Радио "Стори FM"
Инга Оболдина: "Люблю роли со сложной кардиограммой"

Инга Оболдина: "Люблю роли со сложной кардиограммой"

Беседовала Юлия Васильева

Инга Оболдина открывает нам свои новые грани - по ее сценарию снят фильм, она выпустила свой первый актерский курс магистратуры, а еще актриса выступает режиссером возобновленного спектакля "По особым случаям" в Театре Антона Чехова. Наш разговор - о творческих и жизненных амплуа любимой актрисы.

Инга, у вас два красных диплома - режиссерский диплом института культуры и искусств и актёрский диплом ГИТИСа, мастерская Фоменко. Вы перфекционист? "Перфекционизм", по-вашему, равно "профессионализм"?

- Профессионализм, как мне кажется, есть закономерный перфекционизм. Хочется все делать, выкладываясь на сто процентов. Большое счастье, когда твое хобби, твое любимое дело становится твоей профессией, и ты за это еще и получаешь зарплату! Люди платят деньги за билеты, они хотят видеть качество, и ты должен его им обеспечить. Я полнейший перфекционист во всем, что касается профессии, и не всем это нравится, конечно, но я остаюсь в тех командах, для которых это тоже закон.

Вы как-то сказали: "Я устала от женских историй в духе «люблю-не люблю», «брак-измена». Иногда кажется, что женщина у нас больше ничем не озабочена, нет у нее никаких экзистенциальных кризисов". Этому интервью несколько лет. Ситуация с тех пор изменилась или на повестке темы все те же?

- Ничего не поменялось в принципе. Хотя сейчас у меня появилось несколько проектов - театральных, кинематографических, где все-таки женщина-героиня меняет судьбу, траекторию жизни. Пока не буду называть эти проекты, потому что все еще в процессе, да и время непростое и загадывать - неблагодарное дело. Но ведь и "обычные" женские истории бывают разными: есть персонажи с судьбой, а есть номинальные назывательные образы - скажем, "злодейка" или "сахарная" героиня, в которых присутствует одна краска и на этом все. А хочется ролей с перипетиями, с контрапунктом, от взлета к падению, как в жизни. Любой актрисе хочется сценариев со сложной кардиограммой роли.

...Когда мне остро не хватало "умных" женских сценариев, я написала свой - "Мот Нэ. Чужая". Это история сильной, успешной и в личной жизни, и в карьере женщины, которая попадает в ситуацию полного обнуления, судьба забрасывает ее далеко в тайгу, и ей нужно учиться жить заново... Сейчас по сценарию снят фильм - посмотрим, что получилось.

В этом смысле "По особым случаям" в Театре Антона Чехова - это именно такой материал, с невероятным перепадом настроения: от слез к смеху, от удивления к негодованию, по-моему, в нем собраны все эмоции, которые свойственны человеку. Это редкий спектакль, когда на наших глазах люди проживают жизнь, на наших глазах развиваются все пиковые точки этой семьи - развод, снова вместе, потеря, обретение друг друга... Здорово, когда зал движется за нами по этой эмоциональной кривой. Идет взаимообмен: обратные эмоции из зала дорогого стоят! Это, пожалуй, самый сложный мой спектакль, в котором мы играем вдвоем с великолепным партнером Егором Дроновым. Работа с ним - настоящее ПАРТНЕРСТВО, где всегда возможна импровизация. И, кстати, тема спектакля вполне обычная - житейская, одна из тех, что прозвучали в вашем вопросе, но то, как это срежиссировано, делает эту историю объемной, не просто историей встречи и расставания.

2.jpg

После спектакля многие зрители писали нам, приходили за кулисы, рассказывали, что они, посмотрев "По особым случаям", передумали разводиться! Это же здорово! В каком-то смысле получается "лечебный" спектакль. У зрителей во время спектакля есть возможность посмотреть на себя со стороны, совершить экскурс в траекторию своей жизни, наблюдая за тем, как герои сначала расстаются навсегда, но вскоре понимают, что не могут друг без друга.

Конечно, нет общего рецепта семейной жизни, каждая семья - это особый организм, и наш спектакль - это вариант развития событий: во что могут вылиться семейные ссоры и разрывы.

Диапазон созданных вами на сцене и в кино характеров очень широк - от надсмотрщицы женской колонии в фильме "Жги", ставшей звездой, до Маты Хари, от Мышки в "Небо. Самолет. Девушка" до Валентины в спектакле «30-го Мая»... Но все же какая из огромного множества ваших ролей наиболее близка вам лично?

- Каждая роль в принципе - это я в предлагаемых обстоятельствах, просто обстоятельства абсолютно разные - и героини соответственно разные, но так или иначе это я, ведь и во мне столько всего намешано! Поэтому ты примеряешь обстоятельства, которые предлагают тебе пьеса или сценарий, и понимаешь логику этого человека. Каждый актер - адвокат своей роли, не бывает глупых персонажей, есть логика поведения, поэтому человек может быть нелепым, не бывает злых персонажей, бывают персонажи гневные. Гнев - это большое чувство, а злость мелкое. Нужно разобраться, в чем корни гнева, в чем правда героини (героя), и сразу персонаж становится объемным, живым, понятным, а не просто отрицательным героем.

3.jpg
Сцена из спектакля "30-го мая"

Я не могу назвать любимую роль - в каждой я нахожу то, что мне интересно, начинаю строить эту историю, это как создавать новый рисунок для художника, новый проект или стиль для архитектора. Драматургия задает тебе каждый раз новую историю, новый жанр. Каждая роль - это приключение, в которое я всегда пускаюсь с удовольствием. Каждая моя героиня - это чуть-чуть я и совсем не я. А в фильме "Жги", который вы упомянули, это совсем не я, что и ценно для меня в театре и кино. "Перевертыши", парадоксы, повороты в роли, когда ты начинаешь надсмотрщицей в колонии, а превращаешься в прекрасную Золушку. Это как в жизни, мы плачем и тут же смеемся, можем быть безобразны в каких-то моментах, а потом оказываемся прекрасными в других своих проявлениях.

Вы выступили режиссером возобновленного спектакля "По особым случаям". Изменится ли постановка, появится ли что-то новое в ней?

- Этот спектакль восстанавливается спустя время, мы многое поменяли и в мизансценах, и в костюмах, и в музыке, появились новые решения сценографии. Думаю, что спектакль, который мы играли не так много, как хотелось бы, обретет новую жизнь.

В каких ситуациях Инга Оболдина мягкая и нежная натура, а когда "остра" и категорична?

1.jpg
С дочкой Кларой
- Конечно же, мягкая и нежная я для домашних, для своих - для мамы, для папы, для Кларочки, моей дочки.

В профессии я могу быть разной, но, когда я оказываюсь в команде профессионалов и мне не нужно держать удар, закрывать дыры, прорехи, тогда я абсолютно не проявляю категоричности, только радуюсь... И сейчас таких проектов, к счастью, все больше. Театр Антона Чехова, с которым я сотрудничаю уже восемнадцать лет, - это команда профессионалов, и его бессменный художественный руководитель Леонид Григорьевич Трушкин - это профессионал с большой буквы, у которого я учусь, чье мнение о том, как я играю, всегда было и будет важно для меня. Он, кстати, стопроцентный перфекционист!!! Поэтому я так долго в этом театре (улыбается - Авт.).

Связываете ли вы свое будущее с профессией режиссера, планируете ли делать режиссерские работы?

- Особенных режиссерских амбиций у меня нет, хотя я ставила детские спектакли, снимала короткометражки, опять же выпустила актерский курс магистратуры в Новой школе МХАТ.

Это был интересный опыт и мне повезло с талантливыми педагогами и студентами на курсе, но пока мне интереснее существовать как актрисе. Тем более что мне везет с режиссерами, это всегда творческие тандемы и сотворчество. А дальше - посмотрим...

У нас сейчас, к сожалению, каждый третий режиссер. А ведь режиссер - это прежде всего разбор драматургии, сценария, умение разобрать так, чтобы было понятно, почему так движутся персонажи - от события к событию, выстроить логику внутри истории - не ту линейную, заданную драматургом, а отыскать и показать: что за этой фабулой? Про что история, зачем? Даже в одной сцене может быть несколько поворотов - и все это выстраивает режиссер! Трушкин это делает великолепно, и когда мы с Егором пришли на первую репетицию спектакля "По особым случаям", то оба были не в восторге от пьесы, она циклична, и в этом есть предсказуемость. Но Трушкин вдруг сделал такой потрясающий разбор каждой сцены как нового витка жизни и отношений героев, что стало невероятно интересно играть, пройти по всем ступеням заданной им партитуры - в этом азарт актера. Поэтому в Театре Антона Чехова не бывает "зеленых" спектаклей, когда актер отрывается, бросает партитуру и делает что хочет. Не хочется бросать партитуру, понимаете! Юмор и драматизм рождаются от того, как выстроены фразы, мизансцены, сцепки между партнерами. И это, конечно, актёрский кайф...

Были ли в вашей жизни моменты, когда опускались руки, и что помогало поднять их снова и подняться самой? Какие ваши личные точки опоры?

- Конечно, были такие моменты. Я же живой человек. Но у меня есть Вера, Храм... Я думаю, когда в жизни наступает тупик или нам кажется, что тупик, важно не "биться головой" в закрытую дверь, а отпустить ситуацию, оглядеться и, может быть, рядом откроется другая дверь, и это окажется кратчайший путь к желаемому, или вдруг станет ясно, что не о том ты мечтал, а настоящий твой путь вот только сейчас стал понятен. Это я так красиво говорю, но прийти к этому мне было очень непросто.

Банальная история моего поступления в ГИТИС. Я очень переживала, что опоздала на вступительные экзамены и не поступила, а через год оказалась на курсе гениального мастера Петра Наумовича Фоменко, и. если бы год назад мне сказали, что я зря рыдаю, отчаиваюсь, я бы не поверила, но через год появилась лучшая стезя из всех возможных. И это только маленький, детский пример из жизни.

Фото: Александр Иванишин, PR-агентство "Три сестры". Локация: отель StandArt


Похожие публикации

  • Билли Уайлдер: Легкое дыхание
    Билли Уайлдер: Легкое дыхание
    Билли Уайлдер был известен в СССР как режиссер фильма «В джазе только девушки» - да и то… Кто помнит имена режиссеров? Этот шедевр – как говорится, неувядаемый, – до сих пор помнят благодаря Мэрилин Монро, живого воплощения Эроса, с каким советский зритель столкнулся, наверно, в первый раз в жизни
  • Великий питерский сирота
    Великий питерский сирота
    Никита Михайловский - отсвет тех лет, которыми кончилась целая эпоха. Не только потому, что он сыграл роль в картине, ставшей хрестоматийной, но и потому, что нашёл способ выживать во времена всеобщей неустойчивости
  • Бертран Блие: Человеческая комедия
    Бертран Блие: Человеческая комедия
    Бертрану Блие исполняется 83, хотя многие – из тех, что видели его фильмы – бывают поражены его возрастом «патриарха»: кажется, что этот легкий, остроумный человек будет вечно молодым