Радио "Стори FM"
Ирина Пегова: «Не всем же быть принцессами»

Ирина Пегова: «Не всем же быть принцессами»

Беседовал Максим Андриянов

Ирина Пегова много снимается и играет в театре, и амплитуда ее работ — от драмы до комедии. Ближайшая премьера Пеговой — как раз комедия «Свингеры». Фильм выйдет в российский прокат 6 января. «Название — самое неприличное, что есть в этом фильме, — смеется Ира. — В остальном это довольно веселая и добрая предновогодняя история». Это все хорошо, но как нам строить серьезный разговор при таком поводе? Решение пришло неожиданно — во многих интервью Пегова рассказывала, что с детства большая фанатка Аллы Пугачевой. Она повторяла это так часто, что Алла Борисовна пришла на спектакль «XX век. Бал» с участием Ирины. А недавно они рядом сидели на премьере сериала «Вертинский», но все это, как говорит Пегова, крохи. А хотелось бы поболтать один на один. Эту мечту реализовать не в наших силах, а вот примерить насколько песни Примадонны не только про всех российских женщин скопом, но и про нашу героиню в частности, мы можем. И это хороший выход из ситуации, учитывая, что песня Пугачевой «Будь или не будь, сделай же что-нибудь» — это прямо о пеговской Ирине из «Свингеров». Убедитесь уже совсем скоро.

Ира, первая же песня, которая приходит на ум — «Окраина». Наверняка ты помнишь ее слова: «Пусть артистка я стала известная. На виду — не иголка в стогу. Но, была не была, буду жить, как жила. А иначе я петь не смогу!» Ты ведь родом из Выксы, все детство провела в рязанской деревне. Осталось ли в тебе что-то от провинции?

— Все осталось на прежнем месте. Даже усугубилось. И когда возвращаюсь в Выксу или в деревню, я понимаю, насколько все это люблю, насколько оно мое. Даже живя в провинции, я не стремилась в Москву и учиться поехала сначала в Нижний Новгород. А в столице первый раз оказалась, когда приехала поступать к Петру Фоменко. У меня никогда не было ощущения, что в Москве жизнь, а у нас существование.

20-vek.jpg
"XX век. Бал" — спектакль Аллы Сигаловой в МХТ им. А. П. Чехова
Соответственно, никакого чеховского «В Москву! В Москву! В Москву!» не было?

— Совершенно! Может быть, потому что я знала, судьба меня сама найдет. Я и сейчас так живу — никогда не делаю каких-то специальных шагов, куда жизнь поведет, туда и иду. Никаких амбиций в юности у меня не было. Только детские игры, в которых на огородных грядках я делала вид, что даю кому-то интервью. Мне часто говорят, что я — колхозница. И я горжусь этим, потому что моя деревня, моя провинция никогда из меня не уйдет. Я как раз на этом и стою. Не всем же быть принцессами!

«Если долго мучиться» — эта песня про тебя?

— Строчки «Судьба нам долю лучшую не может сразу дать. Везенье — дело случая, который надо ждать» — да. 90% успеха — это оказаться в нужном месте в нужное время. А вот «долго мучиться»… Не знаю, я никогда не мучилась. Мне везло. Заслуженно или нет, но судьба щедро раздает мне авансы. Я с первого раза, например, поступила к Петру Наумовичу Фоменко. Да я и не видела для себя других вариантов, хотя обычно абитуриенты, чтобы увеличить шансы, поступают во все театральные вузы подряд — кому-то да понравишься. Но я даже мысли не допускала, что меня могут не принять. Возможно, все дело в том, как я воспринимаю ситуацию: многие трудности мне просто не кажутся таковыми. Для меня стакан всегда наполовину полон.

20.jpg
Спектакль "XX век. Бал" 
Это подтверждается твоими поступками, потому что только человек, не боящийся трудностей, может с головой уйти сначала в «Танцы со звездами», а потом в «Ледниковый период». Это ведь очень непростые проекты.

— Да, но все трудности понимаешь только в процессе. Тяжело было даже не физически… Так получилось, что в «Ледниковом периоде» я участвовала сразу после ослабления пандемии. И вся работа, которая перенеслась из-за локдауна, вдруг пришлась на то же самое время. Поэтому помимо тренировок на катке я получила две параллельных картины, плюс театр. Одни съемки проходили не в Москве, а в Минске. И чтобы продолжать тренировки, я наняла тренера там. Но каток закрывался в 10 вечера, а смена в кино иногда заканчивалась позже, и очень скоро стало очевидно, что в одинаковых условиях с остальными конкурсантами я не буду. А судьям и зрителям уже ничего не объяснишь — согласилась на участие в проекте, катайся! Из-за этого я чувствовала постоянный дискомфорт.

tixonov.jpg
Партнер Ирины Пеговой по «Ледниковому периоду» — Алексей Тихонов

А ведь помимо этого участие в таких шоу физически очень тяжелое.

— Очень! Я получила на льду две травмы. Одну смогла исправить только сейчас, год спустя. Но если мне снова предложат какой-то интересный проект, я соглашусь.

Почему? Что это за авантюризм такой?

— Что-то в этот момент просыпается… Я же, например, хожу на актерские тренинги.

Заслуженная артистка Российской Федерации ходит на тренинги?

— Да. Нужно же периодически снимать с себя броню, обнуляться. И «Танцы со звездами», и «Ледниковый период» помогали это сделать, потому что ставили меня в положение новичка. Я ведь была в юности очень спортивной: крутила всевозможные фляки, сальто и мне прочили в ГИТИСе магистратуру по сцендвижению. Но в итоге театр меня затянул, и я плюнула на это дело. А годы же идут, тело моложе не становится. Держать себя в рабочей форме становится все сложнее. Опять же адреналин необходим, потому что только в стрессовых ситуациях организм мобилизуется, начинает импровизировать, раскрываются все поры, все наши круги внимания.

LEE-7972.jpg
«Ледниковый период»
Окей, переходим к третьей песне — «Держи меня, соломинка, держи». Есть у тебя такая соломинка, которая помогает выстоять в сложных ситуациях?

— Мне стыдно признаваться, потому что это признак небольшого ума (смеется), но у меня крайне редко бывает плохое настроение. Я очень люблю жизнь и радуюсь уже хотя бы тому, что живу в такое уникальное время, в этом городе, при этих родителях, занимаюсь этой профессией. А ведь могла родиться где-нибудь в Африке или в каком-нибудь племени Южной Америки пару веков назад. Иногда бывает, что я страшно раздражаюсь, становлюсь нетерпима, но это, как правило, связано с работой или с несовпадением темпоритма. Я ведь очень быстрый человек, резкий, мне нужно, чтобы все случилось еще вчера. А многие живут гораздо медленнее, и тогда мне проще самой сделать, чем ждать. Вот с этим стрессом я так и не научилась справляться.

А вот что меня держит на плаву, «когда вокруг шторма в двенадцать баллов», так это вид счастливых пожилых людей. Бабусю свою, дожившую до 92 лет, я просто обожала. И когда смотрю как бабушка с дедушкой под ручку идут по улице или просто сидят на лавочке, мне становится так хорошо! Неважно, кем они были, где работали и сколько зарабатывали, понимаешь? Они счастливы, потому что на этом свете и не одиноки. Ради этого стоит жить.

В «Мастерской Петра Фоменко» я много играла с одной пожилой актрисой Людмилой Михайловной Арининой — в той же «Одной абсолютно счастливой деревне», например. И мы очень тепло друг к другу относились. Я подвозила ее до дома после спектакля. Но она закончила работать в «Мастерской» уже больше 15 лет назад, и мы потерялись. А прошлой осенью я ее нашла. Она живет все там же, ей 95 лет, мужу — 92, они одинокие люди и не ищут лишнего общения. Мне хотелось сделать им приятное, чем-нибудь помочь, но Людмила Михайловна все время отвечала: «Ира, нам ничего не нужно, у нас все есть». Сначала я приносила какие-то продукты, но чувствовала, что берут они их скорее из вежливости. А потом нашла другой способ — стала присылать букеты цветов на праздники: Новый год, Рождество, 8 марта, 9 мая… Она ведь всю жизнь проработала в театре и кино, и простые цветы, как оказалось, это то, чего ей не хватало. В первый раз Людмила Михайловна просто плакала. Мы с ней воочию не видимся — она боится коронавируса, поэтому я подхожу к окошку, и мы с ней через стекло по телефону разговариваем. И вот она плачет от счастья, понимаешь? Поэтому за что держаться — за жизнь, за близких. Радоваться тому, что мама с папой живы.

beg.jpg
«Бег» — спектакль Сергея Женовача в МХТ им. А. П. Чехова

«Сто друзей» — как у тебя с друзьями дело обстоит?

— Конечно, «не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» — это про меня. Друзья – это мое спасение, мое счастье. Причем, не считая мою подружку-одноклассницу Наташку, друзья у меня появились буквально 5-6 лет назад.

А раньше как ты жила?

— Не было необходимости, не было возможности… Трудно поддерживать отношения, когда у тебя 12-часовой рабочий день, не учитывая дорогу. Да и как я буду ходить: «Ау, кто хочет со мной дружить»? Это же жизнь сводит. Знакомые, приятели, собеседники, конечно, были, а вот друзей… И опять же я приобрела их через работу, через кино. Нас познакомили их дети, с которыми я вместе снималась в Крыму. С тех пор я не представляю, как жила бы без этих друзей, потому что по любому вопросу я могу обратиться к ним — есть и кому ключ от квартиры оставить, и к кому по серьезному делу обратиться. Жизнь заиграла другими красками! Это, конечно, великое дело – друзья.

Переходим к другому серьезному блоку — «Мимоходом, ты обидел меня мимоходом…» — что скажешь про эту песню?

— О-о-о, это я сама мастерски умею делать. К сожалению. Так ведь можно только близкого человека обидеть. И меня так обижали. Человек даже не обратил внимания, что-то ляпнул, что-то сделал не имея ввиду ничего плохого — сколько раз такое было! Если меня на этом ловят, я всегда прошу прощения, даже если не чувствую себя виноватой. Такие ситуации нужно исправлять моментально, иначе человек может заострить на этом внимание и раздуть из мухи слона. А врачи говорят, что все болезни — от нервов. Конкретно рак — от глубоко затаенной обиды, которая съедает человека изнутри. Я эту версию поддерживаю.

С обидами разобрались. А как с со «Святой ложью?

— «Мне правда горькая сказала: «Не робей!» И стала я от этих слов еще сильней»? Лгать вообще не надо. Это последнее дело, самое обидное для меня. Даже в такой бытовой ситуации, когда тебя приглашают коллеги на спектакль, а потом нужно дать отзыв, я отвечаю честно. Хотя знаю много людей, которые сознательно врут, и настаивают на том, чтобы врать. Мне кажется, это ужасным. 

Хочется, чтобы и тебе говорили правду в любой ситуации?

— В профессиональном плане, конечно. Какое-то мелкое вранье, которое не имеет никакого значения, да ради бога. Будем считать это художественным вымыслом. Это как байки рассказывать — для лучшего эффекта можно приукрасить подробности. Но вот, допустим, если речь пойдет о здоровье, то тут мне хотелось бы про себя все знать. У нас в стране есть традиция тяжелые диагнозы сообщать не самому человеку, а его родственникам. Я против этого, я хочу такой правде смотреть в лицо и самостоятельно делать выводы. Для меня было бы самым горьким поражением, если бы я узнала, что все вокруг в курсе, а я одна, как дура.

svingery.jpg
Фильм "Свингеры", с Дмитрием Нагиевым
Пугачева спела много песен о любви, так что эту тему обойти не получится. Начнем с «Озера надежды»:

Мне влюбиться слишком рано,

А быть может, слишком поздно,

Никому не верю я, как прежде.

Нет, река любви не замерзла. Вообще. Если бы мы обсуждали эту песню 5-6 лет назад, 10 лет назад, я бы по-другому отреагировала. А сейчас счастье мое не обмелело, оно полноводно и хватит его на 100 тысяч человек. Понимаешь? И «никому не верю, как прежде» — это тоже фигня полная, я всегда верю, как бы ни обжигалась. В первую очередь, потому что время лечит.

Оно по-разному лечит. Иногда просто притупляет…

— Я никогда не была в таких ситуациях, как бы не сглазить. Мы с друзьями недавно разговаривали, о том, что бывает же безответная любовь. И это страшно. Но у меня всегда чувства были взаимными, и угасали они тоже обоюдно. Хотя бывало, что я и ревела, и страдала по человеку месяцами. Однако чувства опустошения не испытывала никогда. Наверное, в силу характера и рода деятельности. Моя работа настолько разнообразна и увлекательна, что всегда помогала мне забыться. Да я и позволить себе не могу выйти на сцену или съемочную площадку в раскисшем состоянии. Чувство долга не позволяет. Но опять же никогда не говори никогда — я еще молода, мне 43 года. Кто знает, в какую сторону меня качнет? Я тут недавно познакомилась с компанией, одна женщина из нее в 50 лет вышла замуж, понимаешь? Вся в любви и счастлива.

13_D.jpg
Спектакль «№ 13D», МХТ им. А.П. Чехова

Прекрасно, тогда переходим к песне «Молодой человек, пригласите танцевать».

— Танцевать — это здОрово и здорОво. Я же увлекалась танцами настолько глубоко, что участвовала в разных конкурсах, ездила как сумасшедшая. Тело — это инструмент, и мне хочется владеть им в полной мере. Вчера ночью мы с дочерью как раз слушали музыку. Начали с Кристалинской, Герман, я ставила ей Окуджаву, а потом вдруг перешли на Монатика и давай танцевать. Я залезла на низкий деревянный стол, дочь кричит: «Я тоже хочу». И так мы бесились до двух часов. У нас случилась истерика, настолько это было смешно! Жалко видео нельзя выложить в соцсети.

Песня все же не столько о танцах, сколько о любви к человеку младше себя…

— Было в моей жизни такое, и это прекрасно. Хотя в какой-то момент я очень стеснялась.

Почему? Мужчины, когда у них появляются девушки в 2 раза младше, не стесняются.

— Перед мамой было неудобно, только перед ней. А так это было увлекательно, прекрасно, счастливо. И мы остались друзьями, продолжаем вместе записывать песни, поддерживать друг друга. Этот человек для меня — одно из самых ценных приобретений в жизни.

Песня, которая, как мне кажется, не про тебя — это «Фотограф».

— «Чтоб на фото я была счастливой…» У меня немного другая проблема. На фотосессиях фотографы просят, чтобы я улыбалась. Это мое естественное состояние. А хочется, чтобы меня сняли в другом — грустной, трагичной, одинокой, печальной. Но все сопротивляются (смеется).

Ты несколько раз упоминала дочку. Ей, если я правильно считаю, 15 лет?

— Да, в январе будет 16.

doch.jpg
С дочерью
Тогда обсудим песню «Куда уходит детство».

— Я радуюсь, что оно у нее уходит. Хочу, чтобы быстрее исполнилось 18 лет.

Почему?

— Все дело в страхе перед подростковым периодом. Непонятно, во что дочка вляпается, с какой компанией свяжется и куда ее жизнь занесет. Недавно у нас в Выксе одна девочка вышла с 12 этажа. Отличница, потрясающая девчонка — что было у нее в голове? И таких случаев — миллион. Слава богу, мы с дочерью очень близки. Она делится со мной своей жизнью ровно в той мере, чтобы я была спокойна. Но все равно, мне будет проще, когда она станет взрослым человеком.

Не знаю, помнишь ли ты такую песню «Ням-ням»? Это самый конец восьмидесятых:

«Когда тебе плохо, болит голова -

Скорей открывай холодильник.

Достань ананасы, а лучше бананы,

Возьми апельсин и — вперед!

Ням-ням-ням...

О боли забывам».

Это про меня! Надо найти эту песню и послушать. Холодильник — мое спасение, моя палочка-выручалочка. Хотя я очень слежу за тем, что ем и отношусь к еде как к лекарству.

Это как?

— Как к витаминам — чтобы организму хватало всех элементов. Некоторое время назад мне закинули эту мысль, и я решила: «О, как круто!» С тех пор ем маленькими порциями, но все, что мне хочется. Как ты понимаешь, бывают исключения из правил (смеется). Поэтому несколько раз в год я отправляюсь в специализированные клиники, чтобы возвращать себя в рамки.

Моя любимая песня — «Три желания». Какие они у тебя?

— Я всегда отвечаю одинаково. Ты можешь смеяться над моей наивностью, но мне не стыдно. Первое — чтобы нашу страну больше никогда не коснулась война, потому что это самое страшное, что можно представить. Второе желание — чтобы родные не болели и не умирали. Это постоянные желания, а третье меняется. И сейчас я хочу, чтобы у меня была большая семья. Чтобы у дочки появились брат и сестра. Проблемы в этом смысле нет, я могу… Но лучше, чтобы это случилось в любви, естественно и само собой.

doma.jpg

Тогда последняя песня — «Любовь, похожая на сон». Была у тебя такая? Хочешь ли ты такую?

— Я все время пою эту песню в караоке! Была ли такая любовь? Да, и сейчас есть. Конечно, на таком градусе она не может быть всегда, в какой-то момент любовь перерождается в комплекс других чувств. Но сейчас мне хочется, чтобы было, как в песне — «но вопреки законам сна, пускай не кончится она».

Фото: пресс-служба МХТ им. А. П. Чехова, пресс-служба Первого канала, пресс-служба кинокомпании «Вольга», личный архив Ирины Пеговой

Похожие публикации

  • Улыбка Кабирии
    Улыбка Кабирии
    Джульетту Мазину будут помнить всегда, и в пантеон избранных она вошла легко и играючи, до слез обидно, что за свою длинную творческую жизнь эта уникальная актриса сыграла так мало, почти все время находясь в простое
  • Тот самый Янковский
    Тот самый Янковский
    23 февраля Олегу Янковскому, секс-символу советского кино, исполнилось бы 78 лет. Бог, говорят, дает или талант, или красоту – всё вместе бывает крайне редко. И этот как раз такой случай, уникальный
  • Шкловский. Не для печати
    Шкловский. Не для печати
    «Время берет нас тогда… Не тогда, когда ему нас жалко, а тогда, когда мы ему нужны!». Сказано это Шкловским, у которого за девяносто с небольшим лет жизни сложились свои отношения с несколькими историческими эпохами.