Радио "Стори FM"
Юрий Гальцев: «Мы делаем модной классику»

Юрий Гальцев: «Мы делаем модной классику»

Беседовала Юлия Васильева

Один из самых блестящих комедиантов современности, человек, чье появление на сцене или на экране тут же вызывает улыбку, чье имя - синоним доброго и светлого юмора и десятков всеми любимых созданных им образов. Актер, художественный руководитель Санкт-Петербургского театра эстрады имени Аркадия Райкина - Юрий Гальцев.

- В детстве моя мама рисовала мне почему-то клоунов. И как после этого не верить в то, что все неслучайно, что есть судьба, что нам посылаются знаки?.. А Аркадий Райкин, чье имя носит театр в Санкт-Петербурге, который я возглавляю, был любимым актером моих родителей. Когда он появлялся на телеэкране, отец кричал на всю квартиру: "Райкина показывают!"

Верите в судьбу?

- Скорее в Бога. Я православный, верующий человек. Хотя да - от того, что на роду написано, не уйдешь. Хотите еще историю о том, что все неслучайно? Так вот, у меня в кабинете хранится черно-белый портрет Аркадия Исааковича, который я купил одиннадцатилетним пацаном в книжном магазине. Родители дали два рубля на подарки одноклассницам на 8 марта, а я за рубль сорок семь купил эту фотографию в рамке. На следующий день мне снова выдали два рубля. И не ругали, кстати.

Юрий Николаевич, если продолжить тему детства, не так давно в Москве и Санкт-Петербурге прошли презентации вашей книги стихов для детей, и мы узнали вас в новом неожиданном амплуа.

- Во время пандемии, когда все было закрыто, в театр пускали только меня, и только в мой кабинет. Приезжая на Большую Конюшенную, входя в пустой театр, я садился за стол и писал какие-то строчки, заметки, стихи... И однажды вспомнил свою детскую фотографию, на которой мне три с половиной года, и я стою с игрушечным резиновым слоном. Это фото и сейчас хранится у меня дома на Крюковом канале. Я отлично помню и того слона, и все свое детство с ранних лет, хотя сам уже являюсь и папой, и даже дедушкой рок-н-ролла (улыбается - Авт.). Первое стихотворение было написано как раз про того слона с "пикушкой". Я перечитал его, и мне самому понравилось, что со мной случается крайне редко. Раньше я писал песни, иногда стихи о любви, и вдруг родились несколько детских стихов. В тот момент я и не думал о книге...

44.jpg

Вторым стало стихотворение "Лилипутка", тоже родом из моего детства. Когда я учился в первом классе, увидел, что в наш город приехал цирк шапито, а на его афише были нарисованы маленькие человечки - лилипуты, и уговорил папу сходить со мной на это представление. Я бы многое отдал за черно-белое фото того дня! Я помню даже запах того дня, все свои ощущения, эмоции, свой восторг! И когда на сцену вышли лилипуты, я сидел как заколдованный, открыл рот и до конца представления его не закрывал. А потом спросил папу: "А сколько им лет?", на что получил ответ: "Они старше меня, сынок". Маленькие артисты пели свои песенки, показывали номера, жонглировали, и пока цирк не уехал из нашего города, я ходил на эти представления каждый день. Разве кто-то мог подумать, что спустя годы и меня жизнь приведет в цирк, я буду работать в "Лицедеях"... А тогда я выучил наизусть всю их программу...

За месяцы пандемии я написал около 60-ти стихотворений, в книгу, правда, вошли не все. В них нет ни капли вымысла. И про самокат, который у меня украли от хлебного магазина, и про Гоголя, 123, дом моего детства...

И название свое - "Папин борщ" - книга тоже получила из-за совершенно конкретного борща, который мой отец готовил по воскресеньям и угощал им всех соседей по подъезду - это был грандиозный ритуал! Когда он варил свой знаменитый борщ, никто даже не подходил к нему, а он только раздавал команды, например, "А ты режь лук!" В назначенное время все соседи со своими тарелками заявлялись к нам, вставали в очередь: "Афанасьич, а борщ сегодня будет?", - и папа всех угощал, и такое шоу происходило каждое воскресенье. А вообще папа был крупным руководителем, серьезным уважаемым человеком. Построил несколько десятков многоэтажных домов, да что там домов - целый микрорайон! Заслуженный строитель СССР!

Книга разлетелась, ее практически не купить, ее читают и дети, и взрослые, которых она переносит в детство, которое "всегда с тобой"... Не вошедшие в книгу стихи мы опубликуем на канале в ютьюб, я сам их озвучу и уже придумал, каким будет музыкальное оформление. Это будет "бомба"!

Трехлетний Юра замирал в цирке от восторга, но, конечно, не думал, что годы спустя перед ним также будет замирать публика...

- Актерская профессия - это, конечно, магия, феномен, который я до сих пор до конца не постиг. Одно знаю точно: актерское обаяние - или оно есть, или его нет. Бывает, смотришь на девушку, вроде бы и красивая, и статная, а ты думаешь, как бы убежать от нее побыстрее, потому что энергии у нее нет, обаяния нет! А другая - вдруг улыбнулась, вдруг засмеялась, вы заговорили на одном языке, и это совсем другое ощущение. Это химия. То же самое в нашей профессии: можно овладеть технологией, но не иметь внутреннего огня, быть профи, но... Хотя и на одном огне далеко не уедешь (улыбается - Авт.), все же основа основ - это мастерство, это школа.

Разумеется, тогда в шапито я не мечтал стать актером, но сцену с детства любил, обожал выступать, петь. Как гордился мной отец - и тогда, и впоследствии, когда я уже стал взрослым, окончил ЛГИТМиК, начал играть!..

13.jpg
С легендарным клоуном Олегом Поповым
Отец застал ваш успех?

- Да, и я счастлив, что он успел стать свидетелем моих первых успехов, аншлагов, признаний... Помню, как-то, после очередных аплодисментов, я объявил публике, что сегодня в зале присутствует мой отец. Он встал, глаза у него сияли, и, по-моему, он даже прослезился от радости и гордости, сорвав овации. Он для меня был больше, чем просто отец. Мой абсолютный нравственный, человеческий, мужской ориентир.

Я любил запускать отца в самую гущу событий своей жизни, учась в театральном. И он совершенно легко общался с молодежью, всех смешил, очень легко общался. Удивительный, обаятельный, позитивный был человек, со всеми выпьет, всех обнимет, расцелует, на всех хватало его внимания и большого сердца! Один факт: его любили настолько, что родственники, друзья, знакомые отменяли свадьбы, дни рождения, потому что "Афанасьич не может приехать". А приезжал - значит, все, свадьбе быть, юбилею быть (улыбается - Авт.)!

Есть одна простая, казалось бы, история, но она на сто процентов иллюстрирует, каким счастливым было мое детство, и каким был мой папа.

В Советском Союзе во дворы приезжали сборщики вторсырья и собирали старые ненужные вещи, одежду, тазы, старые чайники, прочий хлам, а взамен ребятишкам давали разные мелочи: цветные карандаши, свистульки, пистолетики, пистончики. А такие пистолеты были верхом крутизны среди ребят. И вот в один из таких дней, соседи стали выносить всякий хлам, обменивать его на игрушки, и тут отец идет на обед с работы, я к нему: "Пап, может, и мы что-то отдадим, я так хочу этот пистолетик!" Он подходит к старьевщику, говорит: "Не уезжай", через пять минут выходит: "Юр, ничего старого у нас нет, все новое..." И я горько заплакал... Отец поднялся домой, вынес новые валенки и обменял их на пистолет. Этот случай до сих пор отзывается в моей душе. Мне было года три...

А еще помню, как в три с половиной года я посмотрел в кинотеатре фильм "Кавказская пленница". И когда много десятилетий спустя ко мне в театр в Санкт-Петербурге, где я уже был художественным руководителем, пришла та самая суперзвезда СССР Наталья Варлей и выступала на нашей сцене, я рассказал ей эту историю. Кстати, она и спустя годы выглядела так же прекрасно, как та спортсменка, комсомолка, красавица!

Отлично помню, как посмотрел "Дикую собаку Динго" с Галиной Польских в деревенском клубе. А много лет спустя рассказал Галине, когда она играла в антрепризе в нашем театре, как был пацаном в нее влюблен. На что она ответила мне: "Юрочка, тогда в меня был влюблен весь Советский Союз!" (улыбается - Авт.).

Кто из советских актеров для вас являются духовными и профессиональными ориентирами?

- Сергей Бондарчук и образ, который он создал в "Судьбе человека". Лет в 10-11 смотрел этот фильм опять же вместе с отцом, это был шок! А потом его гениальная роль в "Войне и мире".... И, конечно, мой абсолютный кумир - это Станислав Любшин в фильме "Щит и меч". Воплощение и дара, и достоинства, и масштаба личности. Недавно специально примчался на его премьеру в МХТ Чехова из Санкт-Петербурга, пошел за кулисы и для меня было счастьем и честью иметь возможность просто пожать руку этому великому человеку и актеру.

В чем секрет того поколения актеров?

- Советский кинематограф в целом давал народу огромную духовную опору, вспомним те фильмы, вспомним, какие песни пела страна. "Офицеры", "Белорусский вокзал", "Вариант "Омега"... И, конечно, это заслуга тех режиссеров, актеров, многие из них были фронтовиками, прошедшими ад на земле, нюхавшие порох, видевшие смерть и знавшие цену жизни, миру - не в теории.

Это люди из другого теста, чем сейчас. Меня в ЛГИТМиКе учили великие преподаватели - и все фронтовики, блокадники, и все, к слову сказать, евреи: Субботовская Любовь Михайловна, Шведерский Анатолий Самойлович, который за баранкой провел всю войну, возил людей и грузы через Ладогу, Штокбант Исаак Романович, прошедший войну разведчиком. Гениальность и величие этих людей в том, что они во все времена оставались со своим народом, были частью его, а не надменно критиковали "эту страну" как сейчас некоторые. Уехав от тех, кто обеспечивал им огромные гонорары, кто им аплодировал. И выкрикивают из-за угла свои мерзости. Многие не прошли испытания на достоинство в лихие времена. Но жизнь имеет свойство все расставлять по своим местам.

К ветеранам мне привито священное отношение еще отцом, который будучи большим руководителем, каждое 9 мая устраивал от своего треста огромный праздник для фронтовиков. Вывозил их на автобусах с ночевкой, с палатками на берег озера, для них накрывали столы, варили уху на костре, жарили шашлыки, они пели под гитару, под гармошку песни военных лет, вспоминали фронт и, конечно, никто не ложился спать. И я вместе с ними, конечно, а были те ветераны тогда моложе меня сегодняшнего...

Часто бываете в других театрах?

- Приезжая в Москву, всегда стараюсь смотреть значимые премьеры в Вахтанговском, МХТ Чехова, Табакерке, посмотрел все спектакли Крымова, слежу за постановками у "фоменок".

К счастью, у нас есть совершенно гениальные актеры, к ним я отношу Константина Хабенского, Владимира Машкова, Женю Миронова, Тимофея Трибунцева. Обожаю молодых актеров Марию Смольникову, Александра Кубанина, Артема Волобуева. Россия поистине неисчерпаема талантами. Надеюсь, и в адрес молодых актеров моего театра другие скажут столь же лестные слова.

107.jpg

Труппа театра эстрады имени Райкина - очень молодая, и в основном сформирована из выпускников курса ЛГИТМиКа, где вы были мастером?

- Да, большинство актеров - это выпускники моего курса, смелые, яркие и очень талантливые. На спектакли с их участием не купить билет, они настоящие звезды Петербурга. Я им как отец, мой метод управления - не сочетание кнута и пряника, а просто пряник, притом, с глазурью, медом и повидлом и еще с бокалом красного вина (улыбается - Авт.).

Перед интервью специально посмотрела сайт театра, и, действительно, на все постановки полный аншлаг. В чем секрет, как блестяще поставить и сыграть классику в эстрадном жанре?

- Горжусь тем, что сегодня наш театр входит в ТОП-5 театров Питера. Да, в нашем репертуаре в основном классика - потому что лучше никто пока сказать не смог - острее, ярче, глубже, жизненнее, точнее и в конечно итоге - человечнее.

45.jpg
Сцена из спектакля "Вселенная Островского"
Поэтому мы ставим и Шукшина, и Островского, и Чехова, и Гоголя. Но в то же время работаем и с современными авторами - есть постановка "Дураки-дороги" по мотивам произведений Владимира Сорокина, которую мы делали, будучи готовыми к разной реакции, но которая имеет огромный успех.

Вы правы, труднее всего ставить классику и оставаться при этом в нашем жанре - эстрадном. Находим смешное, выжимаем эссенцию из произведений. Изучаем обстоятельства как они создавались. Изучаем эпоху! Творим с молодежью! Когда на нашем спектакле "Шуры-муры" по рассказам Василия Макаровича Шукшина была его вдова Лидия Федосеева-Шукшина, она сказала: "Жаль, что Васенька не увидел этот спектакль... Он бы очень смеялся!" В его рассказах столько скрытого гениального тонкого юмора! Это и называется самородок. Постановка по Чехову "Крокодил души моей" Александра Кладько вот уже несколько лет - хит! А "Мнимый больной" Нины Чусовой по Мольеру! А "Ревизор" по Гоголю, где я играю губернатора, - это всегда сверханшлаг, люди падают от смеха с кресел, еще и потому, что узнают в героях своих современников, обстоятельства, которые по сей день нас окружают. Русь-тройка несется, а губернаторы остаются как во времена Гоголя (улыбается - Авт.). А новый спектакль "Вселенная Островского", поставленный нами к юбилею великого русского драматурга!

1.jpg
Сцена из спектакля "Мнимый больной"

Чем хороша классика и почему мы ее выбираем, - это тексты вне времени, это не пьесы, созданные автором для самолюбования или самореализации - "Вот, посмотрите какой я оригинал!" - это истинное искусство, высокая литература. Поэтому за модой мы не гонимся, мы делаем модной классику.

Притом, большинство наших спектаклей проходят испытание временем и идут по много лет.

А еще я как худрук делаю ставку на молодых. И "Дураки-дороги", и "Ревизор", и "Вселенная Островского" поставлены молодым режиссером Стасом Парфеновым, чьи работы в свое время меня очень тронули. У нас похожее чувство юмора, а это сразу роднит! А главное, у нас, хотя он и помоложе, один педагог в ЛГИТМИке - Игорь Алексеевич Богданов, это один из первых моих мастеров.

А наша потрясающая молодая художница Алиса Юфа - какую сценографию, костюмы, афиши она создает, обладая собственным неповторимым стилем, взглядом на спектакли!

2.jpg
Сцена из спектакля "Ревизор"

Давать дорогу молодым для самореализации и художественного высказывания - мое кредо. Молодежь всегда сделает лучше, интереснее, острее, поэтому у нас в театре все для молодых. Всегда повторяю: невозможно пожинать урожай шесть раз в год, надо и орошать почву, возделывать ее, бросать в нее свежие семена.

Театральные премии щедры к вам?

- Ой, мы об этом вообще не думаем и к этому не стремимся (смеется - Авт.). Наши судьи - зрители и мерило успеха - это аншлаги. Говорили, что наш мюзикл "Маугли" в постановке Алексея Франдетти и Дарьи Борисовой хотели наградить "Золотой маской". Но нам не надо никаких масок, мы знаем, как они "присуждаются", пусть лучше у нас будет "биток" в зале, это честнее и лучше. Согласен с уважаемым директором театра Вахтангова Кириллом Игоревичем Кроком в том, что хороший спектакль или нет, видно по табличке в кассе: "Все билеты проданы". А то знаем мы спектакли-лауреаты, которые через пару месяцев закрываются или еле-еле продаются по сто рублей за билет.

При этом вы ведь не из номинальных худруков, которые осуществляют "общее руководство" театром, - вы играете, ставите спектакли и даже пишете к ним песни?

- Я по-другому и не смог бы, я вникаю во все мелочи, от творческих до технических, бытовых, я знаю кто чем живет в театре, и дверь в мой кабинет не закрывается. В спектаклях "Шуры-муры" и "До Победы" я выступил режиссером-постановщиком, во многих выхожу на сцену, пою, играю на гитаре, песни сам сочиняю - и музыку, и стихи. В недавней премьере "Вселенная Островского" сыграл Островского, говорят, мы очень похожи, когда мне приклеивают бороду (улыбается - Авт.), а еще у нас день рождения в один день - 12 апреля.

4.jpg
"Концерт для своих"

Юрий Николаевич, и все-таки, что такое чувство юмора?

- Врожденное умение чувствовать слово, ситуацию, плюс интеллект, конечно. Я люблю разный юмор, я не ханжа, но я все же за то, чтобы юмор способствовал созиданию, а не разрушению, я за добрый юмор, который окрыляет, дает силы, поднимает с колен, а не просто обличает и, тем более, делает больно.

И еще, у юмора нет границ. Расскажу пару историй, это подтверждающих. Мы были на гастролях в Страсбурге, и у нас в программе была пародия на Патрисию Каас. Слухи о том, что приехали актеры из России, разлетелись по городу мгновенно, и Патрисия тоже узнала, ведь она родом из Страсбурга, и представьте наши эмоции, когда эта роскошная певица, которая в СССР на тот момент была суперзвездой, приехала к нам на концерт! Она смеялась до упаду, потом пришла за кулисы, мы еле-еле объяснились по-французски, но поняли друг друга. Выпили с ней французского коньяка. Это был 1989 год!

А когда я играл в "Лицедеях", то оказался в гостях у Пьера Ришара в его знаменитом доме-барже на Сене. Мы выпивали, он готовил нам фирменные напитки, я играл на гитаре и пел, он, конечно же, ни слова не понимал по-русски, но радовался от всей души.

В одной из ваших песен о Санкт-Петербурге есть очень трогательные слова: "Парня встретил Ленинград, стал ему как старший брат, руку протянул ему свою..." Что для вас Петербург?

- "Был он сторож, дворник был, лед он по утрам долбил..."- такое продолжение у этой песни. Все в этой жизни пройдено рука об руку с Ленинградом, Питером, Санкт-Петербургом. Лишения, трудности, победы, потери, успех, слава! Крюков канал, Мойка, Большая Конюшенная, Марсово Поле, Фонтанка, Дворцовая площадь - вся моя жизнь - это Питер, который был и есть щедр ко мне на людей, на любовь, на дружбу! Но и Москву очень люблю, как и московского зрителя, и этим летом, кстати, обязательно приедем в столицу с гастролями театра эстрады имени Аркадия Райкина и покажем уважаемым москвичам свои лучшие спектакли!

Фото Оксаны Ковтун и из личного архива Юрия Гальцева

Похожие публикации

  • Елена и Владимир Этуш. Продолжение любви
    Елена и Владимир Этуш. Продолжение любви
    Когда твоего мужа любит вся страна, но ты любишь его сильнее миллионов... У меня в руках книга, созданная Еленой Этуш, вдовой Народного артиста СССР вахтанговца Владимира Абрамовича Этуша, и именно эта книга о любимом мужчине стала поводом для нашей встречи в их гостеприимном доме
  • Владимир Урин: Легко ли быть директором символа России
    Владимир Урин: Легко ли быть директором символа России
    Большой театр – безусловный символ России, который несмотря ни на что держит высочайший стандарт качества. О том, как ему это удается, мы беседуем с генеральным директором Государственного академического Большого театра России Владимиром Георгиевичем Уриным
  • Кирилл Крок: «В театре твои бывшие заслуги никого не интересуют»
    Кирилл Крок: «В театре твои бывшие заслуги никого не интересуют»
    В этом году исполнилось 10 лет с тех пор, как Кирилл Крок стал директором Театра имени Евгения Вахтангова. И за это время его имя стало таким же известным, как и имя художественного руководителя легендарной труппы дома с колоннами на Старом Арбате. За свою жизнь он освоил много театральных специальностей