Вначале поясню, что такое «исходящий реквизит». Ну, например, в фильме «Чапаев» - в сцене, когда красный полководец посредством картофелин показывает неразумным Петьке и Фурманову, где именно должен стоять командир, - исходящим реквизитом была картошка. В режиссерском сценарии так и значилось «картофель-5 кг»
Вы спросите, зачем такая куча картошки, когда в кадре всего несколько корнеплодов. Отвечу вопросом на вопрос - а почему съемочной группе не полакомиться дармовой картошкой?
Зиновий Гензер, замечательный второй режиссер, на съемках одного фильма, где снимался эпизод «крестьяне на пароме», каждый вечер садился писать отчет в бухгалтерию.
Отчет выглядел приблизительно так: «На съемках парома во время репетиции упал в реку баран (сметная стоимость 50 рублей)». Администрации пришлось ввести в кадр другого барана, который благополучно отснялся в эпизоде, но после окончания съемок точно так же совершенно случайно утонул. Бараны в этом случае были реквизитом, который «изошел» на шашлыки, которые Зиновий умел гениально жарить, а съемочная группа с аппетитом этот шашлык лопала. И работники бухгалтерии - тоже. Тем не менее эти работники утром неизменно просили отчета о живом (правда недолго) реквизите, и Гензер, ковыряя в зубах, снова писал: «В водах реки за время съемок утонули пять баранов...»

Кадр из фильма «Чапаев»
Ну вот, теперь вы приблизительно знаете, что такое «исходящий реквизит». В сценарии одного исторического фильма была тщательно выписана сцена, происходившая в шикарном Петербургском ресторане. Сценарист, видимо, страдая недоеданием, подробно описал копченых осетров, поросят с ананасами, трюфели и т.д.
В павильоне «Мосфильма» была выстроена декорация - бог знает на каких тайных складах отыскали дефицитные яства и привели одетую в костюмы XIX века массовку. Не успели артисты по разу пройти сцену, а оператор только приступил к установке света, как столы …опустели. Директор долго и грубо отчитывал массовку, те виновато молчали, украдкой вытирая губы кружевными оборками костюмерных платьев.
Съемку пришлось отменить. На следующий день всё повторилось. К моменту команды «Мотор!» на столах сиротливо стояли пустые блюда и несколько одиноких икринок в вазах. И тогда директор фильма решился на коварный шаг. Он распорядился полить «исходящий реквизит» касторкой. Помощники режиссера послушно облили это великолепие горькой гадостью.
Третий день съемок обещал быть удачным. Режиссер обстоятельно репетировал с актерами, оператор живописно освещал бронзовые канделябры, а участников массовки держали до поры до времени в коридоре. Когда все было отрепетировано, в павильон пригласили массовку. Все уселись за столики, зажглись свечи, запели цыгане, актеры плавно вошли в свои образы...
Увы, через пять минут им пришлось выйти из образов обратно, а работу прервал вопль директора: «Что вы наделали!? Вы опять все сожрали?!» Действительно, столы вновь были пусты... А участники массовки, путаясь в длинных платьях и сминая фраки, ринулись к туалету. Директор отменил съемку, срочно вызвал сценариста и приказал переписать сцену.
В уже готовом фильме зрители увидели отдельный кабинет ресторана, где-то за стеной доносились надрывные цыганские романсы, а герои фильма выясняли свои отношения, попивая кофе их старинных чашек.
Но директору фильма не простили и при каждом удобном случае поливали касторкой его диетические котлеты, которые он брал в мосфильмовской столовке…
фото: Советский экран/FOTODOM