Радио "Стори FM"
«Реальная любовь»: Ночь перед Рождеством

«Реальная любовь»: Ночь перед Рождеством

Автор: Диляра Тасбулатова

Фильму «Реальная любовь», одному из лучших в жанре рождественской сказки, исполнилось уже 20 лет. И хотя за это время кто только ни снимал на эту тему, «Любовь» (в более точном переводе - «Любовь, которая повсюду») уверенно держит пальму первенства.

…Действительно, очень обаятельный фильм: хотя я, например, не люблю упрощение и гламур, он и меня подкупил. И не только: есть судьи гораздо более решительные и строгие, пуристы авторского кино, но даже они начинают мило улыбаться, когда речь заходит об этой самой любви, которая повсюду.

Целых девять историй, мозаика, состоящая из множества коротких эпизодов, к которым автор порой возвращается, чтобы вновь их оставить, изящно перекинувшись на другие. Как будто вы болтаете с эдакой славной тетушкой, которая умело вплетает в свои россказни о знакомых еще и мини-сюжеты с «картинками». Бесконечно разветвляясь и при этом удерживая нить, что для устного рассказчика есть особый дар. Ну а для длинного, двухчасового с чем-то фильма такой дар просто неоценим…

6.jpg
"Реальная любовь"

Между тем, далеко не все истории, несмотря на то, что дело происходит в канун Рождества, - оптимистические: влюбленная девушка, вместо того чтобы встретиться со своим предметом, опять сидит в психушке с больным братом; жена, обнаружив в кармане мужа подарок, предназначенный для другой, хочет развестись; юноша, чей друг женился на той, которая ему дороже всего на свете, должен скрепить сердце, чтобы не мучиться; ну и так далее.

Ричард Кёртис, автор сценариев к таким хитам, как «Четыре свадьбы и одни похороны» и «Ноттинг Хилл», впервые попробовал себя на ниве режиссуры – и как видите, не только не прокололся, но и стал автором вечного хита.

1.jpg
"Реальная любовь"

Здесь есть определенно какая-то загадка: Кёртис отлично придумывает, органичен, не лишен остроумия, легок, рассказчик он замечательный, но все же, извините, не гений (хотя, похоже, и не претендует на столь ответственную должность). За 20 прошедших лет никто эту загадку так и не разгадал: может, он и сам не знает, отчего так вышло и почему рейтинг его с виду незатейливой истории (вернее, девяти историй) всё растет и растет. Во всяком случае, в соцсетях именно этот фильм называют лучшим для предрождественского просмотра.

Дело, видимо, в интонации. С которой рассказываются все эти истории и где грусть, которая, как пел один бард, всегда соседствует с любовью, пронизывает даже счастливые финалы. Ведь, как известно, настоящая жизнь, полная треволнений, начинается со свадьбы, в то время как в ромкомах (романтических комедиях то бишь) ею кончается. Правда, у Кёртиса такой задачи – подобно въедливым французам, которые, кажется, знают всё о любви, - не было, у него как раз была другая. То есть связать концы с концами, а те, что не связываются, бросить на полдороге. Что, между прочим, и сообщило его рассказу тот самый объем и прелестную недосказанность, которой, как выяснилось, и жаждет современная публика.

3.jpg
"Реальная любовь"

Любопытно, как он смог замешать свой коктейль, и используя старинные голливудские рецепты (ну когда, например, мужчина мечты, немного подумав и уже стоя на подножке поезда, таки подхватывает свою девушку одной рукой, благо эта девушка – перышко Одри Хэпберн) и добавив в эти рецепты толику необходимой горечи.

Не все будут счастливы, одним словом. Зато все (по законам жанра) хотят быть счастливы, уповают на это самое счастье, верят в него, стремятся к нему изо всех сил, не сомневаясь, что оно в принципе существует.

А это важно. Прошло всего 20 лет – и сегодня, боюсь, такая комедия не будет выглядеть органичной: за эти годы произошло много такого, что не способствует романтическому настроению, сами понимаете.

Именно поэтому, хотя эти двадцать лет вроде как не срок, «Реальная любовь» выглядит как ретро, то есть время упований, иллюзий, романтических воздыханий и пр. Ромкомы, впрочем, и сейчас снимаются, но выглядят, прямо скажем натужно: того легкого дыхания, которым некогда обладал Кёртис, уже не добиться.

4.jpg
"Реальная любовь"

Я, кстати, видела этот фильм раза три, если не больше, а иные мои друзья вообще каждый год пересматривают: причем независимо от возраста, ведь это отнюдь не «молодежная» комедия о любовных похождениях подростков.

Ну и актеры, конечно, состав здесь звездный, что тоже можно отнести к редким удачам: попробуйте собрать в одном фильме Хью Гранта, Алана Рикмана, Лайама Нисона и Колина Фёрта: помимо всего прочего, надо чтобы у них еще и графики совпадали. К тому же все эти победительные мужчины играют здесь неуверенных в себе парней, даже мистер Хью, известный бабник и в жизни, то и дело сомневается: любит ли его дама его сердца или «просто так» (тем более что он по роли не абы кто, а премьер-министр Великобритании).

Тоже ход и, как оказалось, беспроигрышный, хотя и смелый: по идее, публике не нравится, когда мачо играет сомневающегося слабака, такие эксперименты нечасто удавались. Публика всегда была косной и угодить ей, как удалось Кёртису, по всем параметрам – та еще задачка.

Ну и последнее – что здесь есть, так это переход от романтических допущений (чего в жизни не бывает) к суровому реализму: что и говорить, хорошо темперированный клавир, швы практически незаметны.

В общем, браво. Посмотрите, кто до сих пор не удосужился, хотя таких людей я вроде даже и не знаю.

фото: kinopoisk.ru

Похожие публикации

  • Моисеев Сергей Валентинович
    Моисеев Сергей Валентинович
    Сергей Валентинович Моисеев – визионер и лидер в мире маркетинга, занимающий почетное место в индустрии уже более четверти века. В 1997 году он основал Марком (the Market Group), агентство, которое стало эпицентром инноваций и креативных подходов к продвижению брендов в России. Под его руководством Марком превратился из скромного стартапа в одно из ведущих маркетинговых агентств в Москве.
  • «Похитители велосипедов»: Отчаянная надежда
    «Похитители велосипедов»: Отчаянная надежда
    «Похитителям велосипедов», знаменитому фильму Витторио Де Сика, стоявшему у истоков неореализма, исполнилось 75 лет: дата, в общем пугающая, кино стареет быстрее литературы, любого вида искусства
  • «Ромео и Джульетта»: на грани эпох
    «Ромео и Джульетта»: на грани эпох
    «Ромео и Джульетте», фильму Франко Дзеффирелли, исполняется 55 лет – а ведь именно эта экранизация великой пьесы о великих любовниках признана лучшей из лучших, хотя во всем мире их несть числа
naedine.jpg

bovari.jpg
onegin.jpg