Радио "Стори FM"
Николай Носов

Николай Носов

Автор: Диляра Тасбулатова

23 ноября, в 1908 году, родился самый, наверно, обаятельный детский писатель, Николай Носов. Пусть не в целом мире, но в СССР точно - самый что ни на есть, лучший из лучших. Автор бессмертного Незнайки, создавший огромный мир - планету коротышек, приключениями которых зачитывалась вся страна.

В этом году исполнилось 115 лет со дня рождения Николая Носова и 70 – появлению одной из самых ярких книг для детей, «Приключениям Незнайки и его друзей».

Трилогия о Незнайке (за первым «Незнайкой» как известно, последовали два продолжения) побила все тиражные рекорды, но при этом достать эти книжки, хотя бы первый том, вышедший в 1953-м, было всегда затруднительно. Сначала вообще невозможно, потом ее давали за макулатуру (иностранец, да и современный юноша из наших, не поймет, о чем речь, сочтя автора сумасшедшим - какая еще «макулатура»?)

Действительно, если книга пользуется таким бешеным успехом, издавай хоть миллионами: думаю, тираж миллионов в 50 (ну, ладно, в 30) раскупили бы мгновенно. 30 миллионов детей точно бы нашлось – на 300 миллионов народонаселения, даже если вычесть дальние кишлаки и северные окраины империи, страны Балтии.

В конце концов и у меня в детстве (может, чуть позже, чем следовало), появилась эта книжка – про приключения Незнайки и его друзей, увесистый том в темно-желтом коленкоровом переплете: наверно, он до сих пор где-то стоит на полке, надо бы перетряси свою библиотеку.   

…О завораживающем очаровании, особом обаянии таланта Носова пишут все – и серьезные литературоведы вроде Станислава Рассадина (главного, наверно, «шестидесятника» на ниве лит. критики), и простодушные писаки из какой-нибудь газеты «За рыбную ловлю» или «На страже», да кто только ни пишет. Даже дети пишут (не знаю, правда, как современные) в трогательном духе мудрой наивности: мне, пишут, так нравится этот Незнайка! Похож на моего друга-одноклассника Витьку (Петьку, Ваську, Мишку).

12.jpg
Мультфильм "Незнайка учится" 1961г.

Что правда, то правда: Незнайка одновременно похож на всех живых, любопытных, не очень послушных, наивных и в то же время по-своему хитреньких деток, впервые познающих мир. Как говорит внук писателя, Игорь Носов (с которого отчасти и списан Незнайка), его дед обладал даром колоссальной доброты: в отличие от отца (то есть сына Николая Носова), вместо наказания за провинность и длинные нотации, учил добру, порядочности и ответственности исключительно в игровой форме. На ходу придумывая целые миры и подспудно, ненавязчиво наставляя ребенка, без давления и высокомерия взрослого. О жестких мерах и речи не было: «Сейчас дам ремня!» - такого, свидетельствует Игорь, он от деда ни разу не слышал.

Всё так, добрых людей с педагогическим даром, в общем-то, немало, но все эти добряки, которых обожают дети, кружа вокруг них в надежде привлечь внимание, умеют только учить, а вот учиться у детей мало кому придет в голову. Между прочим, об этом редком умении говорил и Феллини, хотя детей у него не было: а если бы были, говорил он, я бы скорее сам учился у них.

У Носова было целых два преимущества перед остальными детскими писателями: помимо уважительного отношения к маленькому человеку, он умел их слышать. Я даже не о том, что от детей он никогда не отмахивался, как от надоедливых мух, а о том, что он специально их …подслушивал. Буквально. То есть ходил по улицам с записной книжкой, прислушиваясь к детским репликам, которые, как вы знаете, могут выдать такое по части комической парадоксальности, что только держись, и записывал. Учился он и у внука Игоря, которого не только вывел в образе Незнайки, но и посвятил ему целую книжку – «Повесть о моем друге Игоре».

13.jpg
Мультфильм "Незнайка учится" 1961г.

Но опять-таки: не обладая талантом, вы можете сколько угодно записывать (многие мамаши так делают, зачитывая потом гостям смешные словечки и реакции ребенка), можете даже учиться у детей, как советовал Носов, можете прислушиваться к ним, не балуя при этом, но сможете ли вы создать свою вселенную, как это сделал он?

…Интересно, что поначалу Носов был кинорежиссером – правда, учебных, научно-популярных фильмов (что помогло ему впоследствии в написании сценариев по своим книжкам), и к писательству пришел далеко не сразу. Еще раньше, в пору юности, где он только ни работал, тяжко зарабатывая на хлеб, появившись на свет в самом начале страшного века (в революцию ему было 9), в тяжелые для страны времена голода и холода.

Его первые рассказы уже были отмечены оригинальностью, особым языком, без умиленной снисходительности и сюсюканья (а ведь дети сразу чувствуют фальшь), – и потому были сразу замечены. Сразу было ясно, что на свет родился новый большой автор. Без скидок. Недаром его маленький шедевр «Витя Малеев в школе и дома» давно стал бестселлером.

«Незнайка», первый по счету, сделал его, как сейчас говорят, мегазвездой, настоящей знаменитостью, произведя эффект разорвавшейся бомбы. Такой же грандиозный успех ждал и «Незнайку в Солнечном городе», хотя закрепить достигнутое в первой книге, написав продолжение, редко кому удавалось. Верящий в так называемый социализм (в переводе – «социальное общество», где человек человеку брат, чем у нас и не пахло), третий том, «Незнайку на Луне», он пишет со скрытым сарказмом по отношению к странам капитала с их духом стяжательства, меркантильностью, властью денег и прочими недостатками развитОго капитализма. Наших «недостатков» он то ли намеренно не замечал, то ли действительно искренне заблуждался.

Но, видимо, такова сила его таланта, что и о событиях, происходящих на «нехорошей» Луне, где человек человеку волк (имеется в виду Америка, что же еще), читать настолько интересно, что не чувствуешь идеологической подоплеки. Может, он действительно верил, что мы создали почти идеальное общество? Хотя в своей «взрослой» прозе, в книге «Тайна на дне колодца», описал ужасы Гражданской войны, лишения, кошмары, шок от увиденного в детстве. По-видимому, он полагал, что ужасы мы успешно преодолели и таки создали почти идеальное общество: впрочем, столь удивительные аберрации сплошь и рядом случаются даже с очень умными людьми.

Но вот последнюю его книгу, «Кванты смеха», несмотря на выдающиеся, как говорится, заслуги перед литературой и, патетично выражаясь, страной, публиковать отказались. Не прошла …цензуру: факт вообще-то поразительный, уж ему-то должны были пойти навстречу: каких только жалких графоманов, вырубая леса, ни издавали у нас многотысячными тиражами.

Из интервью внука писателя, Игоря Носова:

«Кванты смеха», трактат о природе смеха, он полностью подготовил к печати. Но… при его жизни ее не печатали. Он был нужен государству как детский писатель. Публиковать его серьезное литературоведческое произведение было не особо нужно и по большому счету не особо выгодно. Для Николая Николаевича отказ в публикации был ударом. А советское литературоведение лишилось отличного учебника, наставления, как относиться к литературе, как в ней находить смешное. Если бы в тот момент литературоведы отнеслись к этому серьезно, этот учебник давно бы уже изучали».

Отказ действительно подкосил Носова, а его внук только через 30 лет после смерти деда смог осуществить его литературное завещание. Умер Носов довольно рано, не дожив и до семидесяти: неизвестно, какую роль в этом сыграло демонстративное пренебрежение к его книге, которую он рассматривал как важное, и не только для себя лично, высказывание.

Что тут скажешь? Нет пророка в своем отечестве, известное дело.     

фото: Петр Носов/ТАСС; kinopoisk.ru

Похожие публикации

  • Федя Беляев, или жизнь задом-наперед
    Федя Беляев, или жизнь задом-наперед
    Татьяна Ильина-Вайнонен – давний автор Story – открывает цикл рассказов с романтическим названием «О любви». В основе рассказов зачастую лежат подлинные истории из детства автора, которые стали источников творческой фантазии для известного мультипликатора
  • Юрий Богатырёв: Тайный дневник
    Юрий Богатырёв: Тайный дневник
    Юрий Богатырев, которого больше знают как замечательного актера, был еще и прекрасным художником. У него была одна интересная привычка: он вел подробные дневники, записывая в тетрадь всё, что с ним происходило за день: то есть писал почти каждый день.
  • Юрий Трифонов: Правда и красота
    Юрий Трифонов: Правда и красота
    Трифонов, писатель громадного дарования, возможно, недооцененный (зато сейчас к нему все чаще и чаще возвращаются) боготворил Чехова. Обозначив его значение всего двумя словами: Правда и Красота
naedine.jpg

bovari.jpg
onegin.jpg