Радио "Стори FM"
Анастасия Макеева: "Быть дивой - титанический труд"

Анастасия Макеева: "Быть дивой - титанический труд"

Беседовала Юлия Васильева

Ее называют королевой мюзиклов, дивой, звездой, и это так и есть, - но разговаривая с ней, понимаешь, что прежде всего перед тобой профессионал и огромная труженица. Играть по 37 мюзиклов "Чикаго" в месяц в течение года, владеть катаной в роли Юми-Сан в "Алмазной колеснице" и цирковой плетью в "Снах Пенелопы", летать над сценой и одновременно петь в "Вие", где она исполняет сразу три абсолютно разные партии, а еще выполнять цирковые трюки, акробатические этюды, танцевать, быть Маргаритой, Татьяной Лариной, кающейся Магдалиной, жертвенной Мерседес, возлюбленной Дракулы! Но любимым своим спектаклем Анастасия Макеева называет мюзикл Mamma mia, где ее роль - роскошная Донна Шеридан...

Вы исполняете главную роль в мюзикле Mamma mia!, который занесен в Книгу рекордов России как самое популярное шоу в истории российского театра. В чем секрет его популярности, по-вашему?

- Хотя у меня за плечами огромное количество проектов, именно этот мюзикл наиболее дорог мне: он жизнеутверждающий, позитивный, наполненный прекрасной музыкой. Пройдет сто лет, и все равно эта магическая и в то же время очень грамотная музыка группы ABBA будет "качать"! Я читала, как ABBA создавали свою музыку, - и это не только по зову вдохновения, нет, это огромный труд и выверенный математический расчет. Музыка воздействует на струны нашей души, и саунд-дизайн в кино, в различных шоу так важен потому, что с помощью определенных звуковых сигналов можно управлять эмоциями человека. Именно такая музыка группы ABBA, а в нашем мюзикле звучит 22 композиции группы, и именно поэтому она будет жить в веках. И, конечно, зрителей привлекает искрометный комедийный сюжет: у главной героини был роман всей ее жизни, он расстроился, она бросается во все тяжкие, у нее случаются еще два романа, но отношения не сложились, при этом она забеременела, не понимая при этом, кто отец ребенка. Все это вкупе с роскошным костюмированным шоу покоряет публику и заставляет танцевать вместе с артистами!

Кстати, насчет рекордов: я вхожу не только в Книгу рекордов России, но и в Книгу Гиннеса как самая молодая в мире исполнительница роли Донны Шеридан. Изначально я пробовалась на совсем другую роль, но продюсеры увидели меня в этом качестве, в итоге на сцене я выдавала свою 20-летнюю дочь замуж, при этом я как актриса была старше своей сценической дочери едва ли лет на шесть. Но, думаю, я была убедительной в роли Донны.

Mamma mia! - это очень приятные воспоминания, и я счастлива, что 4 декабря мы снова его играем. Это единственный спектакль, в конце которого зал встает и начинает двигаться, все подхватывают волну невероятного позитива, сливаясь в едином порыве, это сродни тому, как на стадионе на футбольном матче при попадании мяча в ворота зрители вскакивают, кричат "Го-о-ол!" и делают волну.

"Дракула", "Иствикские ведьмы", "Монте-Кристо", "Чикаго", "Мастер и Маргарита", "Джекил и Хайд" - какой из этих мюзиклов наиболее близок вашей душе и натуре?

- Артисты - люди жадные до ролей, нам нравится играть разное. Сегодня я Магдалина, завтра Мерседес, послезавтра я возлюбленная Дракулы, затем дерзкая тюремщица Рокси, и это прекрасно, это разные техники, разная музыка, разные партнеры, разные истории, разные жизни. Но, повторюсь, мюзикл Mamma mia! - мой самый любимый, потому что в нем много света и надежды на прекрасное будущее и на любовь.

IMG_9848.jpg

Вы рассказывали, что поначалу педагоги настойчиво требовали от вас "убирать героиню". Как это сделать, если ты по сути героиня? Сопротивлялись ли вы этому или внимали педагогам? Получается ли идти против своей органики на сцене и в жизни?

- Я училась у великого мастера Марка Захарова, и какая бы я ни была настойчивая и упертая, я понимала, когда ты идешь учиться, надо всецело доверять своему мастеру. Актерская профессия - это некая лаборатория, это эксперименты над своим сознанием, эмоциональной памятью, реакциями своего организма, изучением своего внутреннего мира. И не все бывает однозначно, много противоречивых вещей, и надо доверять учителям.

Героиня - это моя природа, и Марк Анатольевич говорил: "На природе ты всегда выедешь, и этому тебя учить не надо, тебя сама жизнь чуть-чуть подучит - влюбишься, предадут, запомнишь ощущения, посмотришь на подруг, обретешь опыт, и вот тебе и героиня, суть которой страдать, любить, отдавать". А вот расширять диапазон как артистке: быть смешной, нелепой, изучать свою и копировать чужую органику - это тоже необходимость для артиста. Одно дело, когда ты пишешь картину тремя краскам, и другое, когда у тебя семь красок, но ты умеешь, смешивая их, создавать новые оттенки и тем самым рождаешь невероятно красивые психологические картины, наделяя их судьбами своих героев, и получается неповторимый инструмент, который воздействует на психику и душу человека.

Не ловили себя на мысли, что дома продолжаете играть, - или это миф об артистах, в котором пребывают обыватели?

- Это миф, созданный в кинематографе и в книжках для того, чтобы каким-то образом отдалить людей других профессий от людей творческих, и создается впечатление, что актеры - это какие-то странные люди со странным ощущением жизни, возвышенные, тонкой организации. Да, безусловно, ты расшатываешь свою нервную систему нарочно и умышленно, наблюдаешь за ней, ставишь эксперименты над своей эмоциональностью, строишь игры разума, обманываешь себя, чтобы мозг поверил в предлагаемые обстоятельства и выдал тебе ту эмоцию, которую организм выдал бы сам, попав в подобную ситуацию. Насколько тебе это удается, это уже вопрос индивидуальной работы каждого артиста. Все берут одни и те же ингредиенты, все знают рецепт, у всех дома есть плита и кастрюля, но борщ у всех получается разный: у кого-то вкусный, у кого-то очень вкусный, у кого-то уникальный, а у кого-то не очень.

fzHO3LCHMgk.jpg

Что касается этой псевдоособенности артистов, могу сказать, что она сильно преувеличена. Артист во многом математик, и сцена - это место повышенной опасности, особенно в мюзикле, где зачастую двигаются декорации, меняется свет, меняется положение вещей на сцене. Есть очень технически сложные спектакли, например, "Вий", где я летаю, у меня цирковые трюки, и если я взлечу не с правильной точки, я могу разбиться о декорации, могу убить партнера, могу врезаться в кого-то, могу сломать себе руки, ноги, шею при приземлении, когда меня опускают лебедкой, если я при этом буду, вся такая возвышенная, только "в роли". Это огромный физический и интеллектуальный труд, мы как совы должны смотреть на 360 градусов, потому что где-то декорация может выйти из строя, остановиться или наоборот начать двигаться. Нужно быть абсолютно сконцентрированными, но при этом умудряться, одновременно держа вожжи как математик, физик или химик, от движения которого зависит, будет взрыв или нет, - наполнить это все творческой составляющей, и, уверяю, это титанический труд. У меня выпустился новый спектакль "Сны Пенелопы", где я работаю в небольшом замкнутом пространстве с партнером с гигантской плетью, которой в цирке работают с дикими животными. Если я чересчур войду в роль и ударю партнера плетью, я могу легко рассечь ему лицо! Не знаю, понравится ли этот ответ читателю, но в этом правда и огромная сложность нашей профессии.

Артист мюзикла - это синтез драматического таланта и вокального мастерства. В каком соотношении они должны находиться у актера, играющего мюзиклы?

- Я профессионал в обоих этих ипостасях. По первому образованию я музыкант, эстрадно-джазовая певица и педагог, по второму - актриса, при этом я училась на режиссерском факультете в актерской группе. Все зависит от требований: мюзикл мюзиклу рознь, "Призрак оперы" - тоже мюзикл, но там нужен оперный вокал или хотя бы крепкая оперетта, эстрадно-джазовый не подойдет. We will rock you - тоже мюзикл, но там нужно роковое звукоизвлечение. В каждом музыкальном проекте есть свои требования, и все зависит от того, чем вы обладаете. Очень мало специалистов, которые могут круто работать в разных жанрах, где-то дать и нотку народного вокала, например, в том же "Вие" у нас при первом появлении главной героини звучит песня в фольклорном стиле, а в финале, когда она превратилась в ведьму, идет уже рок! А в середине постановки надо превратиться в старую бабушку с соответствующим звучанием. Мюзикл тем и интересен, что, получая новую роль, ты стараешься развивать в себе новые навыки, свою многогранность, и это прекрасно.

Не кажется ли вам, что сам жанр мюзикла отчасти девальвирован, обесценен в силу обилия мюзиклов на российской театральной сцене?

- Обесценить жанр мюзикла невозможно. Да простят меня другие артисты, работающие, скажем, в классическом театре, это один из самых сложных, если не самый сложный жанр, потому что он требует от артиста профессиональной четкости, владения вокалом на профессиональном уровне и драматического таланта одновременно. Если в мюзикле Mamma mia! у меня не очень сложный вокал, то в "Вие" я играю старуху, девушку и мертвую ведьму, создаю три разных тембра голоса, причем в одной из арий переходя от старухи со старческим голосом на чистый тон - это очень тяжелый труд, и не каждый профессиональный певец может пользоваться такими техническими голосовыми возможностями. Плюс надо танцевать профессионально, иногда выполнять цирковые элементы, уметь очень хорошо работать с предметами - в мюзикле "Алмазная колесница" по Борису Акунину я играла Юми-сан, и надо было работать с оружием - с катаной, вести бой, выполнять акробатические номера. Ты можешь не рассчитать, и у меня такое было, - когда я вошла в состояние боя как ниндзя и буквально попала по косточке бедра артистке, рассекла ей немножко бедро, и это очень неприятная вещь, это профессиональная ошибка. И, наверное, ни в одном другом жанре не требуется такой подготовки: и сценический бой, и растяжка, и умение танцевать, делать акробатические этюды, цирковые трюки, и петь, и актерское мастерство никто не отменял - это не оперетта и не опера, где "обозначается" эмоция, не театр дель арте, - это драматический театр. Когда играешь "Мастера и Маргариту", будь добра извлечь из себя всю гамму эмоций в сценах с Воландом, с Мастером! Или Татьяна Ларина, которая умывается слезами, говоря, что другому отдана, а по-прежнему любит Онегина! Все это очень серьезная эмоциональная нагрузка вкупе с профессиональными навыками.

IMG_2019.JPG

Чтобы отличить качественный мюзикл от низкокачественного, зрителю не нужно быть критиком и обладать театроведческими знаниями: как и любое другое искусство, оно либо заходит, либо не заходит. Либо классно, круто, либо не круто.

По какому принципу вы выбираете: согласиться на ту или иную роль или нет?

- По принципу "лежит душа или не лежит", откликается или не откликается, хочу я прожить эту жизнь или нет.

Чем вы объясните такой взлет популярности музыкальных спектаклей?

- Причина взлета популярности мюзиклов проста: это удивительный жанр - одновременно и спектакль, несущий драматическую нагрузку, но при этом он очень зрелищный, это всегда яркие костюмы, танцы, элементы шоу. Например, сын моего мужа пришел на "Мастера и Маргариту", после спектакля мы его спрашиваем: "Как тебе?" - и он был поражен тем, как это круто, и захотел посмотреть остальные мои спектакли, захотел перечитать книгу, а это лучший результат для артиста - когда зритель после спектакля хочет обратиться к литературному произведению. Формат мюзикла - доступный широкой аудитории, условно говоря, "удобоваримый", в нем все динамично, экспрессивно, что соответствует запросу современного зрителя. Конечно, не все мюзиклы несут глубокую смысловую нагрузку, как, скажем, "Иисус Христос - суперзвезда", где люди плачут, испытывают катарсис, или тот же "Мастер и Маргарита" - мюзикл о возвышенной любви... Но есть и легкие мюзиклы, мюзиклы-праздники, и это тоже нужно аудитории!

Не возникает у вас желания самой выступить в роли режиссера-постановщика либо продюсера театрального проекта?

IMG_0106.jpg

- Думаю, у меня есть определенный режиссерский взгляд, но я не вижу пока себя в качестве режиссера, потому что я достаточно востребована и сильна в качестве исполнителя. Есть негласное мнение, что, если артист идет в режиссеры или педагоги, да простят меня представители этих профессий, значит его востребованность как актера упала. Все артисты амбициозные, жадные до ролей, хотят играть, воплощать, доносить до публики, и пока в тебе этот огонь горит, у тебя физически не возникает возможности заниматься постановкой.

Продюсер - это большая ответственность. Я продюсировала спектакль "Территория страсти", где играла главную роль. У нас была большая для выездного спектакля труппа - 24 человека, и скажу честно, это адский труд: быть артистом куда проще, ты пришел и твоя задача выполнить свою роль, ты можешь быть немножко ребенком, купаться в своей задаче и ни о чем ином не думать. А тут параллельно: забыли программки, опаздывает фура с декорациями, продажи тормозятся, артистов надо расселить, у исполнителей главных ролей особый райдер, который надо соблюсти, ты приезжаешь на площадку, а технический райдер не выполнен, заказчик не платит деньги. Это вырванные годы, я попробовала и решила, что несмотря на то, что я справилась, эти деньги не стоят моего стресса, и пока я все же буду заниматься своими направлениями деятельности: быть актрисой драматического и музыкального театра, телеведущей и так далее.

Как вы относитесь к слухам, сплетням, ранят они вас или перестали? Сумели обрасти защитной броней?

- Был период, когда ранили. Все мы изначально открыты как ангелы, а позднее начинаем обрастать панцирем. Я не обрастаю панцирем, но я благодарна каждому, кто сказал мне в спину дурное слово, потому что благодаря этим людям я обратилась к своему внутреннему миру и увидела его бескрайнее богатство, я пришла к Богу, стала чаще бывать в церкви, и теперь молитва - моя наилучшая защита. Кто-то страдает шопоголизмом и не может без новой сумочки Шанель, а я люблю тратить деньги в церковной лавке - покупаю книги, свечи, из всех мест, где мы с мужем бываем, а мы много занимаемся паломничеством, мы привозим иконы. Когда ты понимаешь сущность бытия, то вся мелкая суета, сплетни априори не способны тебя ранить: обидеть можно того, кто обижается, а если ты на себя не примеряешь "это платье" и видишь в этих проявлениях сугубо несовершенства мира, ты принимаешь все краски жизни. Как у природы нет плохой погоды: если выключить дождь и пасмурную погоду, земля просто умрет, ведь ей тоже надо умываться, пить, отдыхать от солнышка, а солнышко нужно для того, чтобы рождалась новая жизнь, и даже животное, умирающее в лесу, бренность его тлеющего тела дает возможность рождения новой жизни в том же лесу. Если ты понимаешь закономерности мира и природы, ты спокойно реагируешь на многое, что ранее могло ранить.

Хотели бы вы спеть, скажем, на Бродвее? И вообще, какой творческий проект мечтали бы реализовать?

DSC06822.jpg

- Если посмотреть на мою творческую биографию, можно увидеть, какой я счастливый человек, у меня был период, когда мне хотелось и того, и другого, и третьего, я с творческой завистью смотрела на другие проекты, тоже хотела исполнить эти роли, а сейчас у меня стадия, когда я, видимо, доказала себе все. Я единственная артистка в России, которая играла в мюзикле "Чикаго" в режиме от 30 до 37 спектаклей в месяц на протяжении всего театрального сезона. Даже не Бродвее играют 37 спектаклей в месяц, но вахтами: два месяца одна артистка, два месяца другая, а первая отдыхает. Но у меня был такой эксклюзивный контракт как раз с Бродвеем, который и ставил "Чикаго" в России, что я буду лицом проекта и играю без замены. Я испытала себя абсолютно во всем, во всех творческих ипостасях, я сыграла в безумном количестве проектов, и я бесконечное количество раз перевоплощалась, например, в шоу Первого канала "Точь-в-точь", примерив на себя всевозможные амплуа.

Не хочу сказать, что вот такая я "сытая", но сейчас я расслабленно плыву по течению, не двигаюсь против волны. Наверное, это связано еще и с тем, что я пришла к Богу и каждый день начинаю со слов: "Господи, пусть мой день сложится так, как ты считаешь будет для меня лучше", и, знаете, этот принцип очень круто работает. Господь дает мне то, что отвечает моим потребностям, что не вступает в конфронтацию с моим внутренним "я", творческим "я", в том числе. Поэтому я не назову роль, о которой я мечтаю, многое из того, о чем я мечтала, я уже сыграла, и уверена, впереди еще немало ролей. Я обрела семейное счастье, я строю дом, куда приезжают родители, и где нам всем вместе уютно и тепло. Я благодарна Богу за все, что со мной происходит, произошло и будет происходить.

фото: из личного архива Анастасии Макеевой

Похожие публикации

  • Александр Васильев: «Перестаньте быть зависимыми от мужчин!»
    Александр Васильев: «Перестаньте быть зависимыми от мужчин!»
    В жизни практически каждой женщины наступает момент тревоги по поводу своего возраста. Дамы сетуют на морщины, «поплывшую» фигуру и невнимание мужчин. Как преодолеть возрастные трудности и продолжать радоваться жизни? О женских проблемах беседуем с Александром Васильевым, историком моды, телеведущим, коллекционером, экспертом в сфере красоты и стиля
  • Лия Ахеджакова: изображая жертву
    Лия Ахеджакова: изображая жертву
    Лие Ахеджаковой, актрисе совершенно особенной, начинавшей в театре как травести, с пионэров (как произносила это слово Раневская) и зверушек, которых ей приходилось изображать почти 20 лет, пока ее не заметили серьезные режиссеры, исполнилось 84
  • Алексей Рыбников, великий «авантюрист»
    Алексей Рыбников, великий «авантюрист»
    О чём пишет настоящий композитор? О Боге. О вере. О любви. Такая вот традиция, ещё со времён лейпцигского кантора Себастьяна Баха. К чему это высокопарное вступление? А к тому, что Алексею Львовичу Рыбникову исполнилось 77 лет