Радио "Стори FM"
ОСКАР-2024: Достойных много, как никогда

ОСКАР-2024: Достойных много, как никогда

Автор: Григорий Симанович

Вот уж который раз накануне оскаровской церемонии кратко обозреваю для STORY работы основных претендентов и пытаюсь угадать победителей в наиболее престижных номинациях. И всякий раз заранее тянет на кокетливую, игривую рифмочку «Sorry, STORY» и на трусливую отговорку для читателя, мол, я-то уверен, но кто знает, что придет в головы непредсказуемому синклиту американских академиков.

И даже придуманная мною, традиционно используемая форма «этот получит, а я бы дал другому» не спасает от странного чувства ущербности, когда награждают «Оскаром» кого-то внезапно третьего. (Впрочем, не без гордости вспоминаю, что большинство предыдущих прогнозов моих оправдывалось!)

Но на этот раз вообще никакой заведомой неловкости и неуверенности почему-то не испытываю. Готов сыграть в эту «угадайку» без комплексов и колебаний, невзирая на то обстоятельство, что нынешний конкурс в главных номинациях чрезвычайно сильный по составу участников, и действительно достойны высших наград, на мой взгляд, чуть ли не все.

Итак, 10 марта, театр «Долби» в Голливуде. Ведущий Джимми Киммел, комик, в четвертый раз эту роль исполняющий.

Соревнование пройдет по 10 основным категориям и 13 другим. Разумеется, не собираюсь касаться всех и даже из основных попробую взвесить шансы на победу за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшую мужскую и женскую роли, в том числе и второго плана.     

Пройдемся же сразу по списку номинантов на «Оскар» за лучший фильм. Здесь же обнаружится большинство всех прочих возможных счастливцев, которым рискну предречь высший успех – они выделены шрифтом. 


АМЕРИКАНСКОЕ ЧТИВО

Кино про чернокожего писателя Телониуса, автора серьезных романов о расовых противоречиях и проблемах афроамериканцев. Автор на излете творческого драйва и популярности. И вдруг приходит успех. Оглушительный, подкрепленный огромным гонораром, который именно сейчас спасительно необходим. Но два обстоятельства накладывают трагикомический отпечаток на этот поворот судьбы: книжка совершенно выпадает из разряда серьезной литературы, нарочито и успешно потакая вкусам массового читателя, а автор ее проходит под псевдонимом «Монк», то есть с Телониусом читатель ее не связывает. Отсюда весьма забавные ситуации. Не говоря уж о скандально нецензурном названии романа. Но фильм не просто забавный, но местами очень смешной. Не просто серьезный, но довольно проблемный и острый, с актуальным социально-философским подтекстом. Не просто живой и жанрово тонкий, но и трогательный, по хорошему сценарию, с превосходной главной ролью Джефри Райта, заслуженно номинированного за нее на «Оскар».


АНАТОМИЯ ПАДЕНИЯ

На картину француженки Жюстин Трие уже обрушился такой поток международных наград, в том числе «Золотая пальмовая ветвь» Канна, что редкие робкие голоса, не звенящие восторгом, возможно воспринимаются поклонниками фильма как бравада, выпендрёж или прискорбная глухота к прекрасному. Рискуя оказаться в этом позорном перечне, признаюсь: в целом не потрясен, не восхищен, не очарован. Да, это крепкое, хорошее кино, отдельные эпизоды которого мало кого оставят равнодушным. Они связаны с душевными терзаниями мальчика, юного героя драмы, на котором тяжко, болезненно отразился кровавый (в конечном счете) конфликт родителей. Они «срабатывают» неслабо, когда мы пытаемся осознать, угадать, почувствовать степень вины главной героини в разыгравшейся трагедии, тем более, что сюжет имеет отчетливую детективную составляющую. И да, роль этой женщины, потерявшей (или убившей?) мужа, сыграна без преувеличения великолепно одной из фавориток сегодняшнего европейского и мирового кино, немецкой актрисой Сандрой Хюллер – она же претендентка на «Оскар». Но мне лично этот фильм куда больше рассказал, чем показал, становился внезапно скучен, уводил от сюжета в дискуссионную тематику феминизма, приоритета семейных ценностей над личностными творческими устремлениями, что обсуждалось долго и навязчиво. Еще раз подчеркну: исключительно субъективное восприятие.   


БАРБИ

На январь 2024 года фильм «Барби» собрал 636,2 млн долларов в США и Канаде и 809,4 млн долларов на других территориях, общие мировые сборы превысили 1,446 млрд долларов. Сборы значительно превзошли ожидания и установили рекорд для всех фильмов, не являющихся сиквелами, ремейками или кинокомиксами.

Я сходу привел данную справку, чтобы немедленно и гордо заявить: если бы я купил билет на это представление, то пожалел бы, что внес свой вклад в рекордные сборы от такого зрелища. Слава богу, смотрел на видео. Не сквалыга, поверьте. И не потратился. Но выдержать два с половиной часа мне удалось с величайшим трудом. Несмотря на то, что фильм ну, очень красивый, снят режиссером ГРЕТОЙ ГАРВИГ с фантастическим мастерством, изысканно, с революционной творческой смелостью (но именно в режиссерскую номинацию она, как ни странно, не попала!) – лично для меня визуальными эффектами его достоинства и ограничиваются. Нет, пожалуй, еще РАЙАН ГОСЛИНГ заслуженно выдвинут на лучшую мужскую роль второго плана. Очень люблю этого актера.


ОСТАВЛЕННЫЕ

Грустная, нежная, камерная история о троих неудачниках, вынужденных провести рождественские каникулы в кампусе школы-интерната, в то время как ученики и учителя разъехались по семьям, по городам и весям. Преподаватель античной истории Пол Ханэм, нудный и меланхоличный, вредный и вечно придирающийся к своим подопечным. Старшеклассник Талли, умница и бунтарь, не получивший от матери разрешения уехать. Чернокожая повариха Мэри, чей сын воюет во Вьетнаме (действие происходит в 70-е годы). Вот уж воистину пример непритязательного, лишенного каких-либо штучных эффектов, удивительно теплого кино, обращенного к характерам, к внутреннему миру персонажей и интересного, обаятельного и трогательного чуть ли не в каждом эпизоде. Здесь тонко прочерчены траектории, по которым находят или хотя бы пытаются понять друг друга столь непохожие, но сведенные обстоятельствами и одиночеством люди. Превосходный сценарий плюс замечательная работа ПОЛА ДЖАМАТТИ (преподаватель), плюс покоряюще привлекательный образ поварихи Мэри (ДАʼВАЙН ДЖОЙ РЭНДОЛЬФ) не оставляют сомнений в том, что фильм известного режиссера Александра Пейна абсолютно правомерно претендует на статуэтку.


УБИЙЦЫ ЦВЕТОЧНОЙ ЛУНЫ

МАРТИН СКОРСЕЗЕ, РОБЕРТ ДЕ НИРО, ЛЕОНАРДО ДИ КАПРИО – эти имена гордо фигурируют в титрах более чем трехчасового повествования о жадных и безжалостных негодяях, коварно и методично убивающих индейцев племени осейджей, чтобы завладеть богатствами их нефтеносной земли. Исторически достоверная версия событий в Оклахоме в конце 19-го века, которую режиссер и актеры попытались возвести в ранг вечных нравственных установок и художественных метафор: зло ищет доверчивых и слабых, малые народы должны быть защищены, человеческая алчность разрушительна и наказуема, справедливость рано или поздно восторжествует и т.д. И получилось. Удалось. Как удавалось этому звездному составу во главе со Скорсезе почти все, за что брались. Но чтобы убедиться в этой художественной победе, лично мне потребовалось немалое терпение. Ибо фильм долгий. Очень долгий. Слишком долгий. И, по-моему, неоправданно. Впрочем, Скорсезе давно в стандартном хронометраже не снимает. Великий, имеет право.  

                                   

МАЭСТРО

Байопик, история взлета, творческих и любовных терзаний выдающегося композитора и дирижера Леонарда Бернстайна, известного всему миру как минимум по музыке к «Вестсайдской истории». Маститый голливудский актер БРЭДЛИ КУПЕР отлично сыграл главную роль и выступил в качестве режиссера. Конфликт в сюжете, как и в самой жизни Бернстайна, раскрыт отчетливо, но выглядит не слишком драматично, что несколько снижает градус фильма: фанатичная преданность музыке, творчеству, радостное и безоглядное ей служение – доминанта, но неодолимое гомосексуальное влечение приходится (и удается) почти всю жизнь успешно сочетать с любовью и преданностью жене, известной актрисе Фелиции Монтеалегре (КЭРИ МАЛЛИГАН), от которой трое детей. Впрочем, она шла на этот компромисс, безмерно любя и ценя своего гениального супруга, поэтому действительно душераздирающая драма разразилась лишь в сценах ее болезни и их расставания навечно. Замечу сразу, что собственно актерские достижения фильма выглядят куда убедительнее, чем картина в целом. А еще есть все основания предположить, что фильм не появится на российских больших экранах в обозримом будущем. О причинах догадаться не трудно.


ОППЕНГЕЙМЕР

Фильм-фаворит, лидер, триумфатор, если учитывать все предварительные призы, награды и, собственно, количество номинаций на «Оскар» - их аж 13. История человека, которому принадлежит великое и ужасное научное изобретение: ядерная бомба. Череда грандиозных озарений и успешных экспериментов, даривших Оппенгеймеру самоощущение национальной и всечеловеческой значимости (что может быть упоительнее!) сменяется жестоким нравственным кризисом, болезненным разладом с самим собой, а потом и тяжкими испытаниями, которые обрушила на него политическая и научная среда в его же стране. Масштабная (три с лишним часа идет) историко-политическая, философская и социально резонирующая драма поставлена КРИСТОФЕРОМ НОЛАНОМ и сыграна целой когортой замечательных актеров, но в безусловном художественном приоритете – КИЛЛИАНОМ МЁРФИ. Его Оппенгеймер – большая творческая победа популярного артиста. В номинациях, где попытаюсь угадать победителей, значатся РОБЕРТ ДАУНИ-мл. (Льюис Штраус, участник атомного проекта) и ЭМИЛИ БЛАНТ (жена).  


ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ

Корейская девочка в 12 лет переехала с родителями в Канаду. А корейский мальчик, ее ровесник и лучших друг, ее детская любовь, остался. По прошествии многих лет она обнаруживает уже взрослого Хэ-сона в социальной сети. Они какое-то время в контакте, но время берет свое: общение сходит на нет, она выходит замуж и… Спустя годы он оказался в Нью-Йорке, и они встретились. Все, больше об этом фильме здесь говорить не стоит. Не потому что хочу избежать спойлера, а по той причине, что аскетичный, совершенно, казалось бы, банальный сюжет превращен режиссером-дебютантом (или, как сейчас говорят, режиссеркой) Селин Сон в нежнейшее, безумно трогательное кино о любви, непреходящей, побеждающей нещадное испытание разлукой, но уступающей порой и жизненным обстоятельствам и внутреннему выбору человека, определившему свой путь и не готовому свернуть с него. Для меня этот фильм самый чувственный, самый светлый, грустный и волнующий из всех, представленных на «Оскары» этого года.


БЕДНЫЕ-НЕСЧАСТНЫЕ

Второй по числу номинаций претендент из оскаровского списка этого года. Лично мой фаворит, наиболее полно отражающий мои субъективные представления о высоком киноискусстве как синтезе уникального авторского почерка, искусного владения жанровыми сопряжениями и, полагаю, достаточно внятными для значительной части зрителей сюжетной конструкцией, идеями и смыслами. Это фантастика в ретро-стиле, отчетливо отсылающая и к «Франкенштейну», и к Герберту Уэллсу, но и к более поздним футуристическим произведениям литературы и кино. Главной героине Белле, покончившей самоубийством, гениальный до безумия ученый Годвин пересаживает мозг ее неродившегося, но еще живого ребенка. И выдающийся (всегда его таковым считал!) режиссер ЙОРГОС ЛАНТИМОС отправляет Беллу по дороге эволюции от девочки с сознанием и походкой малого ребенка - через взросление и постижение своей физической, сексуальной, интеллектуальной функции - к утверждению себя как зрелой и независимой женщины, реализующей право быть таковой в самом современном по звучанию и смыслу значении слова. Ее сыграла ЭММА СТОУН («Ла-Ла Ленд», «Фаворитка» и много других фильмов). По предположению авторитетного кинокритика Антона Долина, эта работа останется вершинной для актрисы, лучше ей уже вряд ли сыграть. Согласен: ей почти невозможно будет превзойти саму себя, ибо роль сыграна просто гениально. Посмотрим… В этом же фильме высшее актерское мастерство продемонстрировал МАРК РУФФАЛО – с его персонажем в фильме связаны наиболее забавные, тонко гротесковые, сатирически окрашенные эпизоды.

 

ЗОНА ИНТЕРЕСОВ

Фильм о милом местечке в «уютном», через стенку, соседстве с одним из самых жутких концлагерей фашистского рейха – Освенцим. Тут мирно обитают, заботятся о детишках своих, обихаживают сад, играют и развлекаются. Хозяина этого особняка, коменданта «Аушвица» Рудольфа Гёсса и его жену Хедвиг порой немного раздражают крики и нехорошие запахи из-за стены, но это же не повод отвлекаться от приятных забот и безмятежного времяпрепровождения. Режиссер Джонатан Глейзер поставил фильм, в некотором отношении куда более страшный и шокирующий, чем многие ленты о Холокосте с натуралистичными, хоть и вполне достоверными сценами пыток и казней узников фашизма. Перед нами персонажи, имеющие исторические прототипы. Их умопомрачительное безразличие, холодная отстраненность от тысяч мучимых и зверски уничтожаемых узников показана как естественное, органичное состояние, как норма их бытия, как нечто не противоречащее их представлениям о морали, нравственности, ценностных категориях. Это сильнейшая картина, заслуженно получила немало высоких фестивальных наград. Она вызывает аллюзии и с некоторыми современными явлениями, наблюдаемыми в разных слоях населения в разных странах, где абсолютные ценности человеческой жизни и пагубности войн сводятся к пустым декларациям.     

                         

Это был краткий экскурс по номинациям на лучший фильм. Пять из этих работ претендуют и на высшую режиссерскую награду. Вот они:

• Жюстин Трие — «Анатомия падения»

• Мартин Скорсезе — «Убийцы цветочной луны»

• Кристофер Нолан — «Оппенгеймер»

• Йоргос Лантимос — «Бедные-несчастные»

• Джонатан Глейзер — «Зона интересов»

 

Претендентов на лучшую мужскую роль я уже упомянул, но повторю: Бредли Купер, Пол Джаматти, Киллиан Мёрфи, Джеффри Райт и неназванный еще Колман Доминго, хорошо сыгравший в весьма, по-моему, посредственном, но политически важном для великой американской идеи расового равенства фильме «Растин».

Из женщин – номинанток на лучшую главную роль называл Эмму Стоун, Кэри Маллиган и Сандру Хюллер. Еще две исполнительницы – Лили Гладстоун и Аннет Бенинг. Первая пока мало кому известна, но отхватила в этом году аж две шикарные награды – «Золотой глобус» и премию Гильдии американских актеров. Обе за роль женщины из племени осейджей у Скорсезе в «Убийцах цветочной луны». Многообещающее актерское дарование Лили в немалой степени зиждется и на прекрасных внешних данных, на удивительных глазах, исполненных глубины и какого-то покоряющего женского достоинства. Аннет Бенинг убедительно сыграла Дайяну Найед в одноименном фильме о феноменальной пловчихе, сумевшей в 64 года преодолеть дистанцию в 173 километра от Кубы до Флориды.

Ну вот, а теперь – мои «ставки» в традиционной уже форме: кому вручат «Оскар», и кому бы вручил автор, посмотревший названные работы.

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ - «ОППЕНГЕЙМЕР». И я того же мнения.

ЛУЧШИЙ РЕЖИССЕР - КРИСТОФЕР НОЛАН.

Я бы вручил эту статуэтку ЙОРГИСУ ЛАНТИМОСУ за «Бедных-несчастных»

ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ – КИЛЛИАН МЕРФИ

Мой выбор – Пол Джаматти («Оставленные»)

ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ – ЭММА СТОУН («БЕДНЫЕ- НЕСЧАСТНЫЕ»)

Я двумя руками «за»!

Дальше куда сложнее, но попробую…

ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА –

РОБЕРТ ДАУНИ-мл. («Оппенгеймер»)

Мой выбор – Марк Руффало («Бедные-несчастные»

ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА –

ДАВАЙН ДЖОЙ РЕНДОЛЬФ (повариха из «Оставленных»). И я бы вручил ей.

И в качестве «довеска», хоть не обещал, попробую угадать обладателя «Оскара» за лучший оригинальный сценарий. Сдается мне, не смогут обойти ЖЮСТИН ТРИЕ за «АНАТОМИЮ ПАДЕНИЯ», но я бы вознаградил СЕЛИН СОН ЗА «ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ».

Что ж, 10 марта узнаем результаты. Увы, не из телетрансляции в России. Ее не ожидается. Поможет интернет.

фото: unsplash.com



Похожие публикации

  • «Бедные-несчастные»: Ужасы нашего городка
    «Бедные-несчастные»: Ужасы нашего городка
    «Бедные-несчастные» (Poor Things можно, наверно, и так перевести), новый фильм Йоргаса Лантимоса, греческого режиссера из когорты «новых странных», триумфально идет по миру. В России его смотрят на платной платформе, а вот кинопроката, боюсь, не предвидится (что никому не помешает в эпоху Интернета)
  • «Оскар»: Рубен Эстлунд - малый не промах
    «Оскар»: Рубен Эстлунд - малый не промах
    «Треугольник печали» шведа Рубена Эстлунда, каннского фаворита, пополнившего список режиссеров, дважды осененных Золотой пальмовой ветвью (он стал девятым по счету за всю историю кино), выдвинут еще и на Оскар, результаты которого вот-вот объявят.
  • «Оскар»: Завораживающее членовредительство
    «Оскар»: Завораживающее членовредительство
    Фильм «Банши Инешерина» режиссера Мартина Макдонаха, выдвинутый на Оскар, относительно недавно появился в свободном доступе. И наряду с «Треугольником печали» Рубена Эстлунда вполне может сорвать джек-пот, у него много поклонников