Радио "Стори FM"
Умер Отар Иоселиани

Умер Отар Иоселиани

Иоселиани, режиссер наособицу, на котором "перемена участи", то есть эмиграция, для других кинорежиссеров травматичная, если не трагичная, сказалась скорее благотворно.

Конечно, три шедевра, сделанные им на родине – «Жил певчий дрозд», «Листопад» и «Пастораль» – трудно затмить. Его последующие фильмы, снятые во Франции, не то чтобы слабее, но не столь «аутентичны»: грузин всегда остается грузином, где бы они ни жил и каким бы европейцем ни стал. Тем более, что к европейцам, французам, в частности, Отар Давидович относился чуть ли не с презрением, фильм за фильмом разоблачая их буржуазность, дух стяжательства, мелочность и прочие недостатки, которые выпячивал, почти не упоминая о достоинствах.

С соотечественниками, правда, он был не менее жестким, полагая, что соль нации, аристократы, к классу которых он и сам принадлежал, в свое время не спасли страну. Уже в первых своих фильмах, снятых в Грузии с их, как любили писать наши критики, «чистым лиризмом», не все так благостно – герой «Дрозда» так и не напишет симфонию, проболтавшись по городу, пока его не собьет машина, мальчик из «Листопада» борется с воровством на винзаводе, где его глазам предстает коррупционная схема, из-за чего знаменитое грузинское вино теряет в качестве, что всех устраивает. А герои «Пасторали» заняты изматывающим крестьянским трудом, не понимая заезжих музыкантов – точно так же, как и музыканты их, крестьян.

Тема фатальной стены между людьми – излюбленный мотив Иоселиани, и в этом он непревзойденный мастер – создавать мозаичные, вроде «Фаворитов луны», фильмы, у так называемого простого зрителя вызывающие недоумение.

Что в нем самое интересное, так это то, что именно он, и никто другой (кроме, может, некоторых эмигрантов в Голливуде) сумел впитать в себя дух Франции, пусть и отторгая ее. И в то же время остаться грузином: такой вот двойной, тройной фокус.

Цену он себе знал, впрочем, не завышая ее - человеком он был чрезвычайно умным, даже, может, «слишком». Многие знания, многие печали.

Ушел мастер, чье имя не затерялось среди сотен других и чьи фильмы, особенно ранние, стали классикой, не устарев за полвека.

Фото: Кинопоиск

Похожие публикации

  • Тина Тёрнер: быстрее, выше, сильнее
    Тина Тёрнер: быстрее, выше, сильнее
    Смерть Тины Тёрнер, ушедшей в 83 года, ошеломила весь просвещенный мир, будто скончалась молодая девушка. Ибо Тина, как ни банально это звучит, действительно была вечно молодой, триумфально молодой. Ее бешеная энергия – не только на сцене, но и в жизни, - завораживала полмира. Без преувеличения
  • Переговорщик
    Переговорщик
    Бывает, что человек оказывается на грани жизни и смерти. А если из таких ситуаций состоит половина жизни? Если у тебя такая профессия? У полковника запаса, президента Петербургского клуба конфликтологов Бориса Подопригоры профессия именно такая
  • То, что движет солнце и светила
    То, что движет солнце и светила

    Если бы Данте встретил в Чистилище Маяковского, им было бы что обсудить. Оба верили, что Любовь всесильна, и оба потерпели неудачу с реальными возлюбленными

naedine.jpg

bovari.jpg
onegin.jpg