Радио "Стори FM"
«Пули над Бродвеем»: Каждый пишет как он дышит

«Пули над Бродвеем»: Каждый пишет как он дышит

Автор: Диляра Тасбулатова

«Пули над Бродвеем», один из прославленных шедевров Вуди Аллена, появившийся ровно 30 лет тому назад, сразу же стал знаменитым и был номинирован на Оскар.

Однако главную награду он не получил: Аллена обошел Земекис (что, возможно, справедливо) со своим широкомасштабным полотном «Форрест Гамп», более, разумеется, всеохватным, нежели эта скромная с виду история.

Зато Оскара взяла Дайэн Уист – за роль так называемого второго плана, сыграв стареющую звезду подмостков, у которой в недрах ее широких одеяний, по моде конца двадцатых, всегда припасена фляжка виски, из которой она то и дело «незаметно» отхлебывает. Уист (это ее второй Оскар, да и первый был за роль у Аллена, в «Ханне и ее сестрах», моем любимом фильме, по-чеховски меланхоличном) – блистательная актриса, умная, ироничная и умеющая работать стилизованно-пародийно. Чуть ли не издевательски, посмеиваясь над своими персонажами буквально на грани фола.

…Впрочем, Аллен плохих не держит, у него все как на подбор, – даже те, кто у других постановщиков нещадно кривляется на манер провинциального лицедея из Урюпинска (пусть и американского Урюпинска, один черт). Видимо, Аллен знает какой-то секрет, благодаря которому на площадке с ним и сущее бревно заиграет – и вот уже перед вами не тупой обрубок с двумя-тремя масками в анамнезе, а хорошая виолончель, настроенная самим маэстро. Уист же, думаю, и в настройке не особо нуждается, да и остальные участники ансамбля на высоте.

5.jpg
Кадр из фильма «Пули над Бродвеем»

Сюжет хорошо известен (ну киноманам-то точно, фильм знаменитый): некий драматург по имени Дэвид, молодой «задрот» с интеллектуальными амбициями, без конца поминающий Юджина О‘Нила в качестве своего идеала и гения сцены, пытается взять на абордаж театральный Нью-Йорк. Хотя уже две его пьесы благополучно провалились, продюсер и дружок Дэвида ищет средства на очередную постановку для своего приятеля. И заодно постоянно талдычит, что его умствования никому не сдались, будь, мол, проще и люди к тебе потянутся (а наш герой, ясное дело, упирается). Потрафлять низким вкусам публики он не намерен, лучше, как говорится, жить не по лжи, в бедности и скромности. И черт бы с ним, с театром. Да и с Нью-Йорком заодно.

Продюсер же внезапно находит средства на постановку (причем без поправок в сторону комедийности-народности, а строго в интерпретации Дэвида) – и находит, ясное дело, не у ихнего Минкульта, тот даст, держи карман шире, а у криминального авторитета. Некого Ника Валенти, пузатого дяденьки, крестного отца итальянской мафии (что сильно напоминает наши российские реалии девяностых). Валенти же ставит единственное условие – в постановке должна быть задействована его любовница, «маруха» по-нашему, клиническая дура из кордебалета, малограмотная шлюшка, дрыгающая ногами в бандитском ночном клубе, где мафиози обычно «забивают стрелку».

1.jpg
Кадр из фильма «Пули над Бродвеем»
За ней, марухой то есть, по имени Оливия (играющую ее Дженнифер Тилли, буквально искрящуюся талантом, тоже номинировали на Оскар за роль второго плана) должен присматривать бандит Чич, горилла и убивец – видимо, чтобы эти снобы-интеллигенты девушку не обижали, не унижали и чтобы сама девушка не сходила на сторону. Уж Валенти-то, сам далеко не ангел, знает, что делает.

… Как говорят в сериалах с продолжением, вы ознакомились с первой частью сюжета – следите за рекламой и скоро узнаете развязку (ну или основную, следующую за экспозицией, завязку этой истории).

И вот тут-то Аллен делает крутой поворот от винта: Чич, вся работа которого заключается в том, чтобы сидеть в зале и глазеть на репетиции, отчего он смертельно скучает, ему бы шары погонять в ближайшей бильярдной, вдруг подает голос. Ни дать ни взять Валаамова ослица: горилла, полуживотное, ни одной книжки в глаза не видевший, вдруг произносит внятную реплику человеческим голосом, без мата и угроз. И что говорит-то, надо же: советует, как поменять реплику и сюжетную связку (!). Так, мол, более оправданно («драматургически», хотя таких слов Чич, понятное дело, знать не знает, он и писать-читать не умеет). Дэвид поначалу злится, ошарашенный, но когда вся команда, вплоть до его любимой девушки, присутствующей на репетиции, в один голос хвалит предложение Чича, в некотором обалдении все же соглашается.

Дальше – больше: пьесу Чич, считай, перепишет заново и она, – о боги, дайте мне яду! – заиграет, как пишут в провинциальной прессе, яркими красками. (Ну если краски могут «играть», не будем, однако, придираться).

…Хотя фильм старый, спойлерить все же не буду: может, кто-то еще не видел, рекомендую, получите, как говорится, ни с чем не сравнимое наслаждение. Аллен в который раз высмеял интеллигенцию с ее умствованиями и неумением писать живо, ярко, убедительно – то бишь, как говорят старушки-театралки, «жизненно». Снабдить бандита талантом драматурга – это надо еще уметь, такие сюжетные повороты под силу только Аллену с его парадоксальным мышлением. И больше никому. Я, по крайней мере, таких смелых экспериментов – в классической, а не абсурдистской драматургии, где черт знает что происходит, – не припомню.

2.jpg
Кадр из фильма «Пули над Бродвеем»

Зрительный зал просто визжит от восторга, глядя, как Чич и Дэвид вдвоем пишут пьесу, переписывая все заново. При этом Дэвид то и дело восторгается – да у тебя талант, не хочешь ли ты стать драматургом? (говорит он Чичу). Нет, мрачно отвечает тот, я с 14 лет в криминале. И неохотно сознается, что грохнул парочку граждан свободной страны (на самом деле, думаю, счет идет на десятки). И ничего не почувствовал, когда убивал в первый раз? (с ужасом спрашивает Дэвид). На что Чич лишь пожимает плечами – нет, мол, не почувствовал, а что я должен чувствовать? Грохнул и грохнул, такие дела…

А вот за свою пьесу он, однако, «пасть порвет»: искусство, такой вывод мы должны сделать из очередной алленовской насмешки над нравами, – вечно и священно. Недаром кто-то в фильме вопрошает: кого бы вы, мол, спасли из огня: полное прижизненное издание Шекспира или человека? В ответ разгорается спор: человека; Шекспира; как тебе не стыдно, человек важнее; а как же Шекспир – и так далее…

Когда репортер спросил самого Аллена, кого же или что нужно спасать, тот ответил, что вот если бы горела твоя мать… А так… Но с другой стороны, бог с ним, с Шекспиром, вот если бы записи Армстронга горели…

Шутка, конечно, но, как говорится, в каждой шутке… Если копнуть глубже и отвлечься от комедийного сюжетного перевертыша, то он может повернуться и зловещей стороной: конкретная человеческая жизнь, так получается,   – ничто против искусства, то есть чего-то абстрактного, даже если это великое искусство и порождение человеческого гения. Эдакая протофашистская идея, скрытая хитроумным Алленом за личиной комедии и издевки над нашими слабостями.

Гений и зло – две вещи совместные, вопреки Пушкину, вот в чем ужас-то. Еще Цветаева пушкинский тезис опровергла, сказав, что совместные. К сожалению. Вот и думайте сами, решайте сами, что хотел сказать этот вечный пересмешник. А если у него спросите, он опять начнет уворачиваться и говорить, что вот если бы записи Армстронга... Впрочем, я не знаю… Ну и прочее.

Он всегда так делает: сколько я интервью с ним читала – всегда. Свидетельствую. Видимо, самим придется думать, «что хотел сказать художник». Как говорил Данелия: не знаю, критики мне потом разъяснят, что я хотел сказать.

фото: kinopoisk.ru

Похожие публикации

  • «Ужин с придурком»: Будьте как дети
    «Ужин с придурком»: Будьте как дети
    «Ужину с придурком», знаменитой комедии не менее знаменитого Франсиса Вебера, автора культовой «Игрушки», исполнилось 25 лет
  • «Бумажная луна»: Вам и не снилось
    «Бумажная луна»: Вам и не снилось
    В этом году «Бумажной луне» Питера Богдановича, одному из лучших фильмов, которые можно было бы причислить к разряду «детских», исполнилось полвека
  • «Умница Уилл Хантинг»: Выбор цели
    «Умница Уилл Хантинг»: Выбор цели
    Культовому, как сейчас принято выражаться, фильму «Умница Уилл Хантинг» исполнилось четверть века: повесть о вундеркинде, придуманная Мэттом Дэймоном и Беном Аффлеком, тогда совсем юными, сделала их звездами первой величины. Удачный старт, редкость в мире кино – история о том, как проснуться знаменитым
naedine.jpg

bovari.jpg
onegin.jpg