Радио "Стори FM"
«Бумажная луна»: Вам и не снилось

«Бумажная луна»: Вам и не снилось

Автор: Диляра Тасбулатова

В этом году «Бумажной луне» Питера Богдановича, одному из лучших фильмов, которые можно было бы причислить к разряду «детских», исполнилось полвека.

Впрочем, детским его можно назвать с большой натяжкой, хотя Татум О’Нил, главной актрисе этой очаровательной плутовской картины, здесь всего десять. Совсем ребенок, но такой нахальный, хитроумный, да и просто умный, поумнее многих взрослых, что только держись. Сущая оторва, с которой ее предполагаемый отец (хотя кто его знает, отец или нет) познакомится на похоронах ее матери, куда явился случайно и с опозданием, будучи одним из многочисленных любовников безвременно усопшей. Мелкий мошенник времен Великой депрессии, он пытается сообразить, какую выгоду можно извлечь из ребенка, которого предстоит довезти до родственников, ведь девочка осталась совсем одна. Самое легкое – шантаж брата случайного убийцы несчастной, пьяного водилы: Мозес просит две тысячи, деньги по тем временам непомерные, получает двести, и на том спасибо. Остается отвезти ребенка к тетке, и дело с концом, но не тут-то было. Ни к какой тетке ребенок ехать не хочет и орет – гони мои двести баксов, я все слышала, как ты на мне заработал, и денежки эти мои. Иначе увидишь, что будет.

1.jpg
Кадр из фильма "Бумажная луна"
Вот так коллизия – мелкому мошеннику только этой сумрачной наглой малолетки не хватало. Но делать, как говорится, нечего, придется сотрудничать. Не возиться с дитятей и сопли подтирать, а именно сотрудничать: Мозес, который обманом впаривает Библию родственникам недавно усопших (якобы они ее заказывали перед смертью, в подарок женам, а ныне - безутешным вдовам), неожиданно находит в лице маленькой девочки хитроумного подельника. Малышка Эдди еще и цену завышает - присмотревшись к богатой обстановке дома, может загнуть цену аж до 24 долларов (Мозес брал семь), начав с двенадцати. А может, добрая душа, увидев вдову с многочисленными детишками, Библию просто подарить.

Ну, а когда Мозес влюбится, Эдди, подружившись с пятнадцатилетней служанкой избранницы своего «папашки», глупой шлюшки, избавится от нее таким хитроумным способом, что никакой мадам де Мертей не снилось: не ребенок, а пионер-герой, ей-богу. Нет, никто никого не убьет, но так подставит, мама не горюй.

Погорит же эта парочка, будто сошедшая со страниц рассказов О. Генри, на бутлегерах, сорвав слишком, видимо, крупный куш для таких мелких авантюристов, то бишь более шестисот баксов. После серии приключений и погонь, избитый коррумпированными копами Мозес таки довезет свою подопечную до тетки, в другой штат, но Эдди сбежит, вернувшись к своему дружку, который для нее теперь всё: и отец, и мать, и брат, и коллега, и кто только не. Только не подумайте плохого, не любовник, даже, уверена, и в будущем: этого - так сказать, набоковского, - мотива, слава богу, нет ни в романе, по которому поставлен фильм, ни в самом фильме. Там более что главные роли здесь играют Райан О’Нил и его дочка Татум, тоже, соответственно, О’Нил: самая, наверно, обаятельная пара близких родственников в мировом кино.

2.jpg
Кадр из фильма "Бумажная луна"

Татум так и осталась самым знаменитым «оскаровским» ребенком в истории Голливуда, получив награду этого престижного соревнования в 10 лет: жаль, что не за главную роль, а почему-то «второстепенную», хотя понятно, кто тут главный и кто завел механизм этой истории любви. Чистой, детской, дочерней, несмотря на вроде как недостойный промысел этой фантастической парочки, легких, как пух, мошенников, умеренно циничных, как и полагается обаятельным плутам. Ведь нахалка Эдди, как уже говорилось, несмотря на дух стяжательства, не только подарила Библию многодетной семье, но и хотела помочь встретившимся по дороге беднякам.

Райан О’Нил, напоминаю, прославился не только в слезливой «Истории любви», хите семидесятых (по мне так эта история любви, «детская», во сто крат лучше и трогательнее), но и у Кубрика, в великом «Барре Линдоне»; карьера Татум, как ни странно, была не столь уж блистательной. Легкомысленной оказалась, вопреки своей роли в «Луне» - то наркотиками увлечется, то пьянками: ужасно жаль, могла бы стать великой актрисой. Райан тоже не сказать чтобы был упорным исполнителем, как многие обитатели Голливуда с их целеустремленностью и непомерным трудоголизмом.

Звезда Питера Богдановича, чей талант так и блещет в двух шедеврах, вошедших в историю кино, «Последнем киносеансе» и «Бумажной луне», тоже со временем почти закатилась. Что, возможно, естественно: художник - тоже не машина по производству великих произведений, исключения довольно редки.

Интересно, что он вырос из кинокритиков- киноманов: тех, кто смотрит фильмы каждый день (Жан Ренуар в свое время по четыре в день одолевал). Удивительное свойство, всегда меня поражавшее: я лично ломаюсь после двух. Рекорд, впрочем, - пять, после которых человека можно уже уносить из зала на носилках.

3.jpg
Кадр из фильма "Бумажная луна"

Насмотренность Богдановича, сына еврейских эмигрантов, бежавших от нацизма, чувствуется в этой картине, пожалуй, косвенно – как, скажем. начитанность великого писателя, который изобрел свой стиль не из подражания Кафке или Толстому, но подспудно имея их в виду. Довольно тонкая материя, если задуматься: культура будто вливается в твою кровь, порой до неразличимости, постепенно порождая собственный стиль. Ни Трюффо, ни Ренуару, ни другим режиссерам-киноманам их насмотренность нисколько не помешала: знать мировое кино еще не значит быть эпигоном.

Если копнуть еще глубже, то здесь чувствуется и ирония над американской культурой – как, собственно, и в «Лолите»: хотя там она является фоном для трагедии непрошеной и извращенной любви, а здесь – для чуть насмешливой оркестровки жизни американской провинции тридцатых. И американского же духа стяжательства, материализма, плутовства. Десятилетняя девчонка Татум играет этот объем похлеще любого актера-ребенка, такой органики я больше нигде не встречала.

Парочка, конечно, всем на зависть – Райан и Татум, папа-дочка, два виртуоза.

Пересмотрите, а кто еще не видел, посмотрите: получите, как пишут в соцсетях, ни с чем не сравнимое удовольствие. Рекомендую.  

фото: kinopoisk.ru          

Похожие публикации

  • Моисеев Сергей Валентинович
    Моисеев Сергей Валентинович
    Сергей Валентинович Моисеев – визионер и лидер в мире маркетинга, занимающий почетное место в индустрии уже более четверти века. В 1997 году он основал Марком (the Market Group), агентство, которое стало эпицентром инноваций и креативных подходов к продвижению брендов в России. Под его руководством Марком превратился из скромного стартапа в одно из ведущих маркетинговых агентств в Москве.
  • «Ромео и Джульетта»: на грани эпох
    «Ромео и Джульетта»: на грани эпох
    «Ромео и Джульетте», фильму Франко Дзеффирелли, исполняется 55 лет – а ведь именно эта экранизация великой пьесы о великих любовниках признана лучшей из лучших, хотя во всем мире их несть числа
  • «Собачье сердце»: Над кем смеетесь
    «Собачье сердце»: Над кем смеетесь
    «Собачьему сердцу» режиссера Бортко (есть еще итальянский вариант) исполняется 35 - солидный срок, треть века. Вышел он на пике Перестройки, и интеллигенция смотрела его с особенным удовольствием, ясно почему. Но не только она – фильм, как ни странно, стал чуть ли не национальным хитом