсонова "За витриной универмага". Было отснято много сцен, но снова случился конфликт с режиссёром, который добивался от Леночки взаимности, а в ответ получил опрокинутую на голову тарелку с вермишелью.

dor.jpg
C  Юрием Яковлевым в фильме-спектакле "Портрет Дориана Грея"

В театре Вахтангова Добронравову любили. Несравненная Юлия Константиновна Борисова, рассказывала мне о том, что Добронравова никогда не позволяла себе участвовать в закулисных играх, интригах. Борисова не забыла, как благородно и порядочно повела себя Елена Борисовна, когда директора-распорядителя Театра имени Вахтангова - Исая Спектора, супруга Юлии Борисовой хотели снять с должности, Елена Борисовна не подписала против него ни одного письма. Она очень ценила Юлию Константиновну и считала её первой актрисой Вахтанговской сцены, а вот Людмилу Максакову откровенно не любила и не ценила, как актрису. Она даже говорила: "Как можно покупать себе роли?" Все знали, что муж Максаковой - крупный бизнесмен из ФРГ, и ее возможности в той советской Москве были велики, интересующие Людмилу Васильевну роли в театре, да и в кино она всегда, разумеется, получала. Елена Борисовна всегда помнила, как Максакова путём столь присущих ей виртуозных театральных интриг и финансовых возможностей получила роль баронессы Шарлотты Кастелли-Глембаи в спектакле "Господа Глембаи", на которую была уже утверждена Добронравова. Главным режиссёром театра Вахтангова был тогда уже Евгений Рубенович Симонов, и в конечном итоге роль Шарлотты Елена Борисовна так и не сыграла. В театре Вахтангова Добронравова много играла при отце Евгения Симонова - Рубене Николаевиче Симонове, он любил её, как актрису. В театре ею были созданы незабываемые роли, ставшие уже славной историей театра имени Вахтангова: Елена Николаевна в "Детях Солнца", Александра в спектакле "Фома Гордеев", Октавия в спектакле "Антоний и Клеопатра", Ольга Книппер-Чехова в спектакле "Мое насмешливое счастье", Мари де Розьер в спектакле "Лето в Ноане", Бетси Тверская в "Анне Карениной".

5.jpg
В роли Книппер- Чеховой в спектакле "Моё насмешливое счастье"

Роль Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой была её любимой театральной ролью. Во-первых, Антон Павлович Чехов был её любимым писателем, а во-вторых, Ольгу Леонардовну Леночка знала с самого детства, так как они жили в одном театральном доме на улице Немировича - Данченко (ныне Глинищевский переулок), где жило много мхатовских актеров: Тарасова, Еланская, Прудкин, Топорков. Борис Добронравов очень ценил и чтил Ольгу Леонардовну и заходил к ней с маленькой Леночкой, которая очаровала вдову великого русского писателя.

Крёстная часто бывала за рубежом. Обожала Рим, Париж, Вену, могла говорить о них часами. В Париже у неё жил друг - Николай Голицын, Николя, как она его называла, француз русского происхождения, из рода Голицыных, работавший переводчиком. Их познакомил Николай Двигубский - известный художник, также ещё один русский француз. Николя был очарован Еленой Прекрасной, как он называл Добронравову. Приезжал в Москву специально ради неё. Часто звонил ей, чему я не раз был свидетелем. Когда Елена Борисовна слышала знакомый голос, на её прекрасном и всегда печальном лице появлялась улыбка. Голицын был разведен. В конце 80-х он приезжал в Москву и звал её, уже далеко не молодую, с собой в Париж в качестве жены. Будучи умнейшим человеком, она прекрасно понимала, что будет для него обузой, а этого она допустить не могла. По советским меркам она жила достаточно обеспечено. У неё была машина, которую она сама водила. Вести хозяйство в доме ей много лет помогала экономка Настя, к быту Елена Борисовна была не очень приспособлена. Я очень любил приходить к ней в гости, в ее уютнейшую квартиру. Ребенком я любил потрогать огромную шкуру белого медведя в её гостиной, помню мебель из палисандра, много антикварных предметов, вкус у неё был отменный.   

Рождённая в эпоху пламенного советского соцреализма, Елена Борисовна никогда не была советским человеком по своей сути, внучка священника, она была верующим человеком, политика никогда её не интересовала, в партию она естественно никогда не вступала. Её отличала редкая выдержка, она не терпела суеты. Даже в самом начале 90-х, когда в центре Москвы шли танки, были путчи, её квартира была тихой гаванью, местом, где сохранялся быт и уклад русской интеллигенции времён Антона Павловича Чехова.

Никогда не забуду, какую потрясающе вкусную выпечку пекла Настя, ставшая для крёстной близким и родным человеком. Замужем Елена Добронравова была один раз - за известным писателем Эдуардом Шимом. Они не долго прожили вместе, но после развода сохранили хорошие отношения. Детей у неё не было. Её идеалом мужчины всегда был отец - Борис Георгиевич, обожавший её. Никого похожего на него она так и не нашла.

portret-2.jpg
Она была бесконечно щедрым человеком, очень светлым и добрым. Я сам отчетливо помню, как к ней приходила на обеды Валентина Малявина - знаменитая в свое время актриса, которую любил Андрей Тарковский, женщина печальной судьбы. С Добронравовой они вместе снимались в телефильме "Портрет Дориана Грея" и часто играли вместе в спектаклях театра имени Вахтангова, они хорошо общались. В те лихие 90-е годы Добронравова уже практически не выходила на сцену, не снималась в кино. Материально ей жилось нелегко. Она распродала часть фамильного антиквариата, но она как могла помогала Вале деньгами. Кормила её обедами. Крёстная считала Малявину очень талантливым человеком и жалела её. Вернувшаяся из заключения, Валя производила удручающее впечатление. Притихшая, поникшая, но все с теми же своими красивейшими карими глазами. Как же мне было её жаль. Лена Борисовна была сама добродетель. Малявина любила её и помнила сколько Леночка сделала для неё в тот момент, когда многие не желали её замечать.

Редчайшая, уже почти исчезнувшая культура поведения Добронравовой и душевный консерватизм часто мешали ей. Она была требовательной к себе и к другим, она очень хотела преподавать и именно в Школе-студии МХАТ, но Олег Ефремов её не взял, она была слишком сложной для него. В театре Вахтангова её близкими людьми были Василий Лановой с Ириной Купченко, Агнесса Петерсон и Григорий Абрикосов - её сокурсник по Щукинскому училищу. После смерти Рубена Симонова место главного режиссёра театра Вахтангова занял его сын - Евгений Симонов. При нём Добронравова стала играть гораздо меньше, она не была его актрисой, не устраивала в своей квартире пышных приемов для руководства театра, как Людмила Максакова, но в 1987 году, когда Евгения Рубеновича отстранили от руководства театром, не позвав его даже на собрание, Добронравова не поставит свою подпись против Симонова. С Юлией Борисовой они вообще не придут на это театральное собрание. Да, она мало играла при Симонове, но отношения у них все равно были дружескими, а дружить Елена Борисовна умела.

В начале 90-х годов Елена Добронравова уходит из театра, но в труппе театра она продолжала числиться до конца своих дней. Ей платили зарплату. Театр поступил по отношению к ней великодушно и благородно. Спасибо за это Михаилу Александровичу Ульянову. Елена Борисовна практически стала затворницей в своей квартире. Мало кого принимала у себя, к удивлению многих, достаточно близким для нее человеком в последние годы ее жизни стала Людмила Гурченко, с которой они в середине 60-х годов вместе снимались в фильме "Рабочий поселок" и с тех пор приятельствовали. Из своих коллег-актрис Людмила Марковна практически ни с кем близко не дружила, но Елену Борисовну она уважала, им было интересно друг с другом, обе острые, ироничные, талантливые. Елена Борисовна долгое время добивалась, чтобы на доме, где она жила, была установлена мемориальная доска в честь Бориса Георгиевича Добронравова. Она ходила по инстанциям, но её так и не услышали. Это было уже другое поколение людей, которое понятия не имело ни о великом актере Борисе Добронравове, ни о старом Художественном театре.

6.jpg
С Донатасом Банионисом в фильме "Командир счастливой Щуки"

Закрывшись у себя дома, она горевала о несыгранных ролях, вспоминала любимого отца и была бесконечно одинока, только Гурченко умудрялась ее развеселить. Талантливейший театровед и журналист Сергей Николаевич, которого я глубоко ценю, как-то сказал мне, что Добронравова была другой театральной веры, другой школы, из другой детской, что она была классической мхатовской актрисой, теряющейся перед вахтанговским напором. И он абсолютно прав. Елена Борисовна попала туда, куда не должна была попасть, играла не свои роли и в кино не нашла, пожалуй, того, что было бы значимым для неё самой прежде всего.

24 января 1999 года Елены Борисовны не стало. Заслуженная артистка РСФСР скончалась в Центральной Кремлевской больнице после продолжительной болезни. Ей было 66 лет. Добрая фея моего детства улетела навсегда. Крёстная похоронена на Новодевичьем кладбище вместе со своими родителями. Елена Добронравова! Сколько прелести в этом имени. Сколько достоинства было в его носительнице. Существующая в своем отдельном мире, не терпящая диктата и подчинения, Лена Борисовна, ушла из этого мира никому не доставив хлопот, оставив навечно добрую память всем тем, кто её знал, любил и ею восхищался. Помню и люблю.

P.S. "А сейчас, колокольчик, мы пойдем с тобой к Елисею (Елисеевский гастроном) и будем кушать калачики и крендели, и ты будешь пить свой любимый яблочный сок".

фото: Советский экран/FOTODOM; личный архив Эдгар-Кирилла Дальберга

Похожие публикации