Радио "Стори FM"
На фоне интерьера

На фоне интерьера

Автор: Юлия Анташёва

Эпоха 60-х. Светлая, радостная, ни на что не похожая. Её отголоски до сих пор слышны не только в модных коллекциях одежды, но и в дизайне интерьеров. Многие культовые вещи той поры вошли в наши дома благодаря декорациям культовых фильмов

Кресло для миллионера

Хью Лори
Не только человек может стать иконой, как Хью Лори, но и кресло: Eames Lounge Chair

Одно из самых узнаваемых кресел в мире, Eames Lounge Chair появилось благодаря дружбе голливудского режиссёра Билли Уайлдера и супружеской четы Имз – гениальных дизайнеров-модернистов, вошедших в историю как самый плодотворный творческий союз ХХ века. 

Однажды Уайлдер пожаловался друзьям, что его любимое клубное кресло нельзя возить с собой на съёмки – слишком уж оно тяжёлое. Вот и приходится бедняге ютиться на всяких там стульчиках. Супруги посовещались – и решили создать для приятеля лёгкое фанерное кресло с очень мягкой обивкой и подлокотниками, на котором можно сидеть, свободно раскинувшись. К креслу прилагалась оттоманка для ног, превращавшая его в подобие шезлонга. Уайлдер новинку оценил и забрал с собой на съёмки фильма «В джазе только девушки». Однако кресло выглядело так роскошно, что режиссёр скрепя сердце пожертвовал собственным комфортом, перенёс кресло в кадр и посадил на него Осгуда Филдинга III – именно в этом кресле миллионер разговаривал по телефону с красоткой Дафной. Правда, оттоманка на капитанский мостик яхты не влезла, и герою пришлось задирать ноги на столик с рацией. После выхода фильма заказы на Eames Lounge Chair полились рекой. К тому времени Имзы немного доработали кресло, сделав его ещё уютней. Дизайнерам очень хотелось, чтобы оно напоминало бейсбольную перчатку, – и у них это получилось.

Вскоре Eames Lounge Chair было признано не только иконой стиля и символом мирового дизайна XX века, но и одним из самых удобных предметов мебели за всю её историю. Это кресло продаётся до сих пор – и до сих пор «играет» в кино и сериалах. На нём ломал не раз голову над очередной медицинской загадкой знаменитый доктор Хаус. Правда, в 2010 году конструкцию Eames Lounge Chair пришлось несколько изменить – ведь с тех пор, как Осгуд Филдинг III ворковал с Дафной, средний рост человека увеличился почти на 10 сантиметров.


И полванны в придачу

Фильм «Завтрак у Тиффани» превратился в символ стиля 60-х. Чёрное платье героини Одри Хепбёрн, огромные очки, сигарета в длинном мундштуке стали предметом подражания для целого поколения. Однако главным must have у модников всего мира после выхода фильма на экраны стал интерьер как у Холли. 

Дизайнеры фильма не зря номинировались на «Оскар». Съёмная квартира молодого писателя Пола Варжака – апофеоз консервативного жизненного уклада. Бронза, позолота, тёмные обои с узорами, бесконечные драпировки и пылесборники на каминной полке. А по соседству – другой мир. Легкомысленная и экстравагантная квартира Холли с белой мебелью и яркими, запоминающимися аксессуарами, которые потрясли воображение зрителей. Можно и так – весело, оригинально и не похоже на дом престарелых аристократов!

Одна из самых необычных вещей в этой квартире – диван в форме обрезанной чугунной ванны. Самой настоящей, даже краники на спинке присутствуют. Художники по декорациям Сэмюэл Комер и Рэй Мойер и предположить не могли, что придуманный ими необычный диван, а также шкура зебры, небрежно брошенная рядом с ним, войдут в моду на долгие годы. До сих пор подобная мебель регулярно появляется в портфолио дизайнерских студий, а поклонники 60-х выкладывают в YouTube лайфхаки «как сделать из старой ванной диван как у Холли». 


Через тернии в кресло

Это сегодня фильмы про покорение космоса выходят каждый год. В 1968 году «Космическая одиссея 2001 года» стала для зрителей настоящим откровением. Фантастику снимали и до этого, но в первых фильмах будущее было неопределённо далёким и режиссёры могли свободно придумывать космические корабли и целые города, не заботясь об их реалистичности. После первого полёта человека в космос такая возможность исчезла. Режиссёр Стэнли Кубрик решил сделать мир будущего максимально реалистичным. 

Авторов фильма интересовали не только философские размышления об эволюции человечества, высокие технологии, искусственный разум и инопланетные формы жизни, но и бытовой антураж далёкого будущего. Неужели люди, летающие в космос, будут вот так же, как мы сейчас, сидеть в кресле, клеить обои и носить платья? Как-то это… не по-космически. Перед дизайнерами фильма была поставлена задача: все предметы, которыми человек пользуется в повседневной жизни, должны быть узнаваемыми, но абсолютно необычными. Декораторы «Космической одиссеи 2001 года» подарили миру идею встроенной мебели, о которой в те годы и слыхом не слыхивали. Ещё одной находкой стали мягкие панели, которыми были обиты стены космического корабля, – после выхода фильма они надолго вошли в моду.

Для общественных пространств дизайнеры постарались создать мебель идеальной органической формы. Углы, рёбра и грани были забыты. Обтекаемость столов, диванов, кресел была доведена до абсолюта. Эталоном дизайна будущего стали декорации космического отеля Hilton: подвесные потолки с подсветкой, круглые столики и кресла-стулья Djinn, созданные специально для фильма дизайнером Оливье Моргом и напоминающие плотную цветную каплю, причудливо растекающуюся в более лёгкой, прозрачной среде. В конце 60-х подобные дизайнерские решения выглядели совершенно футуристично. Однако именно они легли в основу современного минималистичного стиля, который подхватили производители мебели по всему миру. Присмотритесь к космической гостиной. Похоже на IKEA, не правда ли? 

фото: LEGION-MEDIA; REX/FOTODOM

Похожие публикации

  • Человек из буфета
    Человек из буфета
    О блошиных рынках, кротовой шубе, немецких машинах и русском перфекционизме рассказывает писатель Андрей Битов
  • Христос без Христа
    Христос без Христа
    Российский писатель сочинил первую в нашей стране «Автобиографию Иисуса Христа». Почему Иисус уже две тысячи лет не даёт покоя литераторам, каждый из которых хочет приписать Сыну Человеческому свои мысли?
  • Ученый и пришельцы
    Ученый и пришельцы
    Уже полвека Эрих фон Дэникен ждёт пришельцев. Он убеждает всех, что они на Земле уже были. Что именно благодаря им мы стали теми, кто мы есть. При этом он вовсе не считает себя писателем-фантастом. Он учёный!