Автор: Диляра Тасбулатова
6 апреля Станиславу Любшину исполняется 90.
Поразительное творческое долголетие – он до сих пор выходит на сцену МХАТа: выйдет и 23 апреля в спектакле по мотивам произведений Куприна.
Некогда красавец (что, в общем, редкость в наших широтах, для мужчин, по крайней мере), Любшин, старея и в конце концов достигнув возраста патриарха, постепенно приобрел облик иконописного старца.
Талант же у него, как говорится, от бога: помимо тщательной работы над собой, он блестяще одарен и от природы, что было заметно уже в юности. К тому же его актерский настрой не привязан к амплуа - разнообразный, гибкий талант, способный к мгновенному преображению, вплоть до полного. Не говоря уже о технике, незаметно растворенной, как сахар в чае, в его бесконечных ипостасях. Прославившись в роли разведчика в немецком тылу, где его глаза небесного голубого цвета неожиданно приобрели стальной «тевтонский» оттенок, он не стал тиражировать свой успех. Преображаясь и в обывателей, как в «Слове для защиты» или в «Позови меня в даль светлую», и в чеховских героев («Три года», «Моя жизнь»), и, конечно, в Сашу Ильина в «Пяти вечерах», одну из самых заметных своих ролей, он постоянно обогащал свою актерскую палитру.
Хотя Володин, автор пьесы, по которой поставлен фильм, так и не сказал прямо, где все эти годы обретался Саша (понятно, что в лагерях, после немецкого плена) Любшин одному ему известными способами даст понять зрителю, что на самом деле произошло, сыграет сломанную судьбу с таким внутренним трагизмом, что почти никто в зале не удержится от слез…
Точно так же, чуть ли не одними глазами, он играет в экранизации великой повести Чехова «Три года»: играет бесперспективность жизни, так называемые чеховские «сумерки», разреженный воздух, в котором Лаптеву, который выше своего окружения, всё труднее дышать.
Расхожая похвала, что, мол, этот актер может всё, в отношении Любшина звучит отнюдь не как юбилейная лесть и преувеличение, он действительно может всё, от Мольера до бытовой драмы советского интеллигента. Да и не интеллигента – тоже. То простой рабочий, то нудный бухгалтер, то подлый карьерист – да кто угодно, вне рамок амплуа.
Вообще судьба Любшина складывалась довольно счастливо, если учесть, что кино страны победившего пролетариата было ограничено в художественных средствах. Он одолел и моду на типажи, связанные с определенными историческими периодами, что не удавалось порой и великим, ибо каждая эпоха требует своих героев. И внешне, типажно, и внутренне.
Начав работать в шестидесятых, он продолжал блистать и в последующие десятилетия. Чтобы в конце концов, как уже говорилось, выйти на сцену в 90.
Кстати, вполне возможно, что он будет играть и дальше, кто его знает. Воплощая собой пример феноменального, небывалого актерского долголетия.фото: FOTODOM