Радио "Стори FM"
Ганна Слуцки: Стремительно исходящий реквизит

Ганна Слуцки: Стремительно исходящий реквизит

Вначале поясню, что такое «исходящий реквизит». Ну, например, в фильме «Чапаев» - в сцене, когда красный полководец посредством картофелин показывает неразумным Петьке и Фурманову, где именно должен стоять командир, - исходящим реквизитом была картошка. В режиссерском сценарии так и значилось «картофель-5 кг»

Вы спросите, зачем такая куча картошки, когда в кадре всего несколько корнеплодов. Отвечу вопросом на вопрос - а почему съемочной группе не полакомиться дармовой картошкой?

Зиновий Гензер, замечательный второй режиссер, на съемках одного фильма, где снимался эпизод «крестьяне на пароме», каждый вечер садился писать отчет в бухгалтерию.

Отчет выглядел приблизительно так: «На съемках парома во время репетиции упал в реку баран (сметная стоимость 50 рублей)». Администрации пришлось ввести в кадр другого барана, который благополучно отснялся в эпизоде, но после окончания съемок точно так же совершенно случайно утонул. Бараны в этом случае были реквизитом, который «изошел» на шашлыки, которые Зиновий умел гениально жарить, а съемочная группа с аппетитом этот шашлык лопала. И работники бухгалтерии - тоже. Тем не менее эти работники утром неизменно просили отчета о живом (правда недолго) реквизите, и Гензер, ковыряя в зубах, снова писал: «В водах реки за время съемок утонули пять баранов...»

5.jpg
Кадр из фильма «Чапаев»

Ну вот, теперь вы приблизительно знаете, что такое «исходящий реквизит». В сценарии одного исторического фильма была тщательно выписана сцена, происходившая в шикарном Петербургском ресторане. Сценарист, видимо, страдая недоеданием, подробно описал копченых осетров, поросят с ананасами, трюфели и т.д.

В павильоне «Мосфильма» была выстроена декорация - бог знает на каких тайных складах отыскали дефицитные яства и привели одетую в костюмы XIX века массовку. Не успели артисты по разу пройти сцену, а оператор только приступил к установке света, как столы …опустели. Директор долго и грубо отчитывал массовку, те виновато молчали, украдкой вытирая губы кружевными оборками костюмерных платьев.

Съемку пришлось отменить. На следующий день всё повторилось. К моменту команды «Мотор!» на столах сиротливо стояли пустые блюда и несколько одиноких икринок в вазах. И тогда директор фильма решился на коварный шаг. Он распорядился полить «исходящий реквизит» касторкой. Помощники режиссера послушно облили это великолепие горькой гадостью.

Третий день съемок обещал быть удачным. Режиссер обстоятельно репетировал с актерами, оператор живописно освещал бронзовые канделябры, а участников массовки держали до поры до времени в коридоре. Когда все было отрепетировано, в павильон пригласили массовку. Все уселись за столики, зажглись свечи, запели цыгане, актеры плавно вошли в свои образы...

Увы, через пять минут им пришлось выйти из образов обратно, а работу прервал вопль директора: «Что вы наделали!? Вы опять все сожрали?!» Действительно, столы вновь были пусты... А участники массовки, путаясь в длинных платьях и сминая фраки, ринулись к туалету. Директор отменил съемку, срочно вызвал сценариста и приказал переписать сцену.

В уже готовом фильме зрители увидели отдельный кабинет ресторана, где-то за стеной доносились надрывные цыганские романсы, а герои фильма выясняли свои отношения, попивая кофе их старинных чашек.

Но директору фильма не простили и при каждом удобном случае поливали касторкой его диетические котлеты, которые он брал в мосфильмовской столовке…

фото: Советский экран/FOTODOM

Похожие публикации

  • Ганна Слуцки: Внебрачная дочь Татьяны Лиозновой
    Ганна Слуцки: Внебрачная дочь Татьяны Лиозновой
    Татьяна Лиознова всю жизнь подвергалась прессингу - советская цензура давила нещадно, и не только на нее. Но она смогла преодолеть все препятствия, оставшись в выигрыше. Мы публикуем рассказ Ганны Слуцки, в юности ставшей свидетельницей интересного эпизода, связанного с Лиозновой
  • Ганна Слуцки: Тахикардия
    Ганна Слуцки: Тахикардия
    Сегодня в моей жизни ничто не зависит от Госкино, но всякий раз, когда я прохожу мимо этой арки, начинается сердцебиение, по-научному тахикардия. Видимо, мой организм независимо от меня реагирует на прошлый страх
  • Ганна Слуцки: Диалог в темноте
    Ганна Слуцки: Диалог в темноте
    Ганна Слуцки – кинодраматург, блогер, писатель и просто очень остроумный человек. Много лет я читаю ее в Фейбсуке и покатываюсь – и не я одна. Прочтите этот рассказ, начинающийся как забавное приключение, в доме творчества потух свет, а заканчивающийся.. ну, сами увидите