Владимиру Басову, одному из самых заметных, ярких, запоминающихся актеров советского кино, о ком помнят до сих пор, 28 июля исполнилось бы сто лет.
Говорят, что это не совсем так: стремясь попасть на войну, семнадцатилетний Басов приписал себе один год и таким образом попал на фронт. Обидно, что ранен он был уже в конце войны, 23 февраля 1945 года. Войну закончил в чине капитана, в должности заместителя начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии.
Басов вполне мог бы остаться в армии - ему прочили блестящую карьеру и на этом поприще, - но не захотел. Охота пуще неволи, его так и тянуло на сцену - стать, как раньше выражались, лицедеем. Очень скоро выяснилось, что его мечта сбылась – как исполнитель, причем весьма необычный, стихийно талантливый, он преуспел сверх ожидаемого. Хотя, как водится, его актерская судьба могла бы сложиться гораздо более успешно. Недаром Басова называли «главным второстепенным» актером страны, такой вот оксюморон: как и Виктор Павлов, Раневская и другие «эпизодники», он чаще удостаивался вставных номеров, нежели полноценных ролей: оттого и пошел в режиссуру, где уже мог распоряжаться своей судьбой и карьерой самолично.
Одинаково великолепный в экранизациях классики ("Преступление и наказание", "Бег"), он был блистателен и в комедиях («Ау-у!», «По семейным обстоятельствам»). Не говоря уже о детских фильмах – Дуремар в «Приключениях Буратино», забавные персонажи в «Приключениях Электроника» и «Про Красную Шапочку».
Суровый милиционер (его знаменитая реплика о «гражданах алкоголиках-тунеядцах» вошла в устный обиход), Дуремар, короткий вставной номер в «Афоне», не говоря уже о ставшем мифологическим Полотере с его знаменитым восклицанием «Во сюжет!».
Двойственный, как многие талантливые люди, особенно комики, Басов жаждал чего-то более полновесного, нежели ему предлагали: сыграть милиционера, Полотера или случайного гостя у Меньшова в хите «Москва слезам не верит» - он, обладая особым даром, мог с места в карьер, виртуозно, даже не задумываясь над «зерном роли». Но чтобы выдержать рисунок большой роли, для этого нужна была колоссальная работа, к которой именно он был расположен, всегда готовый к эксперименту.
Умер Басов неоправданно рано, едва за шестьдесят, на руках у сына Саши.
Читайте интервью с Александром Басовым, свято хранящем память об отце.
фото: FOTODOM