Радио "Стори FM"
Татьяна Пельтцер

Татьяна Пельтцер

Автор: Диляра Тасбулатова

Татьяна Ивановна Пельтцер, всенародно любимая, будто сопровождала нас всю жизнь: даже странно, что она родилась чуть ли не в позапрошлом веке, в далеком 1904-м. Стало быть, в этом году страна празднует ее 120-летие (если не забудут, конечно).   

…Дочь немца и еврейки (опасное сочетание для страны, где каждый второй – «шпион» или «сионист»), стихийно талантливая, уже пробовавшая себя в театре с младых ногтей, ребенком, она то падала, то поднималась: и так всю жизнь. Спасибо, что в лагерь не упекли, тем более что в тридцатых она вернулась из Германии, где побывала замужем. Однако на ее долю и так много чего выпало: то ее выгоняли из театра (повод – отсутствие спец. образования), то, наоборот, «ходили на нее». Особенно в Ленкоме, где Татьяна Ивановна, потеряв память уже в солидном возрасте, держала зал (что, согласитесь, поразительно) без …реплик. Причем в великом спектакле «Поминальная молитва».

Азартная и озорная, умелый профессиональный игрок – картежница, смело ставившая на кон большие деньги (ну, насколько могли быть «большими» средства у советской актрисы), остроумная и в то же время интеллигентная, при этом «народная»; лихая, милая, добрая, благородная… В общем, эпитетов к ее личности можно подобрать сколько угодно.

… Сто раз было сказано, что в СССР великие актеры могли получить свою порцию славы и творческого удовлетворения лишь на подмостках, в СССР хороших фильмов было не так много, чтобы места хватило всем. И хотя ее фильмография насчитывает почти сто картин, из них разве что «Солдат Бровкин» и «Деревенский детектив» могли бы выдержать испытание временем и остаться в истории кино: между тем, Пельтцер, показавшая высокий класс игры и в театре, заслуживала большего.

3.jpg
"Деревенский детектив"
В юности миловидная, она рано не то чтобы состарилась, но прибрела, так сказать, специфический облик, то бишь на героиню и, соответственно, главную роль «не тянула». Тут даже сетовать сложно: известно, что кино построено на эротическом притяжении звезд, излучении их красоты, особенно на крупных планах, и актрису в центральной роли, поучали продюсеры Голливуда, должны «хотеть». Ну а встретить своего Пигмалиона, как это удалось Чуриковой, не у всех получается…

Кстати, и в театре у нее, насколько мне известно, было большинство ролей второстепенных: притом что, скажем, Владимир Басов (тоже переживавший, что ему никак не удается сыграть что-то стоящее) любил повторять, что дело не в размере роли и что роль нужно «брать на вес», это всё же слабое утешение. Похоже, сам себя уговаривал…

«Эпизодники» же, и мужчины и женщины, та же Добржанская или Ханина, а среди мужчин – Павлов, Басов или даже Крамаров – чаще были гораздо ярче главных персонажей, на кого режиссер делал ставку из-за их внешних данных. Так называемой «красоты» (сейчас их внешность тоже кажется несколько пародийной). Не будем называть конкретных имен, но игра многих из этих красавцев и красавиц сегодня вызывает лишь недоумение.

Зато Раневская, Пельтцер, Рина Зеленая и другие «бабушки» советского кино навсегда, как любят повторять акулы пера родом из желтой прессы, «врезались в память».

А что, не врезались? Так и есть. Назови сейчас имя Пельтцер человеку после сорока, он сразу закивает головой: да, да, да, Пельтцер – наше всё.

33.jpg
"Приключения желтого чемоданчика"

Москвичи-театралы могли, конечно, лицезреть ее игру во всем великолепии данного ей богом таланта: а играла она тонко, лукаво, при этом всегда держа «камень за пазухой». То есть якобы простодушно, а на самом деле всегда готовая показать одной интонацией или мимикой глубину замысла. И общего, режиссерского, и своего собственного, интуитивно наделяя живой жизнью каждый свой персонаж, хотя внешний рисунок роли почти не меняла. Какой-то Жан Габен в юбке, особый феномен...

Можно ли причислить Татьяну Пельтцер к сонму великих? Сложный вопрос: к умению брать роль «на вес» хорошо бы присовокупить саму роль, ее значение для общей драматургии, для истории, говоря высокопарно, искусства и пр. Ну, представьте себе Михаила Ульянова в бесконечных эпизодах, а в театре на «кушать подано» – это ж бог знает что получается…

И тем не менее.

Выбирая для рубрики «Календарь» из многих юбиляров, мы в редакции почему-то остановились именно на Пельтцер, притом что родилась она очень давно и почти всегда играла в эпизодах. Как любят озаглавливать свои почеркушки дамочки в соцсетях – «Свет далекой звезды». Что есть, то есть.

фото: ФГУП "Киноконцерн "Мосфильм"/FOTODOM; kinopoisk.ru

Похожие публикации

  • Людмила Гурченко: Идеальная звезда
    Людмила Гурченко: Идеальная звезда
    Людмила Гурченко была феноменом, сочетающим в себе две ипостаси - дивы и выдающейся драматической актрисы: а ведь такое совпадение случается крайне редко, если вообще случается
  • Лени Рифеншталь, Лорелея нацизма
    Лени Рифеншталь, Лорелея нацизма
    Легендарной Лени Рифеншталь - автору не менее легендарного, чем она сама, фильма о съезде нацистской партии с говорящим названием «Триумф воли», - исполнилось 120 лет
  • Любовь в пригоршне
    Любовь в пригоршне
    «Четвёртого вылетаем». – «А сегодня какое?» – «Одиннадцатое». – «Прилетели уже, наверное». Эту шутку придумал русский драматург Владимир Павлович Гуркин, а всенародной она стала благодаря фильму Владимира Меньшова, снятому по пьесе Гуркина «Любовь и голуби»
naedine.jpg

bovari.jpg
onegin.jpg