Автор: Михаил Осокин
В США определили наиболее успешные телесериалы 2018 года, и абсолютным победителем стал шпионский сериал “Американцы”. История об агентах КГБ, которые в годы холодной войны выдавали себя за американских граждан, победила сразу в трех номинациях.
Создатель сериала – бывший офицер ЦРУ, ставший сценаристом, и успех проекта во многом связан с тем, что он знает в деталях шпионские приемы. Телезрителям рассказали о шифровке и передаче донесений, о способах уходить от слежки - и о многом другом. Например, микропленку можно прятать так: завернуть в пластиковый пакетик, засунуть в стаканчик мороженого и положить в морозилку холодильника. А чтобы понять, не устраивают ли в твое отсутствие в квартире тайные обыски, надо перед уходом посадить в чемодан муху. Если муха исчезла, значит чемодан открывали.
В сериале “Американцы” показаны и разные способы маскировки, к которым прибегали шпионы, выдавая себя за других людей – например, многочисленные парики. Но реальная жизнь богаче любого кино: в реальности шпионы часто делают себе не только другие прически, но и другие лица. Например, в американском посольстве в Москве сотрудник, связанный с разведкой, выезжал в город в резиновой маске другого дипломата - а тот лежал на дне машины. В какой-то момент сотрудник незаметно покидал машину, выполнял свое задание – а затем таким же образом они возвращались обратно.
Американские агенты тайно выезжали из посольства - а советские агенты тайно проникали в него. Инженеры из технических служб ЦРУ поняли это, когда обнаружили в стене посольства замаскированный люк. В свою очередь американцы в 80-е годы прорыли тоннель под советским посольством в Вашингтоне. Но до главных секретов они добраться не смогли - посол Анатолий Добрынин работал в кабинете с заделанными окнами, а между стен и под полом специальные провода создавали магнитное поле против прослушивания.
А против подглядывания в арсенале шпионских войн был другой прием: текст писали серым шрифтом на блестящей от солнца бумаге, и даже с близкого расстояния уже ничего нельзя было различить. Кстати, такой же принцип использовал в 80-е годы Дональд Трамп, когда начались скандалы вокруг его строительной империи, и за ним стали гоняться папарацци. Трамп не хотел, чтобы его снимал кто попало - и он заказал себе строительную каску, покрытую золотом. Каска блестела на солнце, и фотографы не могли нормально снять Трампа – снимки получались с бликами.
Шпионские войны были в разгаре, и в ход шли самые разнообразные средства добывания информации. Например, в ГДР американские шпионы копались в мусорных свалках вблизи советских баз. Дело в том, что в советских частях порой была нехватка туалетной бумаги, и там использовались не по назначению страницы из уставов, технических руководств, служебная документация и обрывки карт. Мусор постоянно привлекал внимание и других разведок, и среди грязных бумаг было найдено немало секретных документов.
Добыча порой была и более значительной, чем мятые инструкции, и в шпионские сети попадали крупные рыбы. Например, главу индийского правительства Индиру Ганди в КГБ называли "контакт Вано" – и говорили, что она находилась под практически неограниченным влиянием советской разведки. А в США, по другим утверждениям, с КГБ сотрудничала даже Мэрилин Монро. В Москве ей присвоили кодовое имя Маша, и как вспоминали некоторые ветераны КГБ, ее любовник, секретный агент из советского представительства в ООН, даже успел обучить ее разным шпионским приемам - но тут случилась неприятность: Мэрилин умерла из-за передозировки барбитуратов.
Шпионские приемы успешно освоил даже Никита Хрущев – когда на пенсии стал писать мемуары и тайно переправил их для публикации США. Американские издатели засомневались в подлинности полученного текста и попросили об условном сигнале: чтобы Хрущев сфотографировался в шляпе, которую они специально прислали – в подтверждение авторства и согласия на публикацию. Фотографию переправили в США, и так издатели удостоверились, что их не обманывают. Подобные трюки с условными знаками на фотографиях, с шифрами и паролями фигурируют и в сериале “Американцы”.
В общем, реальная жизнь – неисчерпаемый источник вдохновения для авторов шпионских сериалов и книг. И если одни ограничиваются рассказами о современной разведке, то другие углубляеются даже в далекое прошлое.
Например, знаменитый “агент 007” Джеймс Бонд вовсе не так прост, как он выглядит в многочисленных фильмах. Ян Флеминг в процессе создания этого образа изучил биографию Джона Ди, известного британского чернокнижника и алхимика XVI века. Он был личным астрологом королевы Елизаветы, писал трактаты по магии и каббале и устраивал спиритические сеансы, на которых с помощью хрустального шара вызывал ангела Уриэля. А заодно он выполнял в Европе и шпионские задания для Елизаветы – и в конце своих донесений писал значки "00" (напоминание, что он был как бы глазами Ее Величества) и "7" (важный каббалистический символ). Вот эти подробности о деятельности Джона Ди Ян Флеминг и позаимствовал для своего “агента 007”. Так Джеймс Бонд напоминает просвещенным читателям о средневековом оккультизме и каббале.