Радио "Стори FM"
Фанни Ардан: Я не скрываю свой возраст

Фанни Ардан: Я не скрываю свой возраст

Автор: Диляра Тасбулатова

Фанни Арданособенная звезда: из тех, кто не пиарится, не участвует в скандалах и тщательно оберегает свою личную жизнь.

Интересно, что она много знает о русской культуре, наизусть читает Пушкина и любит Достоевского. Нашему корреспонденту удалось поговорить с ней во время одного из ее визитов в Москву.

Фанни Ардан - одна из последних «звезд» мирового кино: сочетание драматического таланта, красоты и звездной магии ныне большая редкость. Еще более редким качеством в актерской среде является интеллектуальность и особого рода интеллигентность: актрисам, сколь угодно знаменитым, но, как правило, не особенно образованным, мадам Ардан могла бы дать фору. И не только им: она порой ставит в тупик и журналистов.

Актриса великого режиссера Трюффо, его «модель», жена, мать его дочери, его друг и соратница, Ардан так и не стала «профессиональной вдовой» после его смерти. И хотя Трюффо для нее больше чем режиссер и даже больше чем муж, она смогла пережить его уход и продолжить свою карьеру. Конечно, у нее были и другие романы, она родила еще одну дочь, третью по счету…

Мадам Ардан, известно, что Франсуа Трюффо ваш муж и «Пигмалион», открывший вас для всего мира (в фильме «Соседка» - примечание автора), как-то сказал: «Кино существует для того, что мальчики снимали своих девочек»…

- Это он так шутил. Но …не совсем.

Что в таком случае это означает: чисто французский культ женщины, что кино во многом основывается на магии звезды?

- И то, и другое, но еще и третье: Франсуа был во многом очень наивным, он так и остался ребенком до самой смерти и такие высказывания как раз и характеризуют его ясный, как летний день, взгляд не только на кино, но и на жизнь в целом. Он мог бы ничего такого и не вкладывать в эти слова: ну, и впрямь, если «мальчик» влюблен в «девочку», почему бы ему не снять ее на пленку? Пусть весь мир любуется!

Надо сказать, что у него это получалось очень неплохо: до сих пор, видимо, ваша лучшая картина «Соседка», Трюффо смог раскрыть ваше дарование как никто другой. Он вообще был первооткрывателем звезд? Почти как Роже Вадим, открывший Брижит Бардо, Джейн Фонду и других?

- Да, пожалуй, он мог увидеть в женщине какие-то потаенные ее страсти, инстинкты, ее магию, то, что отличает ее от других. При этом на площадке никогда не было мрачной сосредоточенности – как бывает, когда режиссер заранее вознамерился снять шедевр. Он всегда говорил: легче, легче, делайте это так же легкомысленно, как пьете шампанское, болтаетесь по бульварам…Без напряжения, господа!

Позже, много лет спустя после его смерти, вы снялись в фильме Франсуа Озона «Восемь женщин», где играли интересную сцену со своей давней соперницей Катрин Денев. В свое время вы ведь отбили Трюффо у Денев? И потом показали сцену шутливой драки, закончив ее неожиданным поцелуем Это что означало сцена для понимающих, знающих историю кино в подробностях, знак примирения после того, что произошло двадцать лет назад или?

- (Смеется) Да, Франсуа - тоже Франсуа! – хорошо это придумал. Мы с Катрин, действительно давние соперницы, с удовольствием сыграли этот эпизод… Весь мир – театр, извините, что повторяю эту истину, превратившуюся в банальность. В нашем с Катрин случае – то, что ты пережил много лет тому назад, теперь может стать предметом игры.

Кроме Трюффо, который стоял по ту сторону камеры, по эту сторону вы столкнулись на площадке с такими «монстрами», как Ален Делон, Жерар Депардье, Жан-Поль Бельмондо, Джереми Айронс, Жан-Луи ТрентиньянВсе сплошь звезды, заметьте, к тому же актеры выдающиеся

- Ну да…

Кто из них лучший партнер? Кто лучше всех слышит и чувствует партнершу, не тянет одеяло на себя, как актеры выражаются?

- Вы знаете, я не раздаю премий. Каждый хорош по-своему… Кроме того, что касается, скажем, Депардье, то это даже и не актер вовсе…

?!

- И даже не совсем человек… А явление, подобное грому и молнии, как сама природа.

Молва приписывает вам особые с ним отношения

- Вот тут (лукаво улыбается) я умолкаю. Пусть приписывает!

Хорошо, не будем о личном, извините

- Да уж, лучше избежим этих тем….

Вы, говорят, увлечены Россией и она для вас не пустой звук, не только Кремль, блины и балалайки, как для многих других европейцев; вы, насколько я поняла, свободно цитируете Пушкина, прекрасно знаете романы Достоевского, пьесы Чехова?

- Вы будете удивлены, но я не только читаю Достоевского, но и регулярно перечитываю. Самый мой любимый роман у него – это…

«Бесы»?

- Не угадали. Самый любимый - «Идиот». И роль Настасьи Филипповны – моя так и не осуществленная мечта.

Вы даже внешне очень подходите.

- Тем не менее ничего не вышло: всегда есть такие роли, которые тебе по тем или иным причинам так никогда и не достанутся. Между тем, проникнуть в этот образ для меня означало не только сыграть инфернальную женщину – хотя она достаточно инфернальна, сложный сгусток гордыни, силы и слабости, мужества и чисто женской беззащитности; для меня это было вот что - проникнуть в другой менталитет, понять чужую страну, как бы «проглотить» ее.

Вы знаете кажется, Сомерсет Моэм сказал, что герои Достоевского это не совсем реальные люди, а как бы сгустки человеческих типов, русских характеров. То есть Настасья Филипповна не совсем живой человек (как, скажем, Наташа Ростова) а именно что символ чего-то. Зная это, играть было бы труднее, как вам кажется?

- (задумывается) М-да, это задачу, пожалуй, усложняет… Но, полагаю, тем и интереснее… Если бы еще у этой предполагаемой экранизации режиссер был бы выдающийся, то мы бы с ним, думаю, докопались бы до «зерна роли».

Вы как-то сказали, что, в отличие от Жанны Моро, в которой, по ее же признанию, сидит тысяча женщин, вы, хоть они и не сидят в вас изначально, зато можете заново «родить» любую, то есть придумать свой персонаж до мельчайшего жеста.

- Тут всё не так просто. Есть магия персонажа, который начинает на тебя до такой степени влиять, что ты, поддавшись этой самой магии, начинаешь действовать как бы от его имени. Вот тогда все и приходит – жесты, мимика, пластика. Это довольно сложный процесс…

Технический?

- В том числе. Но тут все неразделимо – и технически, и магически, всё так происходит, что не поймешь, где тут техника, а где – какие-то потаенные вещи, о которых и сама не подозревала, пока не связалась с той или иной героиней.

Недаром Трюффо сказал о вас: «она пришла из несуществующей страны». То есть, я так думаю, из страны воображения?

- Да, так, наверно… Наверно, похоже на то… Ключевая фраза для меня – это реплика из фильма «Соседка» - «что-то во мне есть такое, что людей от меня отодвигает».

Имеется в виду внутренне одиночество?

- Да, внутренняя такая сосредоточенность, одиночество философское, я бы так сказала. Я ведь совсем не угрюмая, общаюсь с людьми с удовольствием, но «что-то во мне есть такое, что людей «отодвигает»… Вот так.

Возможно, поэтому выкак бы это выразиться поделикатнеене замужем?

- Почему «поделикатнее»? Я не считаю замужество обязательным для женщины и точно так же не считаю холостяцкий образ жизни чем-то «неприличным». Это, возможно, прозвучит банально, но брак – это контракт, а контракт редко предполагает истинные чувства. Истинные чувства всегда свободны.

У вас трое детей все девочки

- И внук есть!

Обычно актрисы внуков скрывают

- Но только не я. Возраст для меня не проблема. Стареть с достоинством, не кривляясь и не прикидываясь моложе, чем ты есть на самом деле – это ведь тоже прерогатива свободного человека, его выбор. Погоня за молодостью означает одно – неуверенность в себе, комплексы и так далее. Парадоксально, но как раз в юности, когда считаешь себя уродиной (а я в юности думала, что очень некрасива), тяжелее с самоидентификацией. И только когда умеешь управлять своими эмоциями – а это с возрастом приходит – тогда начинается упоительное чувство гармонии. И потом, у человека в возрасте не отнять его колоссального багажа – прожитых лет, опыта, тонкости, понимания жизни, образования, воспоминаний и пр.

Вы всегда прекрасно выглядите, извините за такой прямой комплимент.

- Может, потому, что не переживаю свой возраст и не бегаю к пластическим хирургам.

Возвращаясь к «русской» теме: признайтесь честно вы приехали сюда не без тайного умысла

- Не поняла?

Сыграв недавно русскую императрицу в фильме «Распутин», вы хотели, видимо, прочувствовать, точно ли вы наметили акценты?

- (смеется) Возможно! Хотя, чтобы прочувствовать атмосферу тех лет и свою героиню, я исходила Петербург вдоль и поперек, побывала во всех почти храмах и музеях, гуляла много, общалась и прочее. Съемки, кстати, были одними из самых приятных: мы дурачились, музицировали, пели песни, русские и французские, вели себя словно на отдыхе, на пикнике. Играли импровизационно – времени на репетиции было мало – и это тоже придавало легкости…

Не боитесь, как у нас говорят, «развесистой клюквы» - когда француз берется за один из самых таинственных эпизодов русской истории, жизнь и смерть Распутина?

- Вы знаете, Распутина ведь играет Депардье. А я вам уже говорила, что этот актер – явление природы, отчасти, кстати, таким был и Распутин… Так что можно и не бояться исторической неловкости, фальши – Депардье все может гармонизировать, привести в порядок.

Я слышала, что платья, которые вы там носитенастоящие, принадлежащие русской императрице?

- Да, и поразительно, что найдены они в Париже, куда их привезли именитые русские эмигранты, царских кровей даже. Платья сохранились, хотя от времени стали хрупкими. Надевая эти наряды, я испытывала настоящий трепет – как будто прикасаешься к самой Истории, к трагедии, постигшей этих людей… Получалось, что это не просто красивое платье царствующей особы, а такой артефакт, даже как-то жутковато, ей-богу…

 Вы знаете только классическую русскую культуру или с современной тоже знакомы?

- Отчасти знакома, кое-что читала и видела. Например, фильмы Лунгина, Звягинцева, Алексея Германа… Читала Улицкую* (*внесена Минюстом России в список лиц, выполняющих функции иностранного агента), например… Я вообще интересуюсь всем, что в мире происходит… Выучить русский – это, конечно, было бы для меня сложновато: хотя я и говорю на трех европейских языках, структура славянских – для меня тайна за семью печатями.

У берегов Вислы Европа кончается? И начинается бесконечная ширь - Украина, Россия?

- Да, как будто Время превращается в Пространство. Интересный феномен…Представить, что в одной части вашей страны уже занимается утро, когда в другой наступает ночь – довольно трудно. Для европейца, который может пересечь свою собственную страну за ночь на машине, это кажется чем-то невообразимым.

фото:Shutterstock/FOTODOM

Похожие публикации

  • Рязанов vs Гайдай: Как сделать национальный хит
    Рязанов vs Гайдай: Как сделать национальный хит
    …Тут мне редакционное задание дали: сравни, мол, Рязанова с Гайдаем, авторов национальных хитов – как это, дескать, им удалось? Чтобы триста миллионов смотрели, не отрываясь? Что, мол, за фокус такой?
  • Много желтых ботинок
    Много желтых ботинок
    Мы снимали финальный эпизод фильма «1001 рецепт влюблённого повара», смерть героя. Пока ставили осветительные приборы, Пьер Ришар веселил всех очередной смешной историей, мы хохотали... И тут раздалась команда: «Внимание! Мотор! Камера!» Непонятно, как ему это удаётся?! Пьер стал играть смерть героя, плакали все, даже шофёр «Лихтвагена», даже гримёрша Эльза, которая постоянно сбегала к возлюбленному... и где-то рядом выла совсем по другому поводу
  • Вы звери, господа!
    Вы звери, господа!
    Все знают, что настоящее имя Мэрилин Монро – Норма Джин Бейкер. А имя её отца неизвестно.