Радио "Стори FM"
«Москва слезам не верит»: Звездный пасьянс

«Москва слезам не верит»: Звездный пасьянс

Автор: Диляра Тасбулатова

В этом году исполняется 45 лет со дня выхода фильма «Москва слезам не верит», чуть ли не самого кассового фильма всех времен и народов.

…Говоря по совести, «Москву» все же обогнали «Пираты ХХ века», правда, всего на 5 миллионов зрителей: 85 млн. против 90 млн. При таких астрономических показателях каких-то там 5 млн действительно – тьфу, ничто, было бы о чем толковать; тем более что никаким «Пиратам» и иже с ними Оскар не снился.

А вот Меньшов, в то время молодой и начинающий, урвал свою минуту славы, вернее, годы и годы славы, получив вожделенную статуэтку, о которой мечтают кинематографисты всего мира. К тому же редкую в наших широтах. До него только Бондарчук со своей громоздкой эпопеей отличился и «Дерсу Узала», где режиссер все-таки не совсем русский, а наоборот, японский (Куросава); приз за «Разгром немецких войск под Москвой» 1942 года был скорее политическим решением. Но дело даже не в Оскаре, который, разумеется, добавил фильму ореола пусть и не шедевра, но все же фильма выдающегося. Хотя он и без этой награды был бы культовым, любимым, обязательным к просмотру, легендарным...

Бери выше – «Москва слезам не верит» стала частью советского мифа. Ни дать ни взять, настоящий народный хит: Рейган, говорят, его восемь раз смотрел, чтобы понять «загадочную русскую душу». С ума сойти.

Да уж, «Москва…» – наше всё, почти как «Бриллиантовая рука» (кстати, ее численные показатели, как ни странно, гораздо скромнее, можете справиться) или «Ирония судьбы» (но это телефильм, там и подсчет иной). Да и Рейган, учтите, их не видел, посчитав, видимо, меньшовский фильм более «репрезентативным».

Между тем – хотя я сейчас излагаю широко известные факты – поначалу в картину никто не верил, приняли ее довольно кисло и ничего хорошего от нее не ждали, назвав пошлой и неправдоподобной мелодрамой. Чуть ли не «мылом» с натянутым сюжетом. Не говоря уже об Оскаре, такое уж точно никому не могло прийти в голову.

На стадии сценария, хотя писал его Валентин Черных, не последний советский драматург, от проекта тоже были не в восторге: скажем, Ирина Купченко и Маргарита Терехова от роли Кати наотрез отказались, пренебрежительно хмыкнув. Не помню, кто там еще хмыкал, Вертинская вроде; и тут-то бедный Меньшов, уже от отчаяния, позвал на главную роль собственную жену, о кандидатуре которой, как ни странно, поначалу даже не помышлял. Не совсем понятно, почему, «Катя» в буквальном смысле у него крутилась под ногами. Другие постановщики в этом смысле не стесняются, даже если супруга вдвое старше героини (как, например, пожилая Скобцева в роли двадцатидвухлетней Элен Курагиной).

1.jpg
"Москва слезам не верит"

Алентова, звезда театра, вышколенная, техничная и талантливая актриса, справилась со своей задачей на пять – как собственно, и остальные участники проекта, второстепенные в том числе. Особенно хороша Муравьева, очаровательная оторва, бой-баба: но и она, если верить таблоидам, якобы расстраивалась, приговаривая, что в жизни она не такая, совсем не расчетливая и вовсе даже не стерва. Кто ж спорит.

В общем, пока Меньшов (забежим вперед) своими изумленными глазами не увидел длинные, как в ГУМ за сапогами или в мавзолей, очереди в кинотеатр, чему страшно удивился, покою ему не было.

…В те времена была дурацкая поговорка, которой часто грешили тупые начальники от кино: зритель, наставительно вещали они на мосфильмовских планерках, голосует ногами. В то же самое время не давая ходу именно тем картинам, за которые зрители как раз и проголосовали бы «ногами», а также руками и остальными частями тела, выстаивая на морозе очереди за билетами. Сколько они из Гайдая крови выпили, вспоминать страшно.

2.jpg
"Москва слезам не верит"

Но тут, как мы знаем, всё срослось: несмотря на то, что Меньшов не посягал на классику вроде «Войны и мира» или «Братьев Карамазовых» (которые тоже в свое время номинировались на Оскар), а взялся за сценарий о трех деревенских девчонках, приехавших в Москву искать счастья. Одна из них, главная героиня по имени Катя, еще на стадии сценария вызвала недовольство начальства тем, что дурила голову своему красавцу-телеоператору: эти умники, видно, не понимали, что ее наивный обман и есть основная драматургическая пружина сюжета, на которой всё держится. Не дури она ему голову, не быть бы фильму: как мы помним, именно этот крах, пережитый ею в юности, и сделал ее волевым человеком, многого добившимся. Американцам это как раз пришлось по душе: мотив успеха, через тернии к звездам, от условной мотальщицы до директора завода и депутата Моссовета. Ослепительная карьера, браво. К тому же этот депутат в юбке, еще красивая и молодая женщина, до поры до времени несчастливая в личной жизни (против эпизодов с ее женатым любовником цензура тоже протестовала, вырезав пару-тройку минут из постельной сцены), в конце концов, как мы знаем, добьется полной гармонии. Бинго. Мечта осуществилась, слава тебе, господи, – уютный дом, любимая и ответственная работа, дочка, да и мужик достался рукастый, волевой, симпатичный. Ну, пусть неровня, слесарь, а не директор, ничего. Сойдет.

4.jpg
"Москва слезам не верит"

Надо сказать, против второй серии с этим самым мифологическим слесарем, была в основном интеллигенция - ну не топ-интеллектуалы, им-то что, не их формат, а среднестатистическая (вроде меня, например). Мол, слесарь тут фальшивый и пришпилен ни к селу, ни к городу, чушь какая-то. Один мой приятель так вообще назвал фильм «подлым»: теперь, мол, все сорокалетние мамаши-одиночки будут ждать своего идеального слесаря, еще и в обличье Баталова. И много вы таких видели, саркастически вопрошал приятель.

…Мне лично тоже больше нравится первая серия, с ее уютным ретро-очарованием, слесарь же – гораздо меньше. Но опять-таки: не будь его, не было бы и фильма, как (см. выше) его не было бы, не попади Катя на заре своей юности в западню невыносимой тяжести бытия. История эта тем и хороша, что терпение и труд всё перетерли, награда нашла героиню, а то, что слесарь больше похож на профессора – так ведь и такое бывает. Ну, редко, но бывает же? Так же «часто», между прочим, как головокружительный взлет мотальщицы к директорскому креслу, хотя этот мотив критики фильма как-то пропускают. Случаи, конечно, бывали, но, извините, для такого взлета нужно было быть отнюдь не Катей, а большой сволочью, известное дело.

6.jpg
"Москва слезам не верит"
В общем, всё как-то так удачно срослось, и Меньшов сотоварищи стал предпоследним российским обладателем Оскара, если иметь в виду игровой фильм (в двухтысячном статуэтку получил Александр Петров за анимацию «Старик и море»); а через 14 лет после триумфа «Москвы…», в 1995-м, наградили «Утомленных солнцем».

Если не считать документального фильма 42-го года о разгроме немцев под Москвой и мультфильма, то Оскар доставался России (ну, или СССР) всего-то 4 раза. Режиссером «Дерсу Узала», как уже было сказано, был Куросава, хотя картина снята на «Мосфильме». Итого, три – «Война и мир», «Москва слезам не верит» и «Утомленные солнцем». Почти за сто лет (хотя я так и не выяснила, с какого года конкретно американцы начали присуждать иностранным фильмам). Хорошо, пусть даже за 70.

При всем уважении к «Москве…», Оскар, заметьте, не достался ни Тарковскому, ни Параджанову, ни Панфилову, ни Иоселиани, ни Абуладзе, ни другим выдающимся авторам…

Именно Меньшов вытянул счастливую карту – заслуженно или нет, непонятно. Сложный вопрос – так, видимо, сложился звездный пасьянс. Тем более что заокеанское признание совпало с небывалой популярностью этой картины в родных пенатах. Видимо, в этом все-таки что-то есть.

фото: kinopoisk.ru

Похожие публикации

  • «Амаркорд»: Утерянный рай
    «Амаркорд»: Утерянный рай
    Величайшему шедевру, фильму Феллини «Амаркорд», чье значение для мировой культуры даже боятся оспаривать (есть такие, глухие к искусству люди, пусть и умные), исполнилось полвека.
  • «Восемь с половиной»: Исповедь сына века
    «Восемь с половиной»: Исповедь сына века
    «Восьми с половиной», одному из самых сложных фильмов Феллини, о котором до сих пор идут споры, исполнилось ровно 60. Опасный возраст, особенно для кино, которое, как известно, быстро устаревает - по сравнению, скажем, с литературой
  • «Холодное лето 53 года»: Не верь, не бойся, не проси
    «Холодное лето 53 года»: Не верь, не бойся, не проси
    Со времени премьеры «Холодного лета 53 года» Александра Прошкина прошло уже 35 лет - тем не менее фильм нисколько не устарел, хотя после 1987-го, пика Перестройки, разоблачения сталинизма шли потоком
naedine.jpg

bovari.jpg
onegin.jpg