Радио "Стори FM"
Кирилл Крок: Вахтангов. Путь домой

Кирилл Крок: Вахтангов. Путь домой

Беседовала Юлия Васильева

Дом Вахтангова во Владикавказе, грандиозное открытие которого запланировано на 30 апреля, обещает стать одним из главных социокультурных проектов года в России.

Между тем, идее воссоздать дом, где родился и рос человек, чье имя носит один из ведущих российских театров, около сорока лет, и впервые ее озвучила со сцены на гастролях в Северной Осетии наша легендарная принцесса Турандот, Народная артистка СССР Юлия Константиновна Борисова. Об истории и концепции проекта, созданного на средства Театра Вахтангова, и о том, сколько раз хотелось все бросить, глядя на небо Владикавказа, зияющее меж полуразрушенных стен, мы разговариваем с директором Театра имени Евгения Вахтангова Кириллом Кроком.

- История восстановления Дома Вахтангова началась сорок лет назад, когда в город Орджоникидзе, это еще Советский Союз, приезжает труппа Театра Вахтангова во главе с Евгением Симоновым, на тот момент его художественным руководителем, и на родине Евгения Богратионовича впервые показывает легендарный спектакль “Принцесса Турандот”. В составе делегации Михаил Ульянов, Василий Лановой, Юлия Борисова, Людмила Максакова! И, естественно, для них проводят экскурсию по Владикавказу, подвозят к этому дому и говорят: “Здесь родился Евгений Вахтангов…” И артисты спрашивают, а что сейчас в этом доме?.. "А в нем коммунальные квартиры, но людей должны расселить, - продолжает экскурсовод, - потому что по генплану города здесь будет большая городская площадь, а этот квартал планируется снести..." И на последнем спектакле Юлия Константиновна Борисова, на тот момент уже народная артистка Советского Союза, останавливает аплодисменты в финале "Принцессы Турандот", и, зная, что в зале сидит партийное руководство республики, произносит текст, суть которого: имя Вахтангова для нас свято, мы сегодня были у дома, где родился и рос человек, чье имя носит наш театр, пожалуйста, сделайте все возможное и невозможное, чтобы этот дом не снесли, а сохранили. Произошло чудо, дом не снесли.

У этой истории появилось продолжение спустя много-много лет...

- Да, и это уже был не Орджоникидзе, а Владикавказ, не Советский Союз, а Россия, - мы приезжаем на гастроли в 2015 году, и нас тоже ведут к этому многострадальному дому, показывают уже покосившуюся на тот момент мемориальную табличку на фасаде и рассказывают, что у горожан есть мечта, чтобы здесь был музей Вахтангова. И на встрече с главой республики я поднимаю этот вопрос, говорю о том, что к нам обратилась театральная общественность, которая мечтает о том, чтобы в столице республики Северная Осетия-Алания появился Дом Вахтангова. На что глава отвечает мне, что об этих чаяниях он знает, получал немало обращений, но в бюджете республики нет средств на реализацию проекта, так как в доме живут тринадцать семей, которые надо расселять, да и где, в конце концов, взять экспонаты для того, чтобы наполнить этот музей?! Ведь практически ничего из того, что сопровождало Вахтангова и его семью в тот период жизни, не сохранилось...

Старт проекту был символично дан в год 100-летия театра?

- Совершенно верно, когда уже вышел Указ Президента о 100-летии Театра имени Евгения Вахтангова, мы решили, что просто обязаны приступить к этой работе, и начали искать средства. Отозвались два наших партнера - банк "Открытие" и компания МТС, которые внесли первый взнос на расселение квартир. Мы начали краудфандинг, и в Москве совместно с нашими зрителями собрали свыше двух миллионов рублей на платформе пожертвований. Получив эти два миллиона и деньги наших партнеров, составили дорожную карту реализации проекта "Дом Вахтангова во Владикавказе", где первым этапом было расселение дома, вторым – проведение обследования и проектно-изыскательских работ, третье – ремонт, реставрация и четвертый – наполнение этих стен жизнью. Вмешалась, как вы помните, пандемия, которая на полгода остановила нас в осуществлении этого проекта.

7.JPG

Из дома пришлось расселить тринадцать семей

Но главное, когда мы расселили дом, обследовали конструкции, то выяснилось, что объект полностью аварийный, и ни состояние перекрытий, ни состояние фундамента не позволяют нам начать какие-либо ремонтно-реставрационные работы. Надо все внутри снести, оставить только внешние стены, которые являются предметом охраны, укрепить фундамент, инъектировать стены из старого кирпича, чтобы они не развалились, и после этого уже заново отливать железобетон, делать перекрытия и т.д., чем мы и занялись.

И сегодня, спустя три года после старта реализации проекта, мы подошли к тому, что 30 апреля на главной площади Владикавказа состоится грандиозный концерт, который мы назвали "Вахтангов. Путь домой".

Это ведь будет не просто дом-музей, а общественно-культурное пространство?

- Поделюсь с вами, какую концепцию мы придумали для Дома и чем он будет наполнен. Во-первых, мы обнаружили в музее нашего театра очень много документов из личного архива Вахтангова, связанных именно с Владикавказом. Сейчас я вам расскажу потрясающую историю. 120 лет назад Евгений Вахтангов уехал из родного города и увез с собой папку с личными документами. Среди них были рукописные программки любительских спектаклей, в которых он принимал участие, фотоальбом со снимками с гимназическими друзьями, первые афиши, напечатанные уже типографским способом, приглашения на его спектакли, программка из Русского театра, который сейчас отмечает 150-летие. Все это он взял с собой из родного Владикавказа в далеком 1903 году, когда отец решил отправить его в Рижский университет, чтобы юный Евгений не занимался такой ерундой, как театр, а выучился бы на юриста. Оттуда он благополучно перебрался в Москву, и чтобы успокоить отца, поступил в Московский университет, проучился несколько лет, но так и не окончил, а пошел в студию Адашева при Московском художественном театре.

13.jpg
Программа из той самой папочки Е. Вахтангова

И та самая папочка с уникальными, бесценными материалами из Риги перебралась в Москву, скиталась по всем его съемным квартирам, у Вахтангова долго не было собственного жилья. Позднее, когда с благословения Станиславского и Немировича-Данченко его студия получила статус Третьей студии МХАТ, и им выделили помещение по адресу Арбат, 26, студия Вахтангова переехала уже сюда, где ныне находится наш театр. Сам Вахтангов в 1920 году получил квартиру в Денежном переулке, и папочка отправилась с ним на новое место жительства. После смерти Вахтангова эту папку бережно сохранила его вдова Надежда Михайловна, впоследствии передав ее в музей театра. И вот теперь, когда в стенах Дома Вахтангова уже все будет готово, мы с этой папкой полетим обратно во Владикавказ, чтобы она спустя 120 лет вернулась домой, что, на мой взгляд, очень ценно и глубоко символично.

Многие документы, афиши, программки полуистлели, но мы бережно их отреставрировали, и скоро они предстанут взору первых гостей Дома Вахтангова. Любая вещь в природе совершает свой жизненный цикл, и все возвращается на круги своя: там, где мы родились, нас всегда ждут.

14.jpg
Мемориальная доска на отреставрированном фасаде дома
Сегодня Дом Вахтангова - это небольшой театральный зал на первом этаже на 80 мест – арт-кафе, а на втором этаже под руководством нашего главного художника Максима Обрезкова осуществлена историческая реконструкция интерьера, предметов домашнего обихода, мы представили, как мог бы выглядеть дом семьи Вахтангова, его семейные покои...

На первом этаже находился магазин табака (отец Евгения Богратионовича был табачным фабрикантом), на втором – апартаменты семьи. Там мы воссоздали рабочий кабинет отца, спальню Жени Вахтангова. Семья первой исполнительницы роли принцессы Турандот Цецилии Львовны Мансуровой подарила нам ее личные вещи, предметы и мебель из ее кабинета - кресла, столы, и мы создали комнату принцессы Турандот. Дом постепенно наполняется артефактами, и каждый желающий, начиная со 2 мая, сможет прийти на Армянскую улицу, дом 2, приобрести экскурсионный билет, взять аудиогид или самостоятельно пройти по дому, в котором жил великий Вахтангов, где формировались его творческие, гражданские взгляды, где рождались идеи первых его проектов, где он мечтал и творил...

Мы нашли и те вещи, которые помнят руки Вахтангова. В стене дома была замурована полусгнившая деревянная дверь, которую экспертиза отнесла к концу XVIII века, также при укреплении фундамента мы обнаружили подкову, которая лежит сейчас у меня на столе, и она тоже полетит во Владикавказ "на счастье". Семья праправнучки Вахтангова Дины подарила вещи Евгения Богратионовича - фото, которые еще никто и никогда не видел, и его мундштук, - все это тоже отправится в столицу Северной Осетии. Мы будем продолжать наполнять этот дом артефактами, нам видится, что он будет жить очень яркой и наполненной жизнью.

11.jpg
Восстановленный интерьер
Дом Вахтангова - это не только музейно-выставочное пространство, а еще и арт-кафе, и театральная площадка, где три-четыре раза в неделю силами и нашего театра, и прекрасных творческих коллективов Республики Северная Осетия-Алания будут осуществляться разнообразные культурные проекты. Так что Дом Вахтангова будет работать и на социальную сферу, и на экономику региона, и, кстати, нами создано пятнадцать рабочих мест, что также немаловажно.

Уверен, Дом станет местом притяжения, местом силы, туристического паломничества, ведь уже сегодня все экскурсоводы останавливаются на набережной Терека и сообщают гостям Владикавказа, и я слышал это лично, что перед вами дом великого режиссера, основавшего театр в Москве... И уже сейчас от многих экскурсионных бюро мы получаем десятки заявок о сотрудничестве. Но в первую очередь этот дом – это наш исполненный долг перед Евгением Богратионовичем, ведь мы фактически спасли его родовое гнездо от разрушения, - еще лет двадцать, и он бы просто рухнул.

Мне кажется, когда музей заявит о себе, в него естественным образом начнут стекаться ручейки экспонатов и уникальных историй...

- Наверное, тем более что во многих группах Владикавказа в социальных сетях мы уже объявили, что если у кого-то есть что-либо, связанное с Вахтанговым, то театр готов это приобрести, и эти вещи займут достойное место в экспозиции.

Республика Северная Осетия-Алания едина с вами в реализации проекта?

9.jpeg
Евгений Вахтангов 

- Конечно! Если бы не было поддержки главы и в целом исполнительной власти (я говорю сейчас о Сергее Ивановиче Меняйло, о его предшественнике на посту главы Вячеславе Зелимхановиче Битарове), нам было бы гораздо сложнее сдвигать с места этот проект. Дело в том, что помимо денег, которые мы потратили за три года, а это порядка 250 миллионов рублей собственных средств театра без копейки бюджетного финансирования, - есть еще непростые вопросы административного взаимодействия, организации стройки в историческом центре города, отношений с монополистами, ресурсоснабжающими организациями, - и я очень признателен республике, что буквально по первому моему звонку власть реагировала и помогала. Понятно, что мы бы все равно добились своих целей, но сил и времени ушло бы гораздо больше. И к 30 апреля 2023 года мы бы, возможно, не открылись. Потому что победить монополиста - "Россети" - еще не удавалось никому, а нам эту "победу" удалось приблизить благодаря поддержке главы республики.

Что было самым сложным на этом пути?

10.jpg
Дом оказался в тяжелом аварийном состоянии

- Когда мы только приступили, я жутко боялся расселения, все те, кто занимался этим вопросом в Москве, пугали меня, мол, ты даже не представляешь, в какой омут ты можешь погрузиться. Но оказалось, что мы практически уложились в бюджет, который планировали, и жильцы дома оказались достаточно порядочными людьми, не выкручивали нам руки, очевидно, понимая, в каком доме они живут, и какой проект желает реализовать Театр Вахтангова, что в принципе значит для республики имя Вахтангова. Со всеми мы смогли договориться. А самым сложным был как раз момент после обследования, когда мы поняли, что сносить нужно все (!), оставив только кирпичную кладку внешних стен. Конечно, к таким масштабным проектно-строительным работам и я, и театр совершенно не были готовы. Мы же не строительный трест, не реставрационное бюро, мы все-таки театр и занимаемся совсем другим делом. Но тем не менее мы начали "вгрызаться", двигаться шаг за шагом, но, конечно, случались и моменты отчаяния, когда я приезжал, и видел только черные внешние стены, как после бомбежки, внутри только глина и зияющая дыра, а над тобой только небо Владикавказа. Но моя любимая фраза: хотеть и иметь - это делать. И мы делали два с половиной года. Да, понимали, что в первоначально намеченные сроки не уложимся, но не думали отступать. Я страшно переживал, что втянул театр в какой-то жуткий долгострой, в проектирование, в согласования, чего стоит один тот факт, что Осетия - это же сейсмозона... Я думал, лишь бы, не дай бог, не рухнул фасад!

Но мы приближали этот праздник жизни, и очень знаково, на мой взгляд, что в этом году исполнилось 140 лет со дня рождения Вахтангова, и через 140 лет Евгений Богратионович возвращается в свой родной дом.

Как город будет праздновать возвращение?

- Масштабно, как мы любим и как мы умеем. На главной площади Владикавказа будет возведена огромная сцена шириной тридцать метров, установлены два огромных медиаэкрана. Наш главный художник Максим Обрезков придумал очень интересные декорации. На эту сцену 30 апреля выйдут все артисты Вахтанговского театра, а также звезды эстрады, наши друзья - Лариса Долина, Николай Басков, Таисия Повалий, Мариам Мерабова. К нам приедет художественный руководитель Московского художественного театра имени Чехова Константин Хабенский, многие руководители региональных театров, министры культуры из разных регионов России. Все произносят только одну фразу: "Мы не имеем права пропустить такое знаковое событие в истории культуры нашей страны".

8.jpeg
Фасад дома до реставрации и после нее

Этот проект действительно уникальный, я не знаю, есть ли в России еще один театр, который может себе позволить, не попросив ни копейки у государства, по своей собственной инициативе, расселить коммунальный дом, провести все проектно-изыскательские работы, с нуля построить и создать филиал учреждения культуры. Я таких примеров не знаю - ни в музейной сфере, ни в театральной, тем более! Другое дело, если на бюджетные деньги! Но мы сделали это на собственные, заработанные театром средства. В самые сложные моменты я обращался к строителям, когда уже доходило до точки кипения: "Поймите, я не богатый москвич, который приехал сюда и строит себе дачу во Владикавказе! Мы с вами создаем объект, которым будут гордиться ваши земляки, куда будут приходить ваши друзья, дети, внуки! И они будут рассказывать, что мой отец восстанавливал Дом Вахтангова". Это магически действовало на людей, и я уверен, что и Евгений Богратионович, если есть жизнь на небесах, посылал нам лучи поддержки, потому что вмиг менялась интонация   строителей, и у реставраторов, и у чиновников, и в госэкспертизе!

"У вас в городе будет присутствовать федеральное учреждение культуры! Мы у республики не берем ни копейки денег, мы инвестируем, а не осваиваем какие-то субсидии, это деньги, заработанные трудом, потом и кровью четырехсот человек команды театра!" - при этих словах нас слышали и нам помогали.

Слава богу, что все позади, и я надеюсь, что дом будет стоять много веков, а в благодарность строителям, реставраторам, проектировщикам - все те, кто трудился на объекте, станут самыми почетными гостями торжества 30 апреля и будут находиться в вип-зоне партера. А мы будем поздравлять их со сцены, и каждый из них получит наш подарок на долгую память и автографы наших артистов, если захотят, конечно (улыбается - Авт.).

Сколько раз за это время самолет из Москвы мчал вас в Северную Осетию?

- Бывало, раз, два в месяц, но еженедельно кто-то из театра там обязательно находился, или мой заместитель, или ответственный специалист.

6.jpeg
Кирилл Крок 

Оборачиваясь на тот момент, когда смотрели на небо Владикавказа из-под полуразрушенных стен Дома Вахтангова, - что вы чувствуете сегодня?

- Я очень счастливый человек, потому что я застал это время в истории театра. На мою долю выпал очень важный для меня как директора, как человека, проект - вернуть Вахтангову дом. Я счастлив, что восемь лет назад оказался во Владикавказе, услышал эту животрепещущую историю, о которой я рассказал в начале нашего интервью, и участвовал с прекрасной командой театра в ее реализации. Я счастливый человек, мне есть чем гордиться в жизни: я не просто сидел в кресле директора Вахтанговского театра и бесконечно подписывал бумаги (улыбается - Авт.).

Фото из личного архива Кирилла Крока и Театра Вахтангова

Похожие публикации