Радио "Стори FM"
Роберт Де Ниро

Роберт Де Ниро

Автор: Диляра Тасбулатова

Роберт Де Ниро, 17 августа отпраздновал солидный юбилей - 80 лет. Он давно признан величайшим из величайших. В его случае это не юбилейное преувеличение, а чистая правда: Де Ниро входит в звездный состав великих наряду с Джеком Николсоном, Марлоном Брандо, Бертом Ланкастером, Генри Фонда и пр.

…Он, может, последний из могикан, кто обладает одновременно магией, виртуозным исполнительским мастерством, фантастической техникой перевоплощения и прочими атрибутами этой профессии, сконцентрированными в его личности с такой степенью «кристаллизации», что это кажется почти нереальным. Все превосходные эпитеты, которые обычно расточают даже не актерам, а, скажем, тиранам, - из страха и лести, в отношении Де Ниро, как это ни странно покажется, - чистая правда. Феноменальное явление: даже Брандо, тоже, несомненно, великий актер, иногда (ну, например, в «Трамвае «Желание») играл слишком подчеркнуто, густо: Де Ниро в период своего расцвета не ошибался никогда. Ни на микрон. Что довольно сложно, ошибаются все, в том числе и классики, и не только актеры, а писатели, режиссеры, художники и так далее. Держать планку столь долгое время почти невозможно, но Де Ниро в своем роде счастливчик, ибо совпал с историческим временем, родился вовремя – ему повезло, что в молодости он застал расцвет американского кино.

Но жизнь, как говорится, не поле перейти, длинное предприятие, быть на взлете не всегда получается, - даже ему, великому и непревзойденному. И виной тому множество привходящих обстоятельств.

Начиная с 73-го года, когда Де Ниро было тридцать, и вплоть до середины девяностых, критики высказывались о его игре исключительно в превосходных эпитетах, но потом всё идет спад, хотя снимается он беспрерывно. Причем в довольно средних картинах, то есть, грубо говоря, становится не слишком разборчивым.

21.jpg
Кадр из фильма "Однажды в Америке"

Тем не менее, те роли, что принесли ему мировую славу – в «Однажды в Америке», у Скорсезе в «Бешеном быке», «Таксисте», у Бертолуччи в «Двадцатом веке», у Копполы в роли молодого Вито Корлеоне, - навсегда войдут не только в историю американского или мирового кино, но и в историю культуры последней четверти ХХ века. То есть Де Ниро – не просто актер, пусть и выдающийся, но и, как уже выше говорилось, некий «субстрат», выразитель настроений нескольких поколений американцев. И не только американцев: актеры такого уровня становятся как бы «посредниками» между нами (возвышенно выражаясь, человечеством) и чем-то трансцендентным, интуитивно, как хороший инструмент, улавливая дух эпохи. Какое-то сверхзнание, причем известным только им способом. Что-то, что выше ремесла и, возможно, выше самого выразителя этого самого духа. В финале романа Моэма «Театр» выдающаяся театральная актриса Джулия Ламберт, не будучи излишне образованной, самостоятельно, ничего не зная об этом раньше, поняла теорию платоновских эйдосов, идей, витающих в воздухе, которые ей удавалось уловить и заключить в рамку своей игры. Обуздать, так сказать – вот где, по сути, высший класс, если по гамбургскому (а то у обывателя кто только ни на есть - «великий»).     

Долгое время то же самое происходило и с Де Ниро: последние его триумфы, где коммерческая составляющая и успех у критиков совпали, состоялись в 95-м – и «Схватка», и «Казино» были встречены восторженно. Дальше, как уже говорилось, пошло на спад.

Де Ниро, возможно, мешают посторонние увлечения: бизнес и благотворительность, поставленная на промышленную основу. Он и снимается порой исключительно из-за высоких гонораров, чтобы пополнять кассу своей организации, помогающей пострадавшим от трагедии 11 сентября 2001 года.

27.jpg
Кадр из фильма "Ирландец"
Его эксперименты в режиссуре тоже были встречены довольно кисло, но, как говорят оптимисты, Де Ниро «не унывает». Как и Депардье, участвуя даже в дурацких проектах, неизменно приковывает к себе внимание, так и Де Ниро, играя в каком-нибудь «Знакомстве с родителями», легковесной комедии, старого цэрэушника, продолжает смешить, хотя делает это в полпинка. Чисто на технике и обаянии, да иначе и невозможно, не Шекспир же писал этот сценарий, и даже не Коппола.

Однако в каком-то смысле возвращение Де Ниро к прежнему величию все же состоялось – в недавнем фильме Скорсезе «Ирландец». И хотя многие выражали свое недоумение по поводу омолаживания актера при помощи нейросети, ему это не помешало: эпос о повсеместном зле и предательстве, несовершенстве мира, коррупции в недрах политической жизни Америки и пр. сыгран этим величайшим актером на очень высоком уровне. Мастерство, как говорится, не пропьешь – потому-то и фильм, хотя это уже «пост-Скорсезе», высоко оценили. Не помешало (хотя есть разные мнения) и то обстоятельство, что Скорсезе искусственно омолодил Де Ниро чуть ли не на сорок лет.

Количество номинаций на самые престижные премии, и американские, и, разумеется, зарубежные, у Де Ниро зашкаливает, хотя «Оскаров» - всего два. И на том спасибо – у иных суперзвезд ни одного, кроме, может, почетного, когда киноакадемия вдруг спохватывается, что вечному номинанту уже недолго осталось.  

В общем, солидный юбилей Де Ниро встречает во всеоружии. Дай-то Бог.

фото: SIPA/FOTODOM; kinopoisk.ru

Похожие публикации

naedine.jpg

bovari.jpg
onegin.jpg