Иоселиани, режиссер наособицу, на котором "перемена участи", то есть эмиграция, для других кинорежиссеров травматичная, если не трагичная, сказалась скорее благотворно.
Конечно, три шедевра, сделанные им на родине – «Жил певчий дрозд», «Листопад» и «Пастораль» – трудно затмить. Его последующие фильмы, снятые во Франции, не то чтобы слабее, но не столь «аутентичны»: грузин всегда остается грузином, где бы они ни жил и каким бы европейцем ни стал. Тем более, что к европейцам, французам, в частности, Отар Давидович относился чуть ли не с презрением, фильм за фильмом разоблачая их буржуазность, дух стяжательства, мелочность и прочие недостатки, которые выпячивал, почти не упоминая о достоинствах.
С соотечественниками, правда, он был не менее жестким, полагая, что соль нации, аристократы, к классу которых он и сам принадлежал, в свое время не спасли страну. Уже в первых своих фильмах, снятых в Грузии с их, как любили писать наши критики, «чистым лиризмом», не все так благостно – герой «Дрозда» так и не напишет симфонию, проболтавшись по городу, пока его не собьет машина, мальчик из «Листопада» борется с воровством на винзаводе, где его глазам предстает коррупционная схема, из-за чего знаменитое грузинское вино теряет в качестве, что всех устраивает. А герои «Пасторали» заняты изматывающим крестьянским трудом, не понимая заезжих музыкантов – точно так же, как и музыканты их, крестьян.
Тема фатальной стены между людьми – излюбленный мотив Иоселиани, и в этом он непревзойденный мастер – создавать мозаичные, вроде «Фаворитов луны», фильмы, у так называемого простого зрителя вызывающие недоумение.
Что в нем самое интересное, так это то, что именно он, и никто другой (кроме, может, некоторых эмигрантов в Голливуде) сумел впитать в себя дух Франции, пусть и отторгая ее. И в то же время остаться грузином: такой вот двойной, тройной фокус.
Цену он себе знал, впрочем, не завышая ее - человеком он был чрезвычайно умным, даже, может, «слишком». Многие знания, многие печали.
Ушел мастер, чье имя не затерялось среди сотен других и чьи фильмы, особенно ранние, стали классикой, не устарев за полвека.
Фото: Кинопоиск