Эпоха 60-х. Светлая, радостная, ни на что не похожая. Её отголоски до сих пор слышны не только в модных коллекциях одежды, но и в дизайне интерьеров. Многие культовые вещи той поры вошли в наши дома благодаря декорациям культовых фильмов
Кресло для миллионера

Не только человек может стать иконой, как Хью Лори, но и кресло: Eames Lounge Chair
Одно из самых узнаваемых кресел в мире, Eames Lounge Chair появилось благодаря дружбе голливудского режиссёра Билли Уайлдера и супружеской четы Имз – гениальных дизайнеров-модернистов, вошедших в историю как самый плодотворный творческий союз ХХ века.
Однажды Уайлдер пожаловался друзьям, что его любимое клубное кресло нельзя возить с собой на съёмки – слишком уж оно тяжёлое. Вот и приходится бедняге ютиться на всяких там стульчиках. Супруги посовещались – и решили создать для приятеля лёгкое фанерное кресло с очень мягкой обивкой и подлокотниками, на котором можно сидеть, свободно раскинувшись. К креслу прилагалась оттоманка для ног, превращавшая его в подобие шезлонга. Уайлдер новинку оценил и забрал с собой на съёмки фильма «В джазе только девушки». Однако кресло выглядело так роскошно, что режиссёр скрепя сердце пожертвовал собственным комфортом, перенёс кресло в кадр и посадил на него Осгуда Филдинга III – именно в этом кресле миллионер разговаривал по телефону с красоткой Дафной. Правда, оттоманка на капитанский мостик яхты не влезла, и герою пришлось задирать ноги на столик с рацией. После выхода фильма заказы на Eames Lounge Chair полились рекой. К тому времени Имзы немного доработали кресло, сделав его ещё уютней. Дизайнерам очень хотелось, чтобы оно напоминало бейсбольную перчатку, – и у них это получилось.
Вскоре Eames Lounge Chair было признано не только иконой стиля и символом мирового дизайна XX века, но и одним из самых удобных предметов мебели за всю её историю. Это кресло продаётся до сих пор – и до сих пор «играет» в кино и сериалах. На нём ломал не раз голову над очередной медицинской загадкой знаменитый доктор Хаус. Правда, в 2010 году конструкцию Eames Lounge Chair пришлось несколько изменить – ведь с тех пор, как Осгуд Филдинг III ворковал с Дафной, средний рост человека увеличился почти на 10 сантиметров.
И полванны в придачу
Фильм «Завтрак у Тиффани» превратился в символ стиля 60-х. Чёрное платье героини Одри Хепбёрн, огромные очки, сигарета в длинном мундштуке стали предметом подражания для целого поколения. Однако главным must have у модников всего мира после выхода фильма на экраны стал интерьер как у Холли.
Дизайнеры фильма не зря номинировались на «Оскар». Съёмная квартира молодого писателя Пола Варжака – апофеоз консервативного жизненного уклада. Бронза, позолота, тёмные обои с узорами, бесконечные драпировки и пылесборники на каминной полке. А по соседству – другой мир. Легкомысленная и экстравагантная квартира Холли с белой мебелью и яркими, запоминающимися аксессуарами, которые потрясли воображение зрителей. Можно и так – весело, оригинально и не похоже на дом престарелых аристократов!
Одна из самых необычных вещей в этой квартире – диван в форме обрезанной чугунной ванны. Самой настоящей, даже краники на спинке присутствуют. Художники по декорациям Сэмюэл Комер и Рэй Мойер и предположить не могли, что придуманный ими необычный диван, а также шкура зебры, небрежно брошенная рядом с ним, войдут в моду на долгие годы. До сих пор подобная мебель регулярно появляется в портфолио дизайнерских студий, а поклонники 60-х выкладывают в YouTube лайфхаки «как сделать из старой ванной диван как у Холли».
Через тернии в кресло
Это сегодня фильмы про покорение космоса выходят каждый год. В 1968 году «Космическая одиссея 2001 года» стала для зрителей настоящим откровением. Фантастику снимали и до этого, но в первых фильмах будущее было неопределённо далёким и режиссёры могли свободно придумывать космические корабли и целые города, не заботясь об их реалистичности. После первого полёта человека в космос такая возможность исчезла. Режиссёр Стэнли Кубрик решил сделать мир будущего максимально реалистичным.
Авторов фильма интересовали не только философские размышления об эволюции человечества, высокие технологии, искусственный разум и инопланетные формы жизни, но и бытовой антураж далёкого будущего. Неужели люди, летающие в космос, будут вот так же, как мы сейчас, сидеть в кресле, клеить обои и носить платья? Как-то это… не по-космически. Перед дизайнерами фильма была поставлена задача: все предметы, которыми человек пользуется в повседневной жизни, должны быть узнаваемыми, но абсолютно необычными. Декораторы «Космической одиссеи 2001 года» подарили миру идею встроенной мебели, о которой в те годы и слыхом не слыхивали. Ещё одной находкой стали мягкие панели, которыми были обиты стены космического корабля, – после выхода фильма они надолго вошли в моду.
Для общественных пространств дизайнеры постарались создать мебель идеальной органической формы. Углы, рёбра и грани были забыты. Обтекаемость столов, диванов, кресел была доведена до абсолюта. Эталоном дизайна будущего стали декорации космического отеля Hilton: подвесные потолки с подсветкой, круглые столики и кресла-стулья Djinn, созданные специально для фильма дизайнером Оливье Моргом и напоминающие плотную цветную каплю, причудливо растекающуюся в более лёгкой, прозрачной среде. В конце 60-х подобные дизайнерские решения выглядели совершенно футуристично. Однако именно они легли в основу современного минималистичного стиля, который подхватили производители мебели по всему миру. Присмотритесь к космической гостиной. Похоже на IKEA, не правда ли?фото: LEGION-MEDIA; REX/FOTODOM