Радио "Стори FM"
Татьяна Доронина

Татьяна Доронина

Знаменитой Татьяне Дорониной, выдающейся театральной и киноактрисе, 12 сентября исполнилось 90.

Солидный возраст, который, по слухам, она не скрывает, как не скрывала и свое семидесятилетие, которое широко праздновали: можно сказать, чуть ли не вся страна. Единственное, что ее напрягало, так это конкретное число, то есть 12 сентября: дело в том, что ее горячо любимый отец умер 10-го, похоронили его 13-го, и потому середина сентября - трагические дни для Дорониной. Не для празднований, говорит Татьяна Васильевна скорбно, и, приняв положенные ей почести в положенную же календарную дату, приватно отмечает свои юбилеи в Татьянин день, то есть позже.

…Доронина - актриса, в общем, славного прошлого, звезда БДТ, лично приглашенная в театр самим Товстоноговым, да и в кино блеснувшая по крайней мере в трех выдающихся ролях («Три тополя на Плющихе», «Еще раз про любовь» и «Старшая сестра»). Не считая менее значительных, но тоже прозвучавших – зрители, особенно старшего поколения, помнят ее до сих пор. А уж когда история прелестной стюардессы, погибшей во цвете лет, идет по ТВ, трудно оторваться, фильм и правда замечательный, до сих пор не устаревший. Точный, своевременный, бьющий, что называется, в цель, ибо умело скользит между мелодраматизмом сюжета и характером «новой женщины», сильной и независимой. Настоящей «шестидесятницы» - такую точно не одолеть, разве что «убить» в соответствии с драматургическим произволом.

2.jpg
Кадр из фильма "Три тополя на Плющихе"

…Интересно, что в успехе обеих картин - и той, что про эту самую любовь, трагически оборвавшуюся, и в успехе «Старшей сестры», - есть какая-то тайна, которую сложно разгадать. Дело в том, что Георгий Натансон, некогда вечный ассистент у великих, - режиссер средней руки, далеко не выдающийся, больше ремесленник нежели художник. Оба фильма, стяжавшие оглушительный успех, сняты немного театрально, подробно, аккуратно, без малейшей режиссерской выдумки – а вот поди ж ты, публика трепещет, и уж который год трепещет.

Уповать на отличную литературную основу, умелый сценарий (в случае со стюардессой написанный Эдвардом Радзинским, в ту пору влюбленным в Доронину, а вот «Старшую сестру» придумал сам Александр Володин) – тоже не приходится, бездарный постановщик завалит любую литературную основу. Утянув на дно вместе со сценарием и актеров – если режиссер халтурщик, еще и властный, его не переиграешь. Натансон, конечно, не халтурщик, но и не гений, как уже было сказано: однако его бережное отношение к литературной основе и, видимо, доверие к актерам сыграло, так сказать, положительную роль.

4.jpg
Кадр из фильма "Старшая сестра"

В «Старшей сестре» вообще все блистают, не только Доронина, но и Тенякова, Жаров, Соломин, ну а в «Еще раз про любовь» дуэт молодого Александра Лазарева с очаровательной блондинкой, с этой ее хрипотцой и чуть жеманной манерой говорить с эротическим придыханием, прозвучал просто оглушительно. Хотя Радзинский как драматург все же слабее Володина.

При всем при том Доронина не так уж и «органична» - особенно для советского зрителя (вон как на прелестную Ренату Литвинову раздражаются) – играет она в необычной манере, наособицу, ни на кого не оглядываясь и по ходу дела изобретая собственный стиль. Даже в «Трех тополях на Плющихе», где изображает бабу с мешком картошки – но такую бабу, что просто ах, не «баба», а просто загляденье.

Как ее называют иногда – русская Мэрилин Монро (более, разумеется, тяжеловесная, чем ее американский аналог, но это уж как водится) – в каком-то смысле так оно и есть. Монро не Монро, но актриса весьма запоминающаяся, чего там греха таить.

И в театре – тоже: играла она так много, что одно перечисление ее персонажей заняло бы не одну страницу, переиграв чуть ли не весь классический репертуар.

Другой вопрос - ее руководство театром и режиссерская деятельность, да и раздел МХАТа. Скандал четырехлетней давности, будораживший общественность и желтую прессу, был далеко неоднозначным: продвинутые театральные критики не встали ни на одну сторону конфликта. Было ясно, что Доронина в качестве худрука устарела – и в силу возраста, и по другим причинам.
С другой стороны, восхищает ее упорство (в данном конкретном случае немного, правду сказать, странное), характер и воля к победе.

Она ведь и на актерский так поступала, ни на йоту не сомневаясь в себе, будучи еще очень юной. Упорно добиваясь своего, уверенная в своем таланте, каковой не хотела зарыть в землю, как это чуть не сделала Надя, ее героиня в «Старшей сестре».

Железный человек, администратор и фам фаталь в одном лице - случай, согласитесь, редчайший. До 85 лет она выходила на сцену, что физически тоже сложно. Правда, уже четыре года Доронина не появлялась в своем собственном театре: точку в ее творческой биографии поставил другой худрук, человек помоложе. Кто из них прав, сложно судить.  

фото: Архив фотобанка/FOTODOM

Похожие публикации

  • Светлана Крючкова: Ересь простоты
    Светлана Крючкова: Ересь простоты
    Светлана Крючкова, без сомнения, выдающаяся актриса, если не великая – тот редкий случай, когда любой, даже самый возвышенный эпитет не будет преувеличением. Обидно, что если речь и впрямь о необыкновенном явлении, кто-нибудь, сочтя это пустым славословием, вполне может сардонически ухмыльнуться
  • Собиратель великих мгновений
    Собиратель великих мгновений
    Он был чудаком, оригиналом, виртуозным рисовальщиком, автором литографий в духе русского лубка с удивительными текстами – наивными на грани абсурда и поэтическими. Почему же он, ярчайшая фигура художественной жизни 60–80-х годов прошлого века, остался известен лишь узкому кругу почитателей?
  • Поклонники греховной музы
    Поклонники греховной музы
    Почему именно Обри Бердслея назначила своим идолом русская богема на переломе XIX−XX веков? Что было в нём такого, чтобы влюбиться до слёз, назвать «чёрным алмазом» и подражать, подражать, подражать? 
naedine.jpg

bovari.jpg
onegin.jpg