Автор: Диляра Тасбулатова
«В джазе только девушки» Билли Уайлдера (настоящее название «Некоторые любят погорячее»), лучшая американская кинокомедия всех времен, вышла ровно 65 лет тому назад, в конце марта 1959 года. Не без сложностей, как это всегда бывает с шедеврами.
…Описывая бесконечные препятствия, стоящие на пути любого шедевра, который поначалу с трудом пробивается к зрителю, начинаешь понимать, что у средних опусов таких проблем не возникает. Как раз там всё гладко, без сучка и задоринки: через год их, правда, забудут (а то и через неделю, если не через час), зато при запуске очередной среднестатистической поделки никто не возражает. Тишь да гладь, и волки сыты, и овцы целы.
Волки в данном случае – осторожные продюсеры, представители могущественнейших корпораций (у них, у нас вместо этого было Госкино), которые до смерти боятся пролететь, редко рискуя с режиссерами-новаторами. Ну а списать долги, как это было в СССР, было невозможно, ибо на Западе кинопроизводство – забота частного бизнеса.
Кстати. Борьба за профит – явление двойственное: ошибиться может всякий, просчитать успех очень сложно и вот тогда – пролет. С другой стороны (я писала об этом много раз), так называемые «евреи Голливуда» (есть целая книга, которая так и называется) часто били прямо в цель, интуитивно просчитывая большой успех заранее. Англосаксы, отдадим им должное, тоже порой стреляли прямо в яблочко: ужас в том, что пока в это «яблочко» попадешь, такого натерпишься, что уже ничего не захочется. Но чаще всего – при всех триумфах продюсерского кино – экспериментов все же опасались.
…Именно в такой атмосфере, всеобщего недоверия и бесконечных переговоров, созревал проект фильма «Некоторые любят погорячее». Широко известно, что в «Девушек» он превратился в недрах нашего Госкино – слово «погорячее» почему-то испугало отечественных ханжей (хотя речь шла всего-то о джазе, «горячей» музыке, не знаю, о чем они там подумали). До главного из этих пуристов, кремлевского партократа тов. Суслова, который почему-то возненавидел и фильм, и лично Мэрилин Монро, мы еще доберемся: у Билли Уайлдера и без Суслова проблем хватало.
Чтобы осуществить свой замысел, на пути Уайлдера стояла жесткая цензура в виде так называемого «Кодекса Хейса», где перечисление запретов вызывает недоумение (как в таких условиях в тридцатых-пятидесятых еще появлялись шедевры, ума не приложу).
Некоторые положения этого кодекса гласили:
1. Запрещается снижать моральные стандарты.
2. Запрещены насмешки в отношении закона или показ сочувствия к нарушению таковых.
3. Нужно описывать «правильные стандарты жизни».
Ну и далее, десятки пунктов. И это еще цветочки: нельзя демонстрировать даже темный силуэт обнаженной фигуры, не говоря уже о «светлом». Даже декольте (если вы помните «голое» платье Мэрилин, в котором она поет, где блестки на прозрачной ткани едва прикрывают ее соски) было запрещено, не говоря уже о сценах в постели, пусть даже целомудренных, не снимая, как шутят острословы, лыж. Ну да, вдруг зритель догадается, зачем любовники приняли горизонтальное положение. Действительно, зачем, на стульях им, что ли, не сидится?
![1.jpg](/upload/medialibrary/4ea/pib6p83q23zjax6xr9dx7d6k5dyoxvne.jpg)
"В джазе только девушки"
Между тем, сценарий фильма, как это ни странно, не совсем оригинален – сюжет отчасти позаимствован из французской довоенной комедии «Фанфары любви», настолько чудовищной, что ее родство с «Девушками» кажется нереальным. Правда, эту дурацкую несмешную комедию, халтуру по сути, с фильмом Уайлдера роднит разве что мотив переодевания, не более того.
Ну а грандиозный успех картины (как уже говорилось, снимавшейся в условиях, максимально приближенных к боевым) был предрешен, судьбоносной, как говорится, встречей двух гениев, Изи Даймонда (Ицека Домнича), выходца из Молдавии, и Билли Уайлдера, родившегося в Польше. Родня Билли погибла в Освенциме, родители Ицека, слава богу, уехали в Штаты еще в 1929-м.
Изя-Ицек еще в детстве обнаружил недюжинные способности математика, выигрывая одну Олимпиаду за другой, и ему прочили будущее ученого. Он, однако, сменил направление, поступив в гуманитарный университет и сразу же, написав первый сценарий, заявил о себе как гений. Ни больше ни меньше. Молниеносный старт, такое редко бывает.
Таким образом, два европейских еврея, при этом ничем не напоминающих вульгарных и полуграмотных продюсеров (тоже евреев и выходцев из Восточной Европы, которых пародируют, скажем, братья Коэны в «Бартоне Финке») встретились в Америке, чтобы создать несколько шедевров. Острый ум и безупречное чувство юмора – один пишет, другой прекрасно слышит (здесь каждая реплика выверена до микрона, Уайлдер был невыносимым перфекционистом), – плюс драматургическое чутье Даймонда и режиссерская хватка Уайлдера дали, как вы знаете, фантастический результат.
Финал, который помнят буквально все, давно вошедший в поговорку, тоже долго не давался, и Уайлдер с маниакальным упорством пробовал разные варианты. Прославленная реплика дурака-миллионера, влюбившегося в переодетого мужчину – «У каждого свои недостатки!» – почему-то вызывала его сомнения. (А все-таки хорошо, что оба в конце концов пришли к выводу, что именно после этой шутки нужно уйти в затемнение и закончить картину: дикий смех в зале уже на первых просмотрах убедил вечно сомневающегося Уайлдера в том, что лучшее – враг хорошего).
![2.jpg](/upload/medialibrary/2cd/gxnkfk592os71f793z4wqjotetu4p5pi.jpg)
"В джазе только девушки"
…Вообще с этим фильмом повезло нам всем – и зрителям, и творцам – и повезло, в частности, еще вот в чем. К концу пятидесятых режиссеры слегка освободились от неусыпного патроната студий, а заодно и от жанрового диктата. Дело в том, что раньше можно было снимать либо комедию, либо боевик – смешать эти жанры в одном флаконе было невозможно. Плюс цензура (см. выше), этот идиотский «Кодекс Хейса», который, кстати, отменили относительно недавно.
Плюс пуританские опасения в смысле «нравственности» – зачем, щуря глаза, спрашивали цензоры, эти мужики переодеваются в «баб»? Работу ищут, голодные, отвечал Уайлдер. Да и вообще, у этой темы есть и предшественники, тот же, извините, Шекспир. Дальше начались придирки по поводу «жестокости» фильма – зачем вам эти гангстеры, снимите о них отдельный фильм (!).
![3.jpg](/upload/medialibrary/4e7/n84hbn4pouigi90l8xz14480s76x2x99.jpg)
"В джазе только девушки"
Еще повезло, что не навязали других актеров, хотя вредный Уайлдер, тщательно проверив Тони Кёртиса и Джека Леммона на «женственность», пробурчал, что в платьях они выглядят «сносно». Так и быть, мол, – не настолько хорошо, как хотелось бы, но черт с вами.
Другой проблемой стала актриса на роль Душечки – Монро к тому времени уже два года была в простое, погрязла в разборках с мужем, Артуром Миллером, с которым они были на грани развода, выпивала и употребляла снотворное. Да и вообще – медленно сходила с ума… Из-за ее нестабильного состояния смета была превышена на полмиллиона, Уайлдер же еле сдерживался, чтобы не послать ее куда подальше: она опаздывала на съемки, не выспавшись, забывала реплики, капризничала, ругалась и пр. Кёртис, отмахав в сцене соблазнения сорок дублей, как-то сказал, что целоваться с Мэрилин все равно что целоваться с… Гитлером. Ха-ха. (Многие, думаю, все же выбрали бы Мэрилин, хоть и под газом).
…Поверхностные люди, предпочитающие, видимо, исключительно «умственные» фильмы, аттестуют эту великую комедию как легкомысленно-глупую, «заурядную» и даже пошлую. Те же самые претензии предъявляли к бедному Гайдаю и чуть ли не к Чаплину (там, правда, даже напыщенные идиоты умолкают, он давно стал фигурой канонической). Не понимая, что глубокомысленно-многозначительную мутотень с интеллектуальными претензиями сделать порой намного легче, чем искрометную комедию, где каждая реплика – бриллиант.
![6.jpg](/upload/medialibrary/fd3/mrdxs5590ud2tjdldmvq4hpw7r51dgmp.jpg)
"В джазе только девушки"
«Я же не заставляю тебя рожать», – говорит Кёртис Леммону, когда он жалуется на каблуки, вырабатывая женскую походку. А болван-миллионер, влюбившийся в Леммона, на вопрос, так семь или восемь раз он женился, отвечает: «Не помню, моя мама ведет подсчет». Ну и так далее.
Фильм еще и полон отсылок, пародируя то звезд прошлого (выговором, что при дубляже не очень понятно, хотя дубляж на русский сделан отлично), то гангстерские фильмы, то нравы страны в целом: эта якобы очень американская картина сделана, если вдуматься, двумя утонченными европейцами. То есть людьми, выросшими в европейской культуре, пусть и на ее «задворках». В конце концов, великие художники вроде Хаима Сутина тоже не в Париже родились, как, собственно, и Шагал, да и многие другие…
Упоительное слияние острого европейского ума и американской комической стремительности дает тот эффект, который стяжал этой картине планетарный успех.
![7.jpg](/upload/medialibrary/7dc/fg6w3ixh06xoz1qci0tudmyfbmyovw1x.jpg)
"В джазе только девушки"
Мало кто может вытащить подобного туза в конце изматывающей игры с обстоятельствами, порой кажущимися непреодолимыми. Одно цунами по имени Мэрилин чего стоит: как сказал о ней Уайлдер, что, мол, я имел дело с монстром и психически больным человеком, но она – гений. Она и Гарбо (припечатал он), больше никто в мире…
В СССР «Некоторые любят погорячее» попал несколько лет спустя, купированный (несколько минут было, я так понимаю, вырезано) и, как я уже написала выше, против воли Суслова. Причем в результате подковерных интриг (боже, чем они там занимались, смешно). Хрущев, кстати, был ЗА двумя руками. Во время визита в США он, кстати, прошелся с самой знаменитой женщиной мира в танце, отдавив ей ноги («Неужели все коммунисты такие уродливые?» – спросила потом Мэрилин).
Цифры проката в СССР ошеломили – 42 млн. зрителей (хотя, хм, это в разы меньше, чем, скажем, у «Офицеров», что для меня лично весьма странно). «Офицеров», правда, уже подзабыли, как и «Пиратов ХХ века», лидера проката тех времен, а вот «В джазе только девушки» всё не блекнут.
Никого из создателей фильма уже нет в живых, искусство кино пережило множество падений и взлетов, народилось уже не одно поколение звезд, а эта комедия до сих пор вызывает взрывы хохота, став непререкаемой классикой.
Шедевр, как у нас говорили о «Броненосце «Потемкине» всех времен и народов: даже «Броненосец» устарел, да что только ни устарело, кроме этой «легковесной» комедии.
фото: kinopoisk.ru