Радио "Стори FM"
Бесстрашная Гэша

Бесстрашная Гэша

Автор: Марина Бойкова

«Если судьба, так встретишься и за тысячу километров, а не судьба, так не увидишь и рядом». Эта китайская поговорка – ключ к истории китаянки Ян Гэ. Потому что именно за тысячи километров от родного Китая, в России, нашла она свою судьбу

Этот год для неё прорывной. Она стала финалисткой последнего сезона шоу «Голос» и призёром Московского кинофестиваля, где её фильм «Ню» получил два приза: зрительских симпатий и за лучший режиссёрский дебют. А кроме того, она уже несколько лет актриса «Гоголь-центра». И, кстати, это с лёгкой руки Серебренникова в своё время она получила новое имя. «Поначалу на репетициях он звал меня Яной. А я каждый раз объясняла: Ян – фамилия, а имя моё – Гэ!» Наконец, он среагировал: «Понял. Всё, будешь у нас Гэша!» И все подхватили».


«Всегда смотри на вещи со светлой стороны, если таких нет – натирай тёмные, пока не заблестят»

– Я, пока летела в Россию, рыдала всю дорогу, поплачу – усну, проснусь – снова рыдаю. Это же очень страшно – уезжать надолго в чужую страну, когда мама тебя всегда держала привязанной к юбке, я из дома ни разу никуда не уезжала. А мама меня ещё и запарила: я в двух подштанниках сюда прилетела. Было так жарко! Мы ведь почти ничего не знали про Россию – только что это холодная страна, что все водку пьют и что медведи по улицам гуляют. В общем, рыдала, но жаловаться было не на кого: я же сама взяла и поменяла свою жизнь…

Я родилась в тот день, когда у нас проходит праздник «Белая роса», праздник начала осени. И поэтому мама называла меня в детстве Маленькая Роса – Ся Лулу. Сейчас понимаю, что жила я внешне замечательно, но очень скучно. Мама часто повторяла: «Только ум у тебя никто никогда не украдёт». И я училась, училась, училась… До двадцати лет была совсем правильная девочка.

Моя мама была профессиональной певицей. Очень красивая женщина! Самая красивая на районе – это точно. Было время, когда она очень хорошо зарабатывала, я жила как принцесса. До четырнадцати лет вообще на автобусе не ездила – была своя машина с водителем. А потом у мамы начались проблемы со здоровьем. А в нашей семье зарабатывали только мама и старшая тетя. У тёти тоже разрушился бизнес. И вот мы стали просто нищими. Но мама и тётя так меня воспитали, что у меня никогда не было комплексов. Мы не из тех, кого может расстроить бедность. Нет денег – ну, будем жить по-другому. Мне это не мешало радоваться!

Когда училась в школе, я даже заикнуться не могла, что хочу быть певицей или актрисой. Мама часто говорила, как сложно пробиться творческим людям в Китае, как нестабильна эта жизнь, а лучше иметь стабильную… Я люблю свою страну, но у нас поощряется такая модель поведения: всегда быть послушным, слушаться старших. Мы запрограммированы на это.

А потом закончилась школа. А в Китае всё образование – и среднее, и высшее – платное. Поэтому, когда я узнала, что есть программа по обмену студентами и можно поехать в Россию учиться бесплатно, я решила, что надо попробовать. Вариант был только один: Тула, педагогический университет. И я полетела в Россию учиться на переводчика.

Первое время был шок. По сравнению с Пекином Тула – крохотный городок. Стоишь на балконе студенческого общежития, и видно практически весь город. С Пекином, конечно, такое не прокатит. Кроме того, когда поселилась в общежитии, увидела, что парни и девушки живут рядом. У нас всегда отдельный дом для женщин, отдельный для мужчин. Повозмущалась, а потом привыкла. У меня быстро весь страх перед Россией и всем, что со мной здесь будет, превратился в радость.

Я тогда же, наблюдая за тем, как живут мои сокурсники, вдруг стала думать о том, о чём в Китае даже и мысли не допускала. Я поняла, что нужно делать только то, что хочешь, а не то, что «надо». Особенно остро я это почувствовала, когда представила, что работаю в Китае переводчиком, – мне стало так себя жалко! Тогда я взяла лист бумаги и записала все свои сумасшедшие мечты. На первом месте оказалась профессия актрисы.

И я решилась на самый экстремальный в тот момент поступок в моей жизни – поехала поступать во ВГИК на актёрский факультет. И легко поступила на курс Сергея Соловьёва. Легко, потому что сильно не старалась, просто хотела приключения. Учиться было тяжело, я многого не знала, язык ещё плохо понимала, лишь процентов тридцать из того, что говорили мастера. Зато включила фантазию, в Китае этому не учат… Я очень старалась. Я только в конце первого курса узнала, что мама, ради моей мечты, чтобы оплатить учёбу, продала наш единственный дом… К счастью, через год я уже начала подрабатывать, сниматься в кино и смогла платить за себя сама.

Конечно, мне везло – я стала актрисой «Гоголь-центра», снималась у известных режиссёров – в фильмах «Матильда», «Экипаж», «Притяжение». В «Матильде» над моим образом работала целая команда. Искали исторические картинки, чтобы понять, как в начале прошлого века выглядели китайцы, придумали оригинальную причёску, костюм сшили из настоящего шёлка. Работу вспоминаю как одну большую радость, хотя, конечно, иногда я очень уставала. Однажды, пока все отдыхали, я уснула прямо в ванной… И, что бы ни говорили про эти фильмы, для меня это был важный и нужный опыт.


«Несчастье входит в ту дверь, которую ему открыли»

1.jpg

Печалей у меня не меньше, чем у других людей. Но я отношусь к этому, как бы это сказать… по-китайски. Вот русские обожают страдать: говорят, всё плохо, всё плохо. Одни страдают, другие сочувствуют. А в Китае, наоборот, люди стараются настраивать себя только на хорошее. Я тоже люблю страдать, несмотря на то что часто смеюсь. Не прочувствовав боль, ты ничего не сыграешь, не снимешь и не споёшь. Просто страдания для меня, впрочем, как и всё, – урок, а если больно – урок вдвойне. Вот любимый человек меня кинул, разбил сердце, причём очень жестоко. А потом я сняла про это кино. Вот и получается, что, с одной стороны, это было ужасно, настолько мне было хреново. А с другой – если бы не было разбито сердце, если бы я не плакала десять месяцев подряд, мне бы нечего было рассказать и я бы не сняла свой фильм. Да ничего бы не было! Я бы не познакомилась со столькими интересными людьми и не получила бы столько поддержки! То есть благодаря этому человеку в итоге я получила больше, чем потеряла. У меня нет злости на него, я ему даже благодарна. Но не прощу никогда…

Моя картина сделана за ноль рублей. Я сама – автор сценария, генеральный продюсер, художник, автор саундтрека с четырьмя песнями, главная героиня. Ни копейки не потрачено ни на актёров, ни на технику, ни на свет. Я просто поверила словам своего мастера Сергея Александровича Соловьёва, который оказался абсолютно прав. Он учил: «Фильм – это твоя мечта, и тебя не должно останавливать отсутствие денег. Если ты по-настоящему хочешь его снять, ты это сделаешь, не сомневайся!» И нашлись люди, которые искренне захотели мне помочь. Никто ни минуты не думал о фестивале, тем более о призах. Я просто рассказала моим друзьям о своей обиде. И эти люди сделали всё, чтобы меня вернуть к жизни. Те, кто в кадре, в большинстве своём не артисты. Есть социолог, модель, музыкант, бизнесмен. Это всё мои друзья. И они, между прочим, не знали, что снимаются в полном метре. Я только говорила: снимаю кое-что – можешь мне помочь? Два года скрывала свою тайну. Считала себя не вправе давать широкие обещания – а вдруг не получится? Как же они потом были поражены, увидев себя участниками полнометражной картины.

Мой фильм – о поисках самого себя. О том, что, если ты хочешь, чтобы у тебя что-то получалось, не жди у моря погоды, делай! И если тебе плохо, никто тебя не спасёт, если ты сам себя не спасёшь. И ведь никто не знает, оправдаются твои ожидания, будет успех или нет, но ты хотя бы попытался…


«Если совершишь глупость, лучше сразу рассмеяться»

Именно «Голос» стал поворотным моментом в жизни – обо мне узнали не только в России, но и в родном Китае. А ведь с чего началось… Был очень сложный период: на душе тяжело, денег нет. Элементарно не знала, как выжить, еле на еду зарабатывала. Даже начала подумывать о возвращении на родину. И тогда я вспомнила, что могу петь. Хотя никогда не училась пению. Даже нот не знаю. Всё, что есть, – гены, от мамы. И тогда мы с музыкальным руководителем «Гоголь-центра» Андреем Поляковым и актёром театра, музыкантом Димой Жуком решили организовать музыкальную банду: набрали репертуар, стали репетировать и давать концерты. Сами искали заказчиков, соглашались работать за копейки. Однажды пели на дне рождения друга, и после выступления один из гостей стал меня уговаривать пойти на кастинг в «Голос». Когда я прошла слепые прослушивания, подумала, что и этого достаточно, так я была рада выступать на большой сцене! Кто бы мог подумать, что дойду до финала! 

Сейчас мама переехала ко мне в Москву, снимаем квартиру. Бедная мама, она долго была уверена, что у меня в Москве нет работы и я просто успокаиваю её, когда говорю, что всё хорошо. Пока в один из её приездов я не показала ей спектакль в «Гоголь-центре» – «Хармс. Мыр», где играю одну из ролей. После этого она успокоилась: дочь пристроена, играет в театре, всё нормально. Мы с мамой очень похожи – обе смелые и не боимся эпатажа. Что маме понравилось в России? Русские мужчины! Говорит, настоящие джентльмены. Например, когда мы тащим в метро тяжёлые чемоданы, нам всегда помогают. Мне даже не нужно просить помощи, просто парни берут в руки тяжесть и поднимают или спускают по лестнице. Очень приятно, когда в тебе уважают женщину.

Когда я приезжаю в Китай, меня постоянно достают: «Ян Гэ, ты уже старая, тебе пора выходить замуж, пора рожать…» У нас очень традиционное общество. Какое счастье, что здесь никому нет никакого дела до того, есть ли у тебя муж и дети или нет.

Сейчас мне фортит. И я хочу использовать это по максимуму. Много работаю, и да, не скрываю, что хочу зарабатывать много денег. Если спрашивают: «Гэша, чего ты хочешь?» – я честно отвечаю: «Денег!». Наверное, все думают: какая корыстная девушка! Нет, я не корыстная, просто хочу столько зарабатывать, чтобы моя мама говорила: «Я хочу этот дом», – а я отвечала: «Я тебе куплю». «Я хочу ехать в Италию». – «Хорошо, поезжай». Деньги мне нужны не на очередную сумочку «Шанель» или чтобы ездить отдыхать в дорогие места. Я и так счастливая, неважно, где я нахожусь. Просто… мама, она стареет, ещё она болеет, я хочу успеть дать ей хорошую жизнь, успеть сделать так, чтобы она чувствовала себя счастливее. Она дала мне столько любви, я хочу вернуть. Сейчас я не могу купить ей дом, но могу дарить приключения и дарю. Она никогда не ходила по красной дорожке со звёздами – я её водила. Она никогда не была на премьере фильма, который сняла её дочь, – и она там побывала. То есть с ней сейчас такие вещи происходят, что она без ума от счастья. Вот ценность жизни. Люди, когда умирают, они ведь вспоминают не деньги, а ощущения, опыт – вот что важно.

Очень интересно находить сходства и различия между Россией и Китаем. Например, у вас фраза «давай встретимся» означает всё что угодно – от прогулки до похода в кино или кафе. В Китае предложение о встрече всегда предполагает, что люди пойдут есть. Подписания договоров, деловые совещания, семейный ужин – у нас всё и всегда завязано на еде. Мама, когда навещает меня в Москве, тут же готовит кучу еды, и я начинаю толстеть. Впрочем, последнее качество как раз присуще всем мамам мира.

more.jpg

Интересно, что в России у меня даже вкусовые ощущения изменились. Я сейчас просто обожаю есть! Когда маленькая была, мне было достаточно лапши – без соуса, без начинки. Сейчас не понимаю: как я так могла? Ну, не нуждалась в еде как в удовольствии. А сейчас!.. Из русской еды я больше всего люблю солёные огурцы. Пельмени – ну, это на самом деле китайская еда. Вот говорят: вы, китайцы, едите гусениц, куриные лапы – фу! На самом деле у нас практически нет ничего сырого и необработанного в кухне, всё как-то, да приготовлено. А рыбу – ты просто кидаешь её в солёную воду, и она умирает. В суши хотя бы срезанные кусочки, а тут открываешь банку селёдки – и на тебя глазки их смотрят… Ещё я долго не могла привыкнуть есть свёклу: какая-то непонятная окровавленная еда со вкусом земли. Но в последний год меня научили её есть с чесноком. Но самое невкусное блюдо на свете – это окрошка. Квас и картошка – ну что это такое? Я так её ненавижу, что даже ложку проглотить не могу.

Очень скучаю по китайской еде. В России зайди в любой ресторан, везде оливье, а у нас блюда никогда не повторяются. Мы сейчас с мамой, а она у меня действительно очень вкусно готовит, стараемся осуществить одну мою мечту – открыть китайскую пельменную. Там будет разная лапша и пельмени – то, что можно будет поесть только у нас, больше нигде. Есть ведь и вегетарианские пельмени, где нет мяса, только травы, и это безумно вкусно!

…После премьеры «Ню» ко мне подходили люди и говорили: «Ты, Гэша, доказала: пусть много препятствий, но, если работать, всегда добьёшься своего». И ещё говорили: «Ты нас так вдохновляешь! Мы теперь тоже хотим что-то важное сделать». А мне и хочется рассказать людям, что нужно верить в себя, хочется давать людям надежду. И фильм удался не только потому, что зрителей цепляла история, которую я рассказала, а потому, что я пробудила желание действовать. Желание делает всё. Любовь делает всё. И тогда ничто не страшно. Разве не так? Я вот ничего не боюсь. Не боюсь людей, которые меня не любят. Не боюсь плохого мнения. Не боюсь смерти. Ни-че-го!

фото: Надин Статкевич; Анна Владимирова; Петр Минаков

Похожие публикации

  • Непокорённая жена
    Непокорённая жена
    В Галину Евтушенко были по уши влюблены все знаменитости 60–70-х: Михаил Луконин, Евгений Евтушенко, Александр Межиров, Василий Аксёнов, Артур Миллер… Но вторую половину жизни она провела в одиночестве, и это был её выбор. Она всегда очень строго судила и неизменно перечила – мужьям, друзьям и властям
  • Великий прохожий
    Великий прохожий
    Первый побег Артюр Рембо совершил из родного Шарлевиля в пятнадцать лет, второй – через месяц, третий — еще через пять. Его арестовывала полиция, привозил домой школьный учитель, нещадно бранила мать, не понимавшая, что случилось с ее послушным сыном.
  • Единственная любовь
    Единственная любовь
    Писатель и сценарист Евгений Габрилович, классик нашего кино, любил жизнь тихую, почти незаметную, немного ленивую. Но его семейные отношения оказались сложными, почему отчасти легли в основу знаменитой картины режиссёра Ильи Авербаха «Объяснение в любви»