Радио "Стори FM"
Кирилл Крок: «Мы занимаемся театром, а не политиканством»

Кирилл Крок: «Мы занимаемся театром, а не политиканством»

Беседовала Юлия Васильева

В этом году в театрах нашей страны грядут существенные управленческие перемены, которые уже, впрочем, начались. О том, что происходит в театральном мире, о предстоящем сезоне в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова, о "Войне и мире" на сцене и в жизни, о том, что жизнь всегда и все расставляет по своим местам, мы беседуем с Заслуженным работником культуры РФ, Заслуженным деятелем искусств РФ, директором театра Кириллом Кроком.

Кирилл Игоревич, вы очень открытый человек и зачастую жестко выражаете свою личную, гражданскую, профессиональную позицию.

- Когда я вижу человеческую несправедливость, и я лично знаю эту ситуацию, то я не могу остаться в стороне. Последнее, что меня потрясло, это увольнение Анны Якуниной, директора Хабаровского Театра юного зрителя. Понимаете, если бы я там не был, и не видел лично, как живет и развивается театр... Да, я не знаком близко с директором ТЮЗа, но, когда мы были на гастролях в Хабаровском крае, она пригласила меня, провела по театру, показала его. Мои впечатления от, скажем, Музыкального, Драматического театров края, где мы работали, - это чудовищная запущенность, грязь, разруха, и по контрасту - заходишь в ТЮЗ - и сразу вспоминается сказка Антуана де Сент-Экзюпери: "Он подумал даже, что залетел по ошибке на какую-то другую планету..." И когда я читаю, что с этим директором без объяснения причин Министерством культуры края не был продлен контракт, фактически она была уволена, у меня это вызывает щемящее чувство в сердце. Мой пост об этой ситуации в социальной сети ВКонтакте просмотрели 15 тысяч человек! И только через сутки после публикации этого поста появляется пресловутый лживый пресс-релиз местного минкульта.

Одно дело, когда есть неоспоримые аргументы, когда необходимо принимать жесткие решения по отношению к кому бы то ни было. Если вы заметили, я не комментировал ситуацию в московских театрах, когда в каждом из них для решительных действий были свои на то основания, о которых я знал. А здесь - вопиющий чиновничий беспредел!

Или, когда я приезжаю, например, в Нижний Новгород, и слышу рассказы сотрудников ТЮЗа о новом директоре, которая пришла из цирка и заставляет актеров сидеть по шесть часов в гримерке, если у них рабочий день. Откуда эти люди берутся, почему они ведут себя так в театре, почему не понимают силу места, в которое пришли?! Для меня это непонятно... Как непонятно мне и то, что в Москве человека, спекулировавшего театральными и эстрадными билетами, вдруг назначают директором Фольклорного центра, а его вся Москва знает, как спекулянта, на котором пробу ставить негде.

Категоричное высказывание. Вам часто приходится "нести потери" из-за крутого нрава и обостренного чувства справедливости?

- Вы правы, часто «прилетает непонятная критика», а иногда и намеки, что сегодня лучше не говорить так, можно и место потерять. Но для меня хуже в данной ситуации потерять профессиональную совесть.

Вы максималист, я не ошибаюсь?

- По отношению к Театру имени Вахтангова я стараюсь быть перфекционистом.

А по жизни? Многие знают, что под горячую руку вам попадать не стоит, так как можете легко рубануть сплеча.

- Могу, но стараюсь пореже делать это. Борюсь сам с собой…

И как раз здесь вспоминается конфликтная ситуация во время гастролей театра в Красноярском крае...

- Действительно, был конфликт с художественным руководителем Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского по поводу нашего спектакля "Война и мир", но он полностью исчерпан, на следующий день человек попросил у меня прощения, подарил мне бутылку коньяка, и мы пожали друг другу руки. К таким проявлениям я отношусь очень чутко, я вообще не злобный человек, я быстро отхожу. Мне важно и ценно, когда человек способен признать неправоту. Я понимаю, что у творческих людей при просмотре спектаклей других театров и режиссеров возникает чувство ревности и даже, простите, зависти, с чем порой людям искусства трудно справиться. Но в случае, о котором мы говорим, человек совершил мужской поступок. Если бы все были мужиками, в том числе и чиновники, и придя к осознанию того, что ты сделал что-то неправильно, ошибся и не должен был себя так вести, находили бы в себе мужество подойти к человеку, с которым ты вчера поругался, чтобы пожать ему руку и сказать: "Давай простим друг друга!"

Жизнь все расставляет по своим местам?

- Обязательно! Так или иначе, и много раз я это проходил, жизнь непременно все расставит по своим местам, выяснит, кто прав, кто не прав… Однажды Римас (Туминас - Авт.) сказал мне такую вещь, мол, а зачем сейчас давать оценку, великий это спектакль или невеликий, сама жизнь по прошествии времени покажет, была ли это подделка, ремесло или настоящее искусство. Дайте времени пройти. Не надо громогласных деклараций.

Имя Римаса Туминаса и его спектакли на осенних афишах на фасаде театра.

- А что, я должен стереть ластиком из истории театра пятнадцать лет взлета и золотого века Театра Вахтангова? Кто дал мне такое право? Поэтому имя Римаса, постановщика спектаклей, на афишах будет всегда. Еще раз подчеркну, то, что сказал Римас, я и артисты театра не разделяем, мне это слушать неприятно и больно, но я всегда оцениваю личность в искусстве по тому, что этот человек сделал для культуры, а не по тому, что кто-то делал дома, в кабинете или в кулисах, кто что и кому сказал по телефону.

9.jpg
Министр культуры России Ольга Любимова. Сбор труппы, 2021 год

Вклад Римаса Туминаса в российскую театральную культуру огромен, поверьте мне, пройдет энное количество времени, о его значительной роли в российском театре будут учебники писать. И знайте, будет очень стыдно тем, кто развязал эту истерическую кампанию против Римаса…

Уже сегодня многие театральные историки, оценивая вклад Туминаса, очень осторожно высказываются, что фактически через сто лет история Вахтанговского театра повторилась. В свое время Евгений Вахтангов, будучи уже смертельно больным человеком с онкологией, репетировал "Принцессу Турандот" и не смог присутствовать на премьере. То же самое по сути произошло с Римасом, который за пятнадцать лет поставил много выдающихся спектаклей, а завершил свою карьеру в Театре Вахтангова великим спектаклем "Война и мир", на премьере которого тоже не смог присутствовать, потому что в тот момент лежал в своей квартире в Большом Николопесковском переулке (а Вахтангов лежал тяжелобольным в своей квартире в Денежном переулке), после пятой химиотерапии у него не было сил даже просто встать с кровати. Римас появился в театре только 11-го числа, на четвертый день премьеры, превозмогая боль и огромную слабость. И в тот день гениальным театральным фотографом Яной Овчинниковой была сделана знаменитая фотография, где, режиссер скромно идет по сцене за спиной своей труппы, вышедшей на поклон.

2.jpg
Премьера спектакля "Война и мир", режиссер Римас Туминас

... А, собственно, кто нас учит патриотизму? Кто эти люди? Кто как дворовая шавка открывает рот и берет на себя право учить других? Бывшая Красная шапочка или человек, у детей которого американские паспорта? Те, кто, обогащая русскую театральную поляну, только в сельском ДК еще не показали свою абсолютно низкопробную антрепризу для того, чтобы детям и внукам купить квартиры в Берлине? Или вспомним писателя-комсомольца с вечным стаканом в руке, с пошлыми пьесами, которые в приличных театрах не ставят, но он все пытается свою макулатуру при помощи административного ресурса в какой-нибудь театр пристроить.

А может быть, я их поучу патриотизму? Расскажу им, что есть дом Вахтангова во Владикавказе, превращенный в тринадцать коммунальных квартир, где удобства были на улице, и Театр Вахтангова купил всем жильцам этого дома, простым людям, новые квартиры, ремонтирует его, чтобы открыть там музей Вахтангова. И делает все это не на средства грантов и субсидии из Федерального бюджета, а за кровные свои…

Или, когда наш театр весь этот год проводит работу, реализует проект по установке памятника в Москве нашим народным артистам: Владимиру Этушу, Василию Лановому, Юрию Яковлеву, делает это сам, опять же за свои собственные средства, а не применяя административный ресурс для вытягивания дополнительного финансирования в различных государственных структурах. Откроем торжественно памятник у Симоновской сцены 6 сентября этого года. Для меня это – патриотизм! “Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца”, - это из стихотворения «Памятник» (1836 год) Александра Сергевича Пушкина. Мы будем и дальше - во всем сохранять чувство собственного достоинства, хранить верность своим убеждениям и принципам.

Этот грандиозный проект по ремонту, а точнее, возрождению Дома Вахтангова во Владикавказе, находится на финишной прямой. Как один из идеологов этого проекта, какой миссией вы его наделяете?

- Вы правильно сказали - миссия! Праздновать в Москве 100-летие театра, стучать себя в грудь, но при этом знать, что на его родине во Владикавказе погибает, разрушается его родной дом и никому нет до этого дела – это подлость. Этой истории почти сорок лет. Еще в советские времена, когда театр Вахтангова был на гастролях, Юлия Борисова после спектакля «Принцесса Турандот» в 1983 году обратилась к местному начальству и партийной верхушке Северной Осетии с просьбой не сносить дом Вахтангова, сохранить его.

23.jpg
Дом Е. Вахтангова. Владикавказ

Начальство народную артистку СССР услышало, слава богу Дом дожил до наших дней, и вот восемь лет назад театр Вахтангова снова приехал во Владикавказ на гастроли – и дело закрутилось. Глава республики пообещал нам полную поддержку, при этом сказал, что денег в республике на расселение и ремонт нет. Мы пытались получить поддержку в Москве, получить на это бюджетные средства, но это оказалось невозможным. Мы стали искать средства спонсоров на расселение – нашли, расселили, сделали обследование, проект, в сентябре этого года заканчиваем ремонтные работы. Мы уже вложили в это более 200 миллионов рублей собственных средств. Уже сейчас понятно, что эта точка на карте Владикавказа станет местом силы, местом притяжения людей, точкой туристической привлекательности. Открытие планируем весной 2023 года.

Вас часто можно видеть в зрительном зале перед спектаклем…

- Мне всегда очень интересно зайти в зал, посмотреть, какая у нас сегодня публика, послушать ее, почувствовать энергетику огромного тысячного зала... Я обязательно стараюсь перед началом спектакля зайти и к актерам за кулисы, чтобы пожелать им хорошего спектакля.

В одном из интервью вы сказали, что директор театра - это обслуживающий персонал.

- Это ровно так и есть!

Не корона, не привилегия, не миссия?

- Да, есть коллеги, у которых давно корона на ушах висит, приросла - не отдерешь. Я считаю себя обслуживающим персоналом, моя миссия в театре - обеспечить, чтобы к нам пришли зрители, чтобы те, кто на сцене, комфортно себя чувствовали, чтобы туалеты, буфеты, гардероб, все, что вне сцены в театре, соответствовало тому, что происходит на сцене.

Иногда приходишь даже в какой-нибудь московский театр, а в зрительский туалет стыдно войти. Мое мнение: когда в театре такое происходит, то условно говоря, никакой Сергей Маковецкий на сцене не сможет спасти ситуацию.

Событие сезона и даже гораздо больше - "Война и мир" в Ясной Поляне - грандиозное культурное, духовное явление, Что вы почувствовали, когда поняли, что начинается не просто дождь, а ливень, в то время как на уникальной возведеннойпод открытым небом сцене разворачивается выдающееся театральное действо?

10.jpg
"Война и мир" в Ясной Поляне

- Я почувствовал, что мой пиджак стал в два раза тяжелее, с него просто текла вода, и также я чувствовал невероятную гордость за тех людей, кто не встал, не убежал, а развернул зонт, достал дождевик и остался. Люди прижались друг к другу - и продолжали смотреть спектакль под проливным дождем. Артисты все-таки были под крышей, а вот наши зрители, которыми я бесконечно горжусь, на открытом пространстве! И когда мы закончили первое действие и буквально через пять минут начали второе, потому что шел не дождь, а ливень (!), я увидел, что зрительный зал полон, и, как говорят артисты, это было самое сильное театральное потрясение в этом сезоне, когда перед сценой в свете софитов они видели только стену дождя, на сцене танцевала свой вальс Наташа Ростова, а в финале, когда включили подсветку зрительного зала, увидели полные трибуны зрителей. Таким счастливым было наше завершение театрального сезона.


25.jpg
"Война и мир" в Ясной Поляне
А следующим моим потрясением было, когда я узнал, что псевдопатриоты написали, как под копирку, жалобы во все инстанции, мол, как это так, спектакль Римаса Туминаса показывается в святом для всех русских людей месте, в Ясной Поляне! Вот вам и совершенно другое потрясение…

Чем для вас лично стал этот спектакль в Ясной Поляне?

- Проверкой всего театра: а сможем ли на открытом воздухе, сможем ли на специально построенной сцене сохранить художественный образ спектакля, сможем ли чисто технически реализовать этот сложнейший проект?

Но сработал не только профессионализм команды, но и сила места, сила русской природы. Есть что-то великое русское в этом месте нашей страны, что дало нам всем огромные силы - и актерам - накануне всю ночь репетировать, потом уехать, вернуться, в восемь начать, в час ночи закончить пятичасовой спектакль, доехать до отеля в два часа ночи - это серьезные физические нагрузки, но никто не позволил себе сказать ни слова, как мы замерзли, устали, что туалеты на улице и прочее. Никто не жаловался на то, что вся обувь в глине пока дойдешь до автобуса - кроме счастья в глазах я не видел ничего!

Нужно отдать должное тому, что Министерство культуры нашло возможность поддержать этот грандиозный и недешевый проект, и сказать огромное спасибо лично советнику Президента по культуре Владимиру Ильичу Толстому, праправнуку Льва Николаевича, который увидев спектакль в Москве, сказал: "Я должен сделать все возможное, чтобы это было сыграно в Ясной Поляне, где был создан роман", - и большой молодой команде, которая взяла на себя многие организационные вопросы.

7.JPG
Первый прогон для зрителей спектакля "Война и мир"

Мне вспомнилась детективная история о том, как "Война и мир" плыла на гастроли в Израиль и не доплыла…

- Нет, она доплыла до Тель-Авива (улыбается - Авт.), ее даже разгрузили! Но тут же два огромных контейнера с декорациями и костюмами поставили на другой корабль и отправили обратно в Россию и, слава богу, мы успели до того момента, как захлопнулись границы, а Прибалтика перестала наши грузы пропускать в Россию, из порта Риги отправили фуры в Москву. Но мы уже не исключали, что второй комплект декораций и костюмов - либо утратим, либо забудем о нем надолго. Как очень точно мне сказал организатор тех гастролей, война, к сожалению, победила мир в Израиле. К сожалению, попытка отмены русской культуры в мире налицо.

Но ведь бессильны перед Толстым и другими те, кто посягают на то, чтобы их отменить?

- Они, конечно, бессильны отменить великих, это глупость, временное явление, с моей точки зрения, лихорадочные действия, чтобы потрафить некой политической ситуации в Европе.

В 2014 году мы поехали в США на гастроли со спектаклем Римаса Туминаса "Улыбнись нам, Господи", и украинские националисты стояли в Нью-Йорке у Карнеги-холла с плакатами "Позор Кроку!", "Позор Князеву!", "Позор Гуськову!" за то, что мы поддержали факт принадлежности Крыма России. И как они задавали провокационные вопросы Римасу на пресс-конференции, мол, как ему не стыдно работать в России, а он спокойно и с достоинство им отвечал. Сейчас об этом эти “лже-патриоты” не вспоминают, им неудобно об этом говорить.

11.jpg
Спектакль "Евгений Онегин". Гастроли в США

…И что дальше? Ну стояли они с транспарантами, ну кричали, мол, не ходите, это пропутинский театр, - и что? И аншлаг, и зал аплодировал нам стоя и в Нью-Йорке, и в Бостоне, и в канадском Торонто. А эти люди как стояли на обочине, так и пусть стоят дальше.

Вы как никто другой знаете всю изнанку театра не понаслышке, притом, изнанку буквальную, пройдя путь от бутафора, осветителя, монтировщика сцены до руководителя крупнейшего, влиятельнейшего театра России. Как при этом знании театрального нутра сохранить отношение к театру как к магии, священнодейству?

- Эти стены пропитаны столетней историей, не уважая которую, не уважая все то, что было здесь создано, намолено, сказано, войти в эти стены и стать этому дому родным, невозможно. Только с пиететом, только с уважением. Вот мы с вами сидим, на нас со стены кабинета смотрит Вахтангов, а на меня - Рубен Симонов, Евгений Симонов, Михал Саныч Ульянов прищурился, - я уверен, что эти люди наблюдают за всеми и радостными, и трагическими событиями в жизни театра, и посылают нам лучи поддержки, которые, возможно, мы явно не ощущаем, но они однозначно помогают нам удержать этот огромный лайнер на плаву и в бушующем океане плыть все-таки к светлому и прекрасному. Театр - это не производственная машина, театр - не бюрократическая контора, не бухгалтерская надстройка, к нему надо подходить совершенно иначе, здесь нельзя применять методы управления организацией, бизнесом, они здесь работать не будут, здесь надо все пропускать через свое сердце, через себя – чтобы понять, как СОХРАНИТЬ и УЛУЧШИТЬ. Если у тебя в голове все время пульсирует эта мысль, значит, ты будешь с этим театром вместе.

Кирилл Игоревич, труппа у вас лучшая?

- Я думаю, да! На сегодняшний день я не знаю ни одного другого театра, который мог бы похвастаться тем, что в единой труппе, где состоят 119 (!) человек, представлены пять актерских поколений. Весь репертуар Театра имени Вахтангова играется силами этой труппы. Мы можем гордиться и тем, что в силу различных исторических причин театр не разбежался, а сохранен. Что театр не превращен как некоторые московские театры в антрепризную историю, когда для каждого спектакля любой режиссер может позвать любого актера, - мы играем почти все своими силами.

Мы горды и тем, что, несмотря на разнообразие мнений и точек зрения на художественные и иные вопросы, несмотря на события, которые происходят, мы едины, мы вместе, никто из нас не подписывал никакие письма, не уехал в это время из страны - мы все принимаем позицию: наше дело - заниматься тем, что мы умеем хорошо делать. А мы умеем хорошо показывать спектакли, ездить на гастроли, выпускать новые постановки. Мы делаем то дело, которое знаем, а не практикуем дешевое критиканство и политиканство, как делают некоторые другие артисты, которые, к сожалению, вместо того, чтобы заниматься тем, чем тебя бог одарил, уехали, бросили свою страну, которая им дала все, в том числе и материальное благополучие – ей-богу противно!

О вас в театральной среде есть мнение: "Крок живет театром и настолько его любит, что никогда не выгорает". Как вам это суждение?

- Не слышал, но скажу, а вернее спрошу: "А во имя чего жить?" Мне жизнь преподнесла такой подарок, как соприкоснуться с великим театром, и пока я директор театра, я должен сделать все, что в моих силах, чтобы ни у кого в будущем не было даже повода сказать - у них с Римасом была возможность это сделать для театра, а они не сделали…

44.jpg
Кирилл Крок и Римас Туминас 
Возможно ли сегодня говорить об успешном театре в отрыве от финансовых показателей его деятельности? Согласны ли вы с Мольером насчет того, что "если хотите узнать успешен ли театр, спуститесь в кассу"?

- Я аплодирую стоя Мольеру! Когда какие-то люди из Ассоциации критиков кричат об успехе какого-то непонятного никому, кроме них, спектакля, я всегда говорю им – театр существует для людей, давайте посмотрим кассу, а потом будем кричать и давать премии и маски за это.

Бывая в регионах, вы всегда общаетесь с коллегами. Чем живет российский театр в регионах, какая его главная боль?

- Главная сегодняшняя проблема российского театра, а по России порядка 650-ти государственных и муниципальных театров, в том, кто будет ставить в театрах, кто будет театры вести. К сожалению, институт художественных руководителей утрачен даже в Москве, Петербурге, а в регионах это вообще проблема.

Хорошо, когда губернатор или мэр любит театр - это сразу видно по его состоянию - и вкладываются средства, и ремонты ведутся, и оборудование меняется, и гранты от губернатора актеры и режиссеры получают. А иногда видишь просто кошмарную разруху.

Обидно и горько за состояние одной из важнейших институций гражданского общества, а театр был ею во все времена, театр в России - больше чем театр, мы были и являемся театральной державой, и все театральные люди признают здесь первенство России. Но это первенство создается и в маленьком провинциальном городке, - не будет там театра, не будет и в Москве.

Театр в России всегда нес общественную функцию, и в текущей ситуации социальная роль театра, по-вашему, будет возрастать или наоборот нивелироваться?

- Социальная функция театра, как и воспитательная нагрузка, была и есть, и те наши так называемые "творцы", которые безответственно к этому подходят, у меня вызывают улыбку. Театр должен развивать человека, сеять доброе и вечное, воспитывать, пусть кому-то не нравится - я произнесу это слово, хотя, читая некоторые интервью наших "продвинутых" режиссеров, я слышу обратное, мол, я не собираюсь никого воспитывать, я так вижу. Я вспоминаю в этом случае слова Туминаса, который говорил: "А кто тебя просит так видеть? Ты раскрой сюжет, покажи автора, сделай так, чтобы за этим было интересно наблюдать, и никто не засыпал".

Где граница театрального эксперимента и недопустимого? Например, Рижская опера, "Пиковая дама", полностью обнаженный актер на сцене.

- Это вопрос ответственности художника перед обществом, перед зрителем, перед театром. Я видел этот ролик, о котором вы говорите, и считаю, такие спектакли надо просто безжалостно закрывать - несмотря ни на что. Но мы знаем и другую сторону вопроса, когда спектакль, в котором нет вообще ничего, что бы противоречило общепринятой морали, вдруг искусственно притягивают к теме пропаганды гомосексуализма, пропаганды насилия. Сразу вспоминается, как писатель Поляков, не видя спектакль "Евгений Онегин", за то, что мы не взяли в репертуар Симоновской сцены Театра Вахтангова его спектакль про «протухшего козленка», заявил в телевизионном ток-шоу, что режиссер Туминас осуществляет глумление над русской классикой. И это пример оголтелого мелкого пакостничества, мстительности за то, что твои коммерческие интересы были попраны театром.

Вы часто категоричны и по отношению к антрепризе.

- К сожалению, в нашей стране частное антрепренерство, которое когда-то, еще до революции, было заложено великими антрепренерами, много сделало для развития русского драматического искусства, сегодня девальвировано. Сегодняшние антрепренеры видят своей главной задачей тупое зарабатывание бабла, где принцип один: чем проще, вульгарнее и бездарнее драматургический материал, чем меньше людей на сцене, из декораций - два стула и занавеска, тем более "успешный" продукт вы получите. Конечно, встречаются исключения, когда мы видим блестящий спектакль "Двое" Крымова в антрепризе Леонида Робермана. Но наряду с ярким художественным высказыванием мы увидим десять примеров того, о чем я говорил выше.

Это явление возникло не на пустом месте, когда государство в 90-е годы по сути ушло с единой культурной карты страны. Государство в один миг заявило: а мы больше не хотим поддерживать, субсидировать гастрольную деятельность, развивать культурное пространство. И только восемь лет назад Олег Павлович Табаков, царствие ему небесное, инициировал обращение театральных деятелей к Президенту, и были выделены деньги на поддержку гастрольной деятельности ведущих российских театров - на так называемые "большие гастроли". И тогда эта деятельность начала возрождаться, но жизнь не терпит пустоты, и эту пустоту заполнила халтура, которая не воспитывает человека, не образовывает, а тупо развлекает на уровне щели под плинтусом, на уровне самых низменных инстинктов.

Каково ваше отношение к так называемому директорскому театру? В каких случаях данная модель управления может рассматриваться и быть эффективной, если в принципе может?

- Я много раз говорил, что я не понимаю, что такое директорский театр. И, к сожалению, сейчас я остался в театре один…

В каждом конкретном случае нужно все рассматривать очень индивидуально, есть театры, которыми руководит много лет и десятилетий директор и делает это очень эффективно, значит эта модель может где-то существовать. В больших театрах с историей и с колоннами, безусловно, нужен художественный лидер, режиссер, который занимался бы творческой составляющей и, поверьте, она в театре самая важная и трудная. Теперь вопрос, где взять нам такого человека, который придет не разрушать и устанавливать свои порядки, а будет бережно и уважительно относиться к труппе, истории, традициям.

В преддверии открытия сезона всех волнует вопрос премьер Театра имени Вахтангова.

- До сбора труппы я бы не хотел говорить о премьерах. В связи с тем, что Римаса Владимировича с нами нет, мы будем вынуждены представить большое количество премьер разных режиссеров на всех шести сценах нашего театра. Формула в театре одна, и она проста: если из десяти премьер одна-две станут событиями, это победа театра, если еще два-три спектакля продержатся несколько сезонов в репертуаре, это тоже победа. Что из всего этого получится, одному богу известно. Спрогнозировать, выстроить бизнес-план выпуска спектаклей невозможно, порой даже из перспективных для постановки пьес, в которых ты уверен, с блестящим актерским составом, спектакль так или иначе не складывается. В этом искусство театра, что-то неосязаемое…

Я своими глазами видел, как спектакль "Пристань" у Римаса сложился лишь за четыре дня до премьеры, а до этого все шептались по углам: "Ой, что это будет, ой, как это будет", - а получился великий спектакль.

У вас на столе я вижу проект восстановления зрительского буфета. Как он прекрасен!

- Буфет исторически находился на этом месте, но в 90-е годы с легкой руки Петра Наумовича Фоменко был превращен в малую сцену театра. И мы решили восстановить историческую справедливость и воссоздать легендарный "вахтанговский" буфет. Проект сделал главный художник театра Максим Обрезков. Мы вернем на свое законное место исторические бронзовые люстры, отреставрированный огромный буфет, исторические чугунные решётки – все это 1948 года. Это будет очень атмосферное и красивое место в театре.

Хочется скорее сесть за один из этих прекрасных столиков с чашечкой кофе или бокалом просекко!

- 6 сентября на открытии сезона мы обязательно это сделаем! И сделаем не только мы с вами, а вместе со всеми нашими дорогими зрителями, которых мы ждем в Доме на Арбате.

Бывает ведь у вас такое: тяжелый рабочий день, усталость, хочется просто выйти из легендарного здания с колоннами на Арбат и пройтись... Куда вы пойдете в таком случае? Где ваши места силы в Москве?

- Я пойду домой гулять с моей собакой Джулей!

Вы телефон вообще когда-нибудь выключаете?

- Нет, такого я себе позволить не могу.

Фотографии из личного архива Кирилла Крока и Театра имени Вахтангова

Похожие публикации

  • Андрей Тарковский, наследник по прямой
    Андрей Тарковский, наследник по прямой
    ...Как-то даже странно осознавать, что Тарковский уже стал достоянием большой Истории. Ибо многие из тех, кто имел счастье работать с ним, до сих пор здравствуют, и эта нить времен - между живыми и почившими, между классиками и современниками, - на примере Тарковского ощущается как-то особенно явственно
  • Майя Кристалинская: Голос оттепели
    Майя Кристалинская: Голос оттепели
    Майя Кристалинская – звезда эстрады шестидесятых. То было ее время, но и сегодня по радио звучат ее песни, и тут же вспоминаются ее сияющие глаза и ямочки на щеках: она не успела состариться, оставшись в нашей коллективной памяти молодой.
  • Лошадь Буденного
    Лошадь Буденного
    История одного давнего путешествия в Крым