Автор: Диляра Тасбулатова
Фильму «8 женщин» Франсуа Озона, фамилию которого у нас часто обыгрывали в «освежающем», эдаком «озонирующем» смысле – он, мол, свежий ветер французской режиссуры, - исполнилось 20 лет.
…Как, однако, быстро летит время, простите за трюизм: кажется, что этих самых женщин, одна другой прекраснее, самый что ни на есть цвет французского кино, вершина женственности, мы впервые увидели совсем недавно. Премьера состоялась в далеком уже 2002-м, на Берлинале, по традиции сильно политизированном: потому, видимо, фильм и показался глотком свежего воздуха. Хотя в основе озоновской шутки – старая пьеса, где по законам коммерческой драматургии каждая из восьми дам, начиная от старушки, которую играет 85-летняя Даниэль Даррьё, мамаши роскошной Габи (Катрин Денев), кончая служанками и юными девицами, подозреваются в коварном убийстве хозяина дома. Некого Марселя, лица которого мы так и не увидим – только окровавленную спину с вонзенным в нее ножом. Во время флешбэков – когда героини вспоминают, как заходили к нему в комнату, каждая по своим делам, - он тоже снят с затылка: то есть персонажа, вокруг которого вертится действие, как будто и не существует. Какой-то поручик Киже, фигуры не имеющий: даром, что все без исключения дамы как-то с ним связаны - сексом, браком, дочерним долгом, вожделением, родственными связями и пр. Интересно: интрига-то крутится вокруг него, а его нет как нет…

Кадр из фильма "8 женщин"
Мир без мужчины, чисто женский, «феминистский»? Да это просто прозрение, будущая повсеместная концепция, наше всё: существуют ли мужчины на самом деле, вот в чем вопрос. Не воображаемый ли это объект, о котором женщины чаще говорят, чем взаимодействуют с ним, а если и взаимодействуют, то в состоянии постоянной борьбы на взаимоуничтожение. Вот и здесь, яблоко раздора, как уже было сказано, уже валяется мертвый, пока «девчонки» разных возрастов ругаются, дерутся, ревнуют, угрожают друг другу судом и пр. То бишь сживают друг друга со свету ради …фантома.
Озон, не скрывающий своей ориентации, несомненно, лучше понимает женщин, чем этот не имеющий фигуры таинственный персонаж, единственный мужчина в женском царстве (да и чем любой другой мужчина, который не гей). Потому-то версии отношений с ним от самих дам сильно разнятся с подлинными. Подлинные, однако, озвучиваются другими дамами, соперницами и антагонистками: так что где здесь правда, а где ложь, понять сложно, запутанный клубок. Впрочем, порой визави каждой из них попадают точно в цель. И то правда - женщине часто кажется, что она любит кого-то, кто на самом деле просто может ее обеспечить или придать ей респекту за счет положения в обществе; или, вариантов несть числа, он просто хороший любовник, плюс задаривает дорогими вещами. То же самое, впрочем, можно сказать и о мужчинах: хорошая хозяйка, безропотная, другой вариант – роскошная женщина, пусть завидуют, третий – папаша у нее богатый, можно и потерпеть ее дурость… Здесь, у Озона то бишь, речь о женщинах, как правило, корыстных и развратных – даже милейшая бабушка, когда-то, хе-хе, отравила своего мужа за …безупречность. Известное дело, женщины предпочитают негодяев.
Правда, все эти краеугольные вопросы феминизма наизнанку у Озона звучат так саркастически, что адептам и теоретикам онтологического превосходства слабого пола построить внятную концепцию «унижения женщины», «второго пола» и «мизогинии», якобы присутствующим в этом фильме, пожалуй, не удастся. Впрочем, стоит только захотеть: помню, как мой документальный рассказ о том, что жена, не выдержав сексуальных аппетитов мужа, попросила его взять вторую, вызвал шквал оскорблений (и почему-то в мою сторону, хотя я всего лишь пересказала услышанное, безоценочно причем). Маниакальное стремление во всем видеть тенденцию, в которой мы уже лет пять, а то и все десять, мазохистски варимся, в те времена, в начале двухтысячных, еще не набрало такой оглушительной, сметающей все на своем пути агрессивной силы. Озон, стало быть, проскочил; неровен час, и этот милый фильм могут запретить (правда, сейчас, сами понимаете, явно не до того).

Кадр из фильма "8 женщин"
…Итак, убитый неизвестно кем предательским ударом в спину хозяин дома валяется в своей кровати, лежит ничком. Младшая дочка, Катрин (очаровательная Людивин Санье), никому не дает ключ – отдам, говорит, только полиции. Ворота особняка заперты, авто подпорчено, телефонные провода перерезаны (это ретро, пятидесятые, мобильных еще не было), деваться некуда, сообщить некому, сиди себе взаперти с трупом. Тем более, что кругом снежные завалы. Откуда-то, правда, является Пьеретта (Фанни Ардан), сестра хозяина и заклятый враг его жены Габи (Катрин Денев). В свою очередь сестра Денев, Огюстин, которую пародийно и с комедийным блеском, высмеивая свою же великую роль в «Пианистке», играет Изабель Юппер – старая дева и злобная фурия, постоянно говорит всем гадости. Переругиваясь и разоблачая друг друга, дамы тем не менее время от времени …поют (у каждой здесь – свой номер, танцевально-певческий): у Юппер - лирический, у Ардан – эротический, у Денев – изысканный, она же гранд-дама, красавица и аристократка, у девчонок – полудетский, у горничной Луизы, Эммануэль Беар, – сексуальный… И так далее.
Кстати говоря, постановку этой пьесы я видела во времена оны, чуть ли не в детстве, и по нашему телику: эффектный криминальный сюжет там звучал немного зловеще-разоблачительно, чего, мол, стоят эти буржуазные нравы; сделано было в духе британских крими, но с тяжеловесным советским уклоном.

Кадр из фильма "8 женщин"
Озон же, будучи легкомысленным французом, сотворил из этой истории нечто, что в целом можно назвать тотальным омажем, то бишь данью уважения французским звездам в лице интеллектуалки Юппер, звезды сороковых Даниэль Даррьё, символа французского кино Денев, чарующей Ардан и, наконец, совсем еще молоденьких Людивин Санье на пару с Виржини Ледуаейн. Будто встретились прошлое, настоящее и будущее: прошлое, причем далекое, символизирует, конечно, Даррьё, некогда красавица и звезда, а ныне – тихая старушка, постоянно ханжески возмущающаяся скандалами домочадцев. Настоящее, но уже тоже с уклоном в ретро – две самые прекрасные актрисы Франции, причем эротизм Ардан оттеняет холодный блеск всесветной красавицы Денев, некогда соперниц в реальной жизни. У обеих был роман с Трюффо, и кто кого победил, трудно сказать: будь я мужчиной, выбор был бы затруднительным, обе уж слишком хороши, каждая по-своему. Дела давно минувших дней - и потому бывшие соперницы с удовольствием согласились слегка обыграть старую жизненную коллизию, свое вечное соперничество, подравшись в кадре и закончив схватку на ковре недвусмысленным лесбийским поцелуем взасос.
Прелестно. Как с нежностью говорил Альмодовар – я, дескать, подозреваю, что порой девчонки украдкой обмениваются поцелуями. Потому-то Ардан-Пьеретта не без вызова заключает, что, устав от хамства мужчин, которых она ненавидит, переключилась на женщин. Мотив, которого в пьесе не было, и введен он Озоном, мне кажется, не из личных склонностей. Тяга Ардан к Денев, чисто, так сказать, эстетическая, может означать лишь взаимное восхищение и потаенный гомосексуализм, всем нам свойственный (который может быть и неосуществленным, человек все-таки не так прост).

Кадр из фильма "8 женщин"
Что же касается страшных разоблачений – махинаций с финансами, нежданной беременности молоденькой девчушки, гомосексуализма, измен и предательств и пр. – всё это лишь детективный фон для постмодернистской шутки Озона, человека одновременно глубокого и насмешливого, настоящего француза, носителя традиций самой элегантной и блестящей культуры Европы. И лишний повод полюбоваться прекраснейшими из прекрасных, Катрин Денев и Фанни Ардан, их зрелой женственностью, за которой стоит не только собственно красота и привычная для этой страны элегантность, изящество, особая пластика, талант, но и, что важнее, - миф. Замечу в скобках (особенно для тех, кто считает женщину за сорок залежалым товаром), что Денев здесь под шестьдесят, Ардан – за пятьдесят. Дело не в так называемом эйджизме, против которого современная тенденция выдвигает интеллект и личность женщины, ее личностную значимость, а в непотопляемой женственности, ведь обе они играют не докторов наук.
Ну и немного в сторону: когда шестидесятилетняя Денев прибыла в Москву представлять книгу о ней авторства Плахова, на вечеринке в ресторане, которую устраивал Vogue, за столом она легко побивала моделей лет эдак двадцати. Ардан, прибыв на один из российских фестивалей уже за шестьдесят – тоже.
Один критик говорил мне, что звезды такого уровня действительно излучают свечение: что правда, то правда. Причем далеко не все, эти - Денев, последняя, как ее называют, звезда, и Ардан - точно. Пересмотрите фильм, сами убедитесь: танец Ардан и правда стОит ошеломляюще прекрасного танца юной Брижит Бардо, хотя ей там чуть более двадцати.
И еще: за прошедшее время фильм, как говорится, хорошо настоялся, в свое время он казался более легковесным, затянувшейся шуткой. Однако лучшая проверка значения того или иного фильма – время. Так вот, «8 женщин» это испытание прошли. Как любят говорить любители словесных штампов – «с честью».
фото: kinopoisk.ru