Радио "Стори FM"
Вера Холодная

Вера Холодная

Автор: Диляра Тасбулатова

5 августа – 130 лет со дня рождения Веры Холодной, первой мегазвезды отечественного кинематографа, чьей легенде способствовала и необыкновенная, завораживающая красота, и ранняя гибель, в 25 лет.

…Удивительно, что Веру Холодную до сих пор помнят, хотя ее нет на свете уже более ста лет (умерла в 1919-м, по некоторым сведениям от «испанки», выкосившей тогда пол-Европы). С ее популярностью в те времена тягаться не мог ни один актер, сколь угодно знаменитый, билеты на фильмы с ее участием раскупались мгновенно, перед кинотеатрами стояли толпы, жаждущие попасть на фильм об очередном «роковом влечении», любви до гроба, изменах и самоубийствах.

Сейчас, конечно, это смотреть невозможно – кинематограф за это время сделал невероятный скачок, причем не за сто прошедших лет, а уже вскоре, лет через десять после смерти звезды. Если не раньше – искусство кино шло семимильными шагами, и от салонных драм вскоре не осталось и следа.

В Госфильмофонде России хранятся всего восемь картин с Верой Холодной, остальные исчезли безвозвратно, притом, что точное количество ее работ неизвестно: то ли 40, то ли все 50. Похожие друг на друга, как две капли воды, в которых Вера изображала, как правило, роковую и в то же время слабую женщину, на которую претендовали бесконечные поклонники, разводившие вокруг красавицы леденящие кровь интриги.

Были, разумеется, и вершины, которые снимали талантливые режиссеры того времени, Бауэр и Чардынин, тоже легенды «великого немого»: например, «Песнь торжествующей любви», «Жизнь за жизнь», «Молчи, грусть, молчи».

Мнения о ее даровании сильно разнятся: одни полагают, что она совершенно не умела играть, другие отмечают если не совершенную технику, то всепобеждающую женственность, каковая вкупе с ослепительной внешностью и породила ее культ.

Над загадкой Веры Холодной бьются до сих пор: почему эта слабая, в общем, актриса, у которой в запасе пара-тройка, не больше, гримас, стяжала такую фантастическую популярность? Ею даже заинтересовался Голливуд, посулив актрисе умопомрачительные гонорары, но Холодная решила «никогда не покидать Россию», тем более в трагические годы Гражданской войны.

В Одессе она оказалась как раз в пик обострения между Антантой и большевиками: город переходил то к одним, то к другим – с чем, между прочим, может быть связана тайна ее гибели. Иные исследователи считают, что она была отравлены «белыми», потому что была связана с тайными агентами большевиков: впрочем, правды теперь никто и никогда не узнает. С другой стороны, ее сестра уверяла, что Вера и правда мучилась от симптомов испанки, сгорев всего за несколько дней, а все остальное, мол, домыслы. Подозрительно, однако, что вскрытия не делали.

3.jpg

Вера Холодная, вопреки имиджу прелестной «картинки» тогдашнего гламура, была интеллигентной, много читала и происходила из культурной семьи, к славе своей относилась спокойно, даже порой раздражаясь ею и, в общем, была довольно старомодной, традиционной женщиной, не претендуя на феминизм и личную свободу.

Вообще-то любопытно, как сказалось время на судьбах актрис немого кино: Аста Нильсен, на которую Холодная равнялась и боготворила ее, умерла в 1972-м, 90 лет от роду, в очередной раз заключив брак за два года до смерти; Лидия Коренева, с которой Вера Холодная снималась в одном фильме, протянула аж до 1982-го (моя подруга с ней тесно общалась). Вера Холодная, их ровесница, осталась в том прошлом, которое сейчас интересует только архивистов: последним ее триумфом был фильм «Похороны Веры Холодной», который посмотрела чуть ли не вся страна.

Ее популярность в своем роде феноменальна – если Асту Нильсен, Теду Бару или Лилиан Гиш помнят только специалисты, то Вера Холодная до сих пор известна почти любому – ну, по крайней мере, в нашей стране. Родившись много раньше знаменитостей прошлого, тех, что до сих пор на слуху, от Мэрилин Монро до Вивьен Ли, она сравнялась с ними в популярности, длящейся вот уже более столетия.

фото: syl.ru; kinopoisk.ru

Похожие публикации

  • Ингрид Бергман: сто пудов любви
    Ингрид Бергман: сто пудов любви
    … Какую бы роль ни исполняла великая Ингрид Бергман, она, так или иначе, рассказывала о любви. Продюсеры по опыту знали, что Бергман отказывается сниматься в фильмах, если в них нет любви. И в конце концов, Ингрид Бергман была совершенно права: кому вообще нужны истории без любви, целых «ста пудов любви»
  • «Ромео и Джульетта»: на грани эпох
    «Ромео и Джульетта»: на грани эпох
    «Ромео и Джульетте», фильму Франко Дзеффирелли, исполняется 55 лет – а ведь именно эта экранизация великой пьесы о великих любовниках признана лучшей из лучших, хотя во всем мире их несть числа
  • «Рокко и его братья»: величие трагедии
    «Рокко и его братья»: величие трагедии
    «Рокко и его братья» – один из величайших шедевров в истории кино, эпос о бытовании послевоенной Италии – за прошедшие шестьдесят лет не то что не устарел, но будто вновь обрел трагическое дыхание. И это при скоротечности искусства кино – будучи молодым изобретением, оно и стареет фатально быстро
naedine.jpg

bovari.jpg
onegin.jpg