Радио "Стори FM"
Наталья Негода

Наталья Негода

Автор: Диляра Тасбулатова

Наталья Негода, за которой до сих пор тянется шлейф «секс-символа Перестройки», 12 ноября празднует свой юбилей.

Первый серьезный в ее жизни: будучи не публичной персоной, она почти нигде не появляется (возможно, у нее свой круг знакомых и ей достаточно), ведет, по слухам, уединенный образ жизни, не сетуя, что не закрепила некогда небывалый, оглушительный успех, доставшийся ей по праву. А не только потому, что смогла «раздеться» в роли маленькой Веры, отвязной провинциальной девицы, влюбившейся себе на беду в заезжего красавчика Сергея.

Это самое «раздевание», о котором в конце восьмидесятых, на волне триумфа «Маленькой Веры», кто только ни говорил, стало символом новых времен и внезапно свалившейся на нас свободы. Которая, как известно, приходит нагая. Свобода, таким образом, пришла в лице Натальи Негоды, почти дебютантки, сыгравшей до этого роль школьницы у Юрия Кары, в фильме «Завтра была война».

4.jpg
"Завтра была война"

Итак, совсем юная и малоопытная Наташа Негода в роли Веры дала, что называется, жару – и не только своей откровенной сексуальностью, жаром соблазна и эротическим притяжением (ее, как когда-то Мэрилин, казалось, хотела вся страна), но и огромным мастерством. Тем более убедительным, что играла она с такими выдающимися актерами, как Юрий Назаров и Людмила Зайцева, настолько точными и правдоподобными в своем макабрическом, подробном реализме, что послевоенному поколению было впору оскорбиться – дети войны и лихолетья, родившиеся примерно в сороковом, перед катастрофой, превратились в законченных обывателей. Тупых, ограниченных, ненавидящих даже собственную дочь: недаром мамаша орет ей, что хотела аборт сделать и родила Веру, чтобы квартиру отхватить.

Ее диалоги с родителями, пристающими к ней с нудными нотациями, на которые она отвечает либо откровенным хамством, либо зловещим молчанием, стали ироническим парафразом навязшей в зубах «передачи эстафеты грядущим поколениям». Афронт авторов фильма, молодого режиссера и его жены, сценаристки Марии Хмелик, против оскудения чувств, идей, осмысленности жизни были сыграны этим трио с непреходящим, поразительным мастерством.

Так что смелой Негода была не только в так называемых сексуальных сценах – в других, бытовых, - тоже. Что сложнее, трудно сказать – сексапильные исполнительницы далеко не всегда талантливые драматические актрисы.

3.jpg
"В городе Сочи тёмные ночи"

И если у Кары она играет второстепенную роль, одну из школьниц, не главную, то и там уже есть заявка на «новую чувственность», о которой в советском кино, да еще и школьно-подростковом, говорить было не принято. У нас, как правило, доживали до понедельника в бесконечных спорах о «нравственности» и жизненных целях – и даже смертельно влюбленные в какую-нибудь смазливую девицу мальчики не помышляли ни о чем таком. Как, собственно, и сами виновницы их юношеских грез. Зарождение первого светлого чувства – всегда пожалуйста, однако ни одна из шестнадцатилетних красоток не стала бы разглядывать в зеркале свой наливающийся соками бюст, как это делала героиня Негоды в суровое время больших сталинских свершений. По крайней мере, в кино – в жизни, думаю, чего только не было. Предвоенная юность, сыгранная Негодой с легким намеком на сексуальность, сменилась в ее лучшей роли на уже откровенное, что называется, буйство плоти.

В следующей картине «В городе Сочи тёмные ночи» в ее актерской интонации появилось совсем иное – то есть …растерянность. Страна вступала в фазу так называемых новых экономических отношений, и маленькая Вера превратилась в столь же маленькую, неприкаянную и никому не нужную Лену, случайно ставшую причиной смерти невинного человека. Разрыв человеческих связей, шаткость и неопределенность жизни, пронизывающие эту картину, может, более всего отразились на судьбе Лены, без вины виноватой.

2.jpg
"Бубен, барабан"

После чего наступил долгий перерыв: Негода покинула страну, уехав в Америку, затем, через продолжительное время, вернулась. Чтобы – если рассматривать ее творческую биографию как единый внутренний сюжет - сыграть уже нечто, граничащее с кошмаром. Екатерину Артёмовну, нищую библиотекаршу в глухой провинции, приторговывающую крадеными книгами и влюбленную в бандита, Негода играет с таким меланхолическим презрением к жизни и смерти, что просто оторопь берет. «Бубен, барабан», фильм интересного режиссера-новатора Мизгирёва, поставил, так сказать, все точки над i.

Сюжет, таким образом, закольцевался: и персональный сюжет этой выдающейся актрисы, пусть и мало снимавшейся, и, извините, исторический сюжет огромной страны. Начав со смятения чувств юной Лолиты с ее пробуждающейся женственностью, которую растопчет война, Негода откроет новую страницу нашей, так сказать, отечественной истории, противопоставив душной мерзости прозябания свою убойную сексуальную энергию.

Чтобы, совершив круг, уже поставить окончательный диагноз: ориентиров больше нет, всё позволено. Как говорила - издевательски, конечно, - маленькая Вера: наша цель – коммунизм.

фото: FOTODOM; kinopoisk.ru

Похожие публикации

  • Принудительное обаяние Олега Янковского
    Принудительное обаяние Олега Янковского
    Режиссер Сергей Соловьёв на протяжении долгих лет очень близко общался с Олегом Янковским и Александром Абдуловым. Но стоит заикнуться «Дружили?..» - как у него каменеет лицо: «Такого ничего не было. Но… было ужасно надежное ощущение того, что Олег – свой. Это даже дороже, чем друг. Понятие друг хранит этакий пафосный задор: как, обидели моего друга?! Это невозможно представить в наших отношениях. Просто были свои»
  • Наталья Негода: Тело как улика
    Наталья Негода: Тело как улика
    Наталью Негоду, суперзвезду конца восьмидесятых, запомнили исключительно по одной роли, маленькой Веры из одноименного фильма, ставшего символом Перестройки
  • Путь святого Валентино
    Путь святого Валентино
    Есть несколько способов превратить женщину в королеву. Валентино Гаравани выбрал самый простой – одеть её в платье – и следовал этому рецепту почти пятьдесят лет с неизменным успехом. Что это были за гипнотические платья?
naedine.jpg

bovari.jpg
onegin.jpg