Радио "Стори FM"
Кино: "Теснота" Кантемира Балагова

Кино: "Теснота" Кантемира Балагова

Автор: Григорий Симанович

Случилось страшное. Я в отчаянии. Бывало за долгую жизнь и долгую мою любовную связь с кино, когда не нравился фильм вопреки мнению большинства и, наоборот, трогал за живое на фоне преобладающего неприятия или безразличия критиков. Всяко бывало. Но тако-о-е!.. 

Возбужденный информацией о появлении молодого гения Кантемира Балагова и его триумфально идущего по фестивалям фильма "Теснота", сегодня сел смотреть в предвкушении чуда. И чудо свершилось: фильм оставил меня почти равнодушным, не тронул сердце, не вызвал ощущения открытия, в каких-то эпизодах даже раздражал и, за исключением превосходной актерской работы молодой Дарьи Жовнер, я не увидел в этой ленте (важно, что и не услышал из-за крайне приглушенной и невнятной озвучки) всего того, что должно было потрясти мою тоскующую по большому российскому кино душу. Померил температуру – нормальная. Давление, что редко, олимпийское. Настроение ровное. Погода за окном хорошая. Ужинал вкусно. Спиртного не употреблял. И вот поди ж ты… 

Полез в Интернет искать «единомышленников». Из 33 прочитанных рецензий (а там весь цвет нашей кинокритики) обнаружил 32 восторженные и лишь одну (одну!), где фильм оценивался плохо, на 20 баллов по 100-бальной шкале и где мотивировки показались мне достаточно точными и справедливыми. И самое поразительное, что ее автор (не стану называть фамилию) – как раз тот кинокритик и киновед, с оценками которого я почти никогда не соглашаюсь и считаю их по большей части эдакой высокомерной фрондой завзятого киноэрудита. 

Но, прежде чем сгореть от стыда или дать себе обет год не вылезать со своими киновпечатлениями на просвещенную публику, призываю обязательно посмотреть эту все же незаурядную картину (она на экранах). Вдруг найдется еще хоть один любящий кино зритель, который обнаружит в ней, помимо достоинств, режиссерскую ученическую натугу, завуалированный, но читаемый расчет на жгучие мотивы социальной и национальной разобщенности, претенциозное «жизнеподобие» прошептанных диалогов, стремление реализовать очень неплохой сценарий в такой особой, «сокуровской» авторской манере, которая беспроигрышна для международных и российских фестивальных жюри. Может, мне тогда слегка полегчает, и перестану травить себя самоедскими мыслями о потере вкуса и очерствении сердца.   

P.S. Эх, не удержусь, еще пару слов... В центре повествования - еврейская семья, живущая в Кабардино-Балкарии, в Нальчике на нее обрушиваются тяжкие испытания. Да просто страшное горе: украли сына и невестку. И острый конфликт с дочерью. И за весь фильм я не услышал (из того, что вообще слышно) ни от отца, ни от матери, ни от сопереживающих друзей и единоверцев ничего громче шепота или приглушенных, крайне сдержанных по тону диалогов. Ни резких жестов, ни выплеска эмоции. Так реагируют суровые женщины севера или ковбои Запада. 

Но еврейская семья, евреи? Я их таки повидал и наслушался. Сам такой. Если происходит нечто подобное - эмоции рано или поздно зашкаливают, градус под небеса взлетает. Что, на Кавказе, в столице, в своем к тому же доме, евреи особенные, стоические, традиционно скупые в проявлении чувств? Сильно сомневаюсь. Это режиссерское решение такое, нужная автору, искусственно созданная звуковая палитра. Чтобы на таком фоне отчетливей выглядела драма главной героини. Вот еще и этой недостоверностью фильм, мягко говоря, смутил.  

фото: kinopoisk.ru