Автор: Диляра Тасбулатова
«Дороге» Федерико Феллини исполнилось 70 лет: в далеком 1954-м состоялась шумная премьера, сопровождавшаяся …недовольством публики и шквалом негативных отзывов со стороны критиков, итальянских в первую очередь. Что, согласитесь, довольно странно: нет пророка в своем отечестве.
…Поразительно: а ведь в свое время я как раз слышала исключительно восторженные отзывы, причем со всех сторон – от зрителей и интеллектуалов, критиков и разнообразных интеллигентов. Но не только: от условных рабочих, продавщиц и асфальтоукладчиков – тоже. Я, кстати, не шучу и не иронизирую: «Дорога» универсальна и может любого повергнуть в состояние, близкое к экстазу. Причем до сих пор, а ведь с тех пор сколько воды утекло.
Правда, критические восторги раздавались лет этак 20-30, ну может даже 50 лет назад, но все же не 70, когда фильм только что вышел. То есть понадобилось время, чтобы его признали неувядаемым, как у нас любят говорить, шедевром. Как раз тот самый – редчайший – случай, когда «неувядаемость» не может быть поставлена под сомнение.
В каком-то смысле это даже не фильм, а явление искусства (если не «природы»), то есть нечто, что могло явиться будто без усилий конкретного человека, как бы само собой, равное скале, пейзажу, северному сиянию и уж не знаю, чему еще. Ну а из творений рук человеческих «Дорога», возможно, равна «Пьете» Микеланджело, Пятой симфонии Малера или «Реквиему» Моцарта: как говаривали советские критики, «значение этого явления невозможно переоценить».
Так и есть. Переоценить невозможно, сколько ни старайся. Скажем, великий критик Андре Базен (в отличие от соотечественников Феллини, сразу раскусивший «Дорогу» как явление, которому практически нет равных), так и сказал: что, дескать, кинематограф есть лишь средство для выражения свободной воли и духа Феллини – и более ничего. То есть в средние века это, может, могла бы быть фреска или скульптура, может, проза – не знаю, что еще, не появись на свете камеры и пленки, то есть так называемого искусства движущегося изображения. И здесь оно, таким образом – лишь подспорье, форма, при помощи которой можно выразить свой посыл – человечеству, не меньше. В этом – редчайшем – случае работает любое преувеличение.
![2.jpg](/upload/medialibrary/a2a/t0zolh8lu8mi3x0c0ytt8ofcnnvjd07c.jpg)
"Дорога"
Другой вопрос – сопротивление материала, тяжелый «сопромат», с которым столкнулся маэстро Феллини. От нехватки финансов до навязывания другой актрисы на главную роль, он неверия в успех окружающих, технического несовершенства подручных средств, занятости Энтони Куинна и прочая, прочая. Читая об этом, сидишь и думаешь, как Феллини не сошел с ума: а он, оказывается, и сошел, доведя себя до тяжелейшей депрессии, из которой его вывел, причем не без труда, знаменитый психоаналитик.
Препон было столько, что даже читать об этом мучительно: причем главная «препона», как это ни странно, заключалась в личности самого автора, невыносимого, причем для самого себя, перфекциониста.
…Вообще-то это слово уже сильно затаскано: о ком бы ты ни писал, если это выдающийся режиссер, он, разумеется, перфекционист, кто же еще. То есть тот, кто сам ставит для себя же такие задачи, условия и цели, которые ему же ПОЧТИ не под силу. Но именно что почти: в конце концов, нарезая круги своего персонального ада и вовлекая в них окружающих, своей цели он все же достигает. Зная доподлинно, что нужно именно ему, как добиться совершенства и что для этого нужно делать: как ни странно, искусство режиссуры, как таковое, то есть техника (в широком смысле), в случае с Феллини ни при чем – или косвенно причем. Инструментарий, конечно, нужен (но он всегда был в его руках, это, в общем, особый человек, такие раз в тысячелетие рождаются), но не это здесь главное.
![3.jpg](/upload/medialibrary/37e/mdk48plmhfjkzd6r0imgks2rli3d8zgb.jpg)
"Дорога"
Как, собственно, и сама идея, растворенная в духе фильма, неуловимом «спирите», тех самых эйдосах, разлитых в воздухе этой магической картины, каковые поначалу не почувствовали леволиберальные критики. Не поняв, что Джельсомина – и есть мировая душа, анима, способная не только пробудить в жестоком Зампано силу человечности, но и преобразовать окружающее. Не меньше. Жалкая идиотка, в клоунской фигурке которой, тихой улыбке, нелепых повадках полуребенка-полуженщины будто заключена самая суть мира, его мистическая красота, его смысл. И давно утерянный дух.
Недаром один продюсер, прочитав сценарий «Дороги» за пять лет до съемок (Феллини долго шел к своему проекту), сказал, что это великая литература, но никак не кино. «Ты не заработаешь на этом фильме ни гроша», – предупредил он своего приятеля. (Хм, как сказать, – «Дорога» получила 50 престижнейших наград и вошла в десятку лучших фильмов всех времен и народов).
![4.jpg](/upload/medialibrary/eef/0pc2ocodcbdkd7hqe7i0aggo3k8ccvb2.jpg)
"Дорога"
Так о чем там речь? (вопрос, понятно, смехотворный, фильм не просто широко известен, а тотально знаменит). Ну да, сюжет помнят все: блаженная, проданная грубому циркачу собственной мамашей, бродит с ним по дорогам Италии, ночуя в грузовике, который им обоим и стол, и дом; знакомится с канатоходцем Матто, «парящим в воздухе» человеком и потому ежедневно рискующим жизнью, который, первый в ее судьбе, скажет ей, что она существует, что она – не тень; затем в случайной драке ее хозяин и любовник, как бы муж, убивает Матто, чего она не может вынести, будто помешавшись; Зампано бросает ее, спящую, и через много лет узнаёт, что она вскоре после его ухода умерла… В финале, сидя на берегу моря, Зампано буквально воет, наконец прозрев и поняв, что если и было в его жизни что-то человеческое, так это Джельсомина. С ее чистотой, «блаженством», святостью ребенка, умением любить и прощать и невозможностью смириться с чужой смертью, – как гений, извините за это слово, эмпатии. Лучше, скажем так, – сострадания. Вселенского, не меньше.
![5.jpg](/upload/medialibrary/c71/r3d15bblggyfra1nmabopgrueg6wym99.jpg)
"Дорога"
Вот, собственно, и все, как любил говорить Хармс: было бы из чего, кричали критики-марксисты, огород городить. Феллини, мол, предал идеалы неореализма, повествующего о тяжкой участи рабочего класса, его борьбе с капиталистами и пр. Раздавались и упреки в адрес покорности Джельсомины – ну, раз в компартию не вступает (и это не шутки, уверяю вас), не борется за лучшую долю и женское освобождение, повинуясь своему жестокосердному хозяину. Хорошо бы еще современных феминисток почитать в этой связи»: непременно ведь припечатают Зампано как абьюзера, а Джельсомину назовут жертвой вековых предрассудков. Кто бы спорил: он и есть «абьюзер» и «мизогин», а она – жертва. Кстати, я бы не стала придавать фельетонный оттенок своей заметке, если бы конфликт между критическим сообществом и маэстро Феллини не возник бы как раз на этой зыбкой почве. Зыбкой, потому что люди постоянно балансируют между собственной тупостью и трендами, а для дурака оседлать идею, любую причем, всего проще.
![6.jpg](/upload/medialibrary/160/h2lanlbi7lgxswggixehadd4kmytbyl2.jpg)
"Дорога"
Режиссерский сценарий (скорее, посекундная запись фильма) составлял 600 страниц без малого (!). Было тщательно зафиксировано всё, что только можно, любой поворот головы персонажа, композиция каждого кадра. Несмотря на ограниченность в средствах, Феллини снимал один и тот же эпизод до бесконечности, добиваясь …а вот чего добиваясь, затрудняюсь сказать. Затруднялись и участники процесса: чем отличался один дубль от другого, не понимал никто, даже сама Джульетта Мазина, великий камертон, живое воплощение духа искусства.
![9.jpg](/upload/medialibrary/2a2/2h4kajv2k0g8jiutecesrmkef3187hn0.jpg)
"Дорога"
Она, бывало, плакала: муж относился к ней еще требовательнее, чем к остальным, без конца мучая своими непомерными и часто непонятными требованиями. Вообще их союз (если не впадать в умиление женских журналов) был уникальным по своей природе: ее слух и, как говорится, всё ее существо улавливало мельчайшие эманации поставленной перед ней сложнейшей задачи; впрочем, словами это объяснить нельзя. Он сам говорил, что только Марчелло (Мастроянни) и Джульетта могут услышать приближающийся гул (не вселенной ли? – мне порой страшно), исходящий откуда-то из-под земли, чтобы передать его своей игрой. Войти, так сказать, в ауру особого священнодействия. Недаром знаменитая улыбка Кабирии из другого феллиниевского фильма, эта завораживающая смесь отчаяния и надежды, стала эмблемой не только величия кино, но и примером величия и необъятности человеческой души.
![sl.jpg](/upload/medialibrary/e03/w4abtvaj2f4l6q0kn3kttkzz0mwa9jyn.jpg)
"Дорога"
Как и взгляд Джельсомины, чья невинность обезоруживает вас точно так же, как взгляд щенка или котенка: Феллини сам говорил, что у его жены взгляд потерявшейся собачки.
За этой величайшей невинностью стоит, ни больше ни меньше, образ мира – в этом случае не в слове, как писал Пастернак, явленный,– а во взгляде Джульетты Мазины, преображенном камерой величайшего из величайших художников.
фото: kinopoisk.ru