Радио "Стори FM"
Жан Клод Житруа: «Кожа – это люкс, кожа – это я!»

Жан Клод Житруа: «Кожа – это люкс, кожа – это я!»

Записала Татьяна ПИНСКАЯ, Париж

Прошли те времена, когда кожаные вещи были защитой от непогоды. Качество кожи очень изменилось и сегодня люди не стремятся расстаться с любимой курткой. Чем дольше ее носишь, тем любимее она становится.

Жан Клод Житруа известен всему миру как «король кожаной одежды». Фирменные бутики Jitrois открыты во многих городах мира, а среди его клиентов члены королевских фамилий, звезды мирового кино и спорта. Житруа перевернул представления миллионов людей о том, какую одежду можно создавать из кожи. Он первым открыл кожу-стрейч, заставив ее идеально облегать фигуру и создал кожаные брюки-стрейч совершенного качества. Их можно стирать в стиральной машине! По мнению Житруа, одежда – это второе человеческое «я», его вторая «кожа».

Кожаные платья от Jitrois давно стали культовыми. Кожаную одежду носят Арнольд Шварцнеггер, Майк Тайсон, Джанет Джексон, Лиз Херли, Брук Шилдс и Леди Гага. Спортивные куртки из плотной кожи и тонкие камзолы в духе восемнадцатого столетия, брюки, похожие на ковбойские штаны, приталенные платья – Житруа шьет из кожи любые наряды, превращая их, по его собственным словам, в «вещи-соблазны». Женщина в одежде от Jitrois игрива и в то же время недоступна, а мужчина притягательно опасен и уверен в себе.

Житруа
Жан Клод Житруа

Почему вы решили отдать предпочтение коже?

– Мой отец был офицером Военно-воздушных сил Франции, и в его кабинете висела большая фотография выпускников летной школы. Люди стойкие и смелые, одетые в кожаные куртки, шлем, сапоги, они казались мне неотразимыми. Боже мой, какими красавцами они мне казались! Я просто бредил «Летающими тиграми» - так называли себя пилоты одной эскадрильи. Мне хотелось быть на них похожими. В 1954 году, в период Индокитайской войны, отец с грустью отмечал на этом снимке один за другим погибших однокурсников. Именно поэтому моя мама, медсестра по профессии, не хотела, чтобы я стал военным.

Значит, вы пошли по стопам матери в медицину и стали детским психологом. Как получилось, что вас затянуло в мир моды?

– Действительно, много лет назад в университете Ниццы я читал лекции о расстройствах в поведении детей, выпускал монографии, был практикующим психологом и доктором медицинских наук. Но, изучая психологию ребенка, я смог лучше понять свою. Мода мне нравилась всегда, но уйти в нее с головой я не мог решиться очень долго. Лишь будучи уже взрослым, я понял, что у меня есть силы создать что-то свое, увлечь за собой единомышленников. Так появилась марка Jitrois. Почему я занялся одеждой из кожи? Это тоже можно объяснить с точки зрения психологии. В детстве мне очень нравился запах папиной летной куртки, которую трогать мне было категорически нельзя. А когда пошел в школу, мне купили кожаный ранец, и я обожал его запах, любил к нему прикасаться. Все наши привязанности — родом из детства, как ни крути. Сегодня мне даже книги в кожаном переплете читать приятнее. Что уж говорить об автомобилях и частных самолетах с кожаными салонами? Поэтому, когда речь заходит о коже, я закрываю глаза и говорю: кожа — это люкс, кожа — это я!

Насколько сложно было пробиться в мир моды в конце 70-х. Кто вам в этом помог, кто были первые клиенты?

– Достигнуть успеха всегда сложно, но если ты уверен в себе, то обязательно добьешься. Мне повезло, журналисты, которым я представил свои первые работы, были очень снисходительны и благосклонны, обо мне заговорили. Я хорошо помню, как делал свои первые платья: две замшевые шкуры завязывал большим узлом и перехватывал тонким поясом на талии. Кожу красил в собственной ванной, один вечер — в красный цвет, другой — в королевский синий, третий — в желтый, бирюзовый или зеленый. Когда я открыл свой первый магазин в Ницце на улице Тондюти де л'Эскарен, созданные мной вещи сразу же стали хорошо продаваться. Затем появился магазин в Сен-Тропе на улице Понш, и туда потянулись звездные клиенты: принцесса Каролина, Элтон Джон, Шер, Аманда Лир... Очень многие актеры купили себе дома на Лазурном берегу и летом приезжали сюда отдохнуть. Актер Тони Кертис часто заходил ко мне в бутик и приводил с собой Джека Николсона, который покупал желтые кожаные куртки. В то время мне нравилось играть с красками, кожей и золотом. Ширли Бесси спела своей хит «Голдфингер», и я, вдохновившись, создал комбинезон из золотистой кожи — абсолютно в стилистике фильмов о Джеймсе Бонде. Модные девушки охотно надевали его вечером на дискотеку. Так я создал себе имя. 

Я слышала, что когда Элтон Джон пришел в ваш бутик в первый раз, то там разыгралась комическая сцена?

– Было такое дело! Элтон пришел ко мне в бутик со своим помощником и стал примерять куртки. Мерит и невозмутимо бросает в угол. Никаких эмоций на его лице! Я с упавшим сердцем слежу за этим и делаю вывод, что ничего певцу не нравится. И каково же было мое удивление, когда Элтон повернулся ко мне и, указывая на всю огромную сваленных в кучу вещей, также невозмутимо сказал: «Я покупаю все это!» Кстати, в ту пору Элтон Джон был лыс, как моя коленка, и коллекционировал бейсболки. Их у него перевалило за несколько сотен.

А когда вы перебрались в Париж?

– В 1983 году. Я открыл магазин, который существует по сей день на том же месте, — улица Faubourg St.Honore, 48, в двух шагах от бутиков HERMES и Yves Saint Laurent. Сегодня моя одежда продается по всему миру, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. 

Житруа

Кто сейчас ваши клиенты?

– Из известных — преимущественно поп-звезды, молодые и эпатажные. Например, Лэди Гага. Она выбрала черное боди с полосками из черной лакированной кожи, ремень-корсет и длинные перчатки для своих выступлений в Париже. Затем мы сделали фотосет, для которого я придумал несколько интересных нарядов. Я также создал боди для Рианны из белой кожи стрейч с большими эполетами и глубоким декольте. Наверное я бы отметил среди своих любимых клиентов семью Гримальди из Монако. Я делал коллекции для Каролины и для Стефании. Селин Дион, для которой было изготовлено золотое кожаное платье с шарфом. Она получала в этом платье «Золотой диск» Грэмми. Затем Селин заказала мне еще несколько вещей – платье, плащ.

Очень мила Софи Марсо. На ней очень ладно сидят кожаные джинсы. А Джанет Джексон похожа на красивую черную кошку, и для нее у меня припасена кожа в леопардовых тонах. Она так полюбила это платье, что сфотографировалась в нем на обложке своей пластинки. А вообще звезды – такие же люди, как и мы с вами, только более одарены талантом.

Многие дизайнеры пытаются работать с кожей, но только вам этот материал подчинился всецело. Вы знаете какой-то секрет?

– Мой секрет в преданности — я всегда оставался верен коже, и она, похоже, это чувствует. И сегодня уже могу делать с ней, что хочу – разрисовывать, вышивать, расшивать – что угодно, она мне «подыграет», и будет именно такой, какой я задумал ее для каждого конкретного изделия, для коллекции в целом. В больших домах мод так не получается, хотя они пробуют, стараются, изучают мои модели. А почему, знаете? Потому что мое – это мое, а у них во главе угла - технология. Они хотят делать все – от карандашей до мотоциклов, яхт и космических ракет. Возможно, у больших модных концернов что-то и получается, как они думают, хорошо, но, на мой взгляд, это уже не креатив. Нужно делать что-то одно и быть там первым. И я на сегодня один из таких, потому что занял свое место 35 лет назад, и все это время работал только с кожей.

Моя гордость — это кожа-стрейч. До меня никто не придавал коже эластичность. Она так ужасно топорщилась при носке — особенно это касалось брюк в области колена. В этом сезоне я изобрел кожу стрейч-питон — она выглядит просто великолепно, причем на ощупь мягче и нежнее лайковой.

В своей области вы достигли совершенства?

– Я первый стал использовать кожу ярких расцветок. До этого они были унылыми: черный да темно- коричневый. Я проводил целые дни вместе с инженерами, и мы добились стойких красивых цветов, которые уже запатентованы. Благодаря инновационному подходу в работе с кожей, я смог превратить ее в послушный материал и создать серию небольших элегантных платьев, облегающих фигуру, а также брюки слим и пиджаки. На этом мы не останавливаемся. До сих пор ведутся разработки выделки кожи. Уже есть изделия тоньше замшевых перчаток, кожаные рубашки, платья, шарфы. Кожа стала таким же послушным и простым в употреблении материалом, как ткань – ее можно стирать и даже гладить теплым утюгом.

Сколько же у вас изобретений, мсье Житруа? И патентуете ли вы их?

– Очень-очень много. Я уже даже перестал их считать. Но они все до единого запатентованы – это информация для тех, кто любит изготавливать подделки и воровать чужие идеи.

С какой кожей вы предпочитаете работать ?

– Я постоянно придумываю что-то новое, но кожа ягненка стрэйч остается моим предпочтением, как впрочем и замша стрэйч. Из них я делаю маленькие облегающие платья, узкие брюки, аккуратные пиджаки, невероятно женственные и подходящие как для летних, так и для зимних коллекций. Я также люблю работать для зимних коллекций с кожей питона, крокодила  и с мехом шиншиллы, норки, лисы.

А как складываются ваши отношения с «зелеными», в частности, с организацией Peta?

– Нет никаких проблем, так как кожу и мех, которые я использую для создания коллекций, разрешены Вашингтонской конвенцией. И не забывайте, что пока мы едим баранину и телятину, вряд ли кто-нибудь сможет запретить мне использовать кожу.

Существует мнение, что кожаные вещи любят люди, желающие продемонстрировать физическую силу или силу характера. Так ли это на самом деле?

– Я согласен с этим. Раньше кожа была материалом, из которого делали защитную форму или одежду, например, доспехи римских солдат или же фартуки для тех, кто работал с железом. Знаете, кто первым стал использовать кожу и замшу? Индейцы! Кожу они отделывали серебром и камнями, и характер у ее владельцев был крутой. Чуть, что не так – стрелу в лоб! Вспомните фильмы с участием Марлона Брандо. Его кожаная куртка казалась магической, так она шла герою. Люди, одетые в кожу, бросали вызов буржуазии и высшему обществу. Уже этим они были неординарны. В шестидесятых годах облачение в кожу автоматически приклеивало ярлык teddy boy – неблагополучного парня. Одежда символизировала неповиновение. Но сегодня не только мужчины могут заявить о своем характере. Бабушка, одетая в кожаную мини-юбку, может доказать своей внучке, что она идет в ногу со временем.

Нужно ли испытывать сексуальное притяжение к женщинам, чтобы шить для них одежду, или достаточно просто восхищаться их красотой?

– Создание одежды, это отражение себя самого, твоего естества. Это нарциссическая страсть, эстетизм, это прикладное искусство, которое приоткрывает и одновременно таит ваше внутреннее «я», каждая коллекция - это и есть люкс, либидо и возбуждающий  гардероб. 

Вы занимаетесь модой, для того чтобы зарабатывать на жизнь?

– Одно другое дополняет. Мне нравится то, что я делаю. Но это должно нравиться и другим. Когда мои изделия покупают, для меня это лучшее доказательство, что это нужно людям. Это дает мне новое дыхание, для того чтобы выдумывать новые фасоны, работать с инженерами, разрабатывающими новые изделия из кожи. Однако мне кажется, что сейчас мода так быстро развивается что люди даже не могут привыкнуть к одним коллекциям, как появляются новые. А вещь нужно полюбить. С ней нужно сродниться. Я стараюсь сделать такую куртку, которая останется в гардеробе на долгие годы. Чтобы эта вещь со временем стала как бы второй кожей человека. Чтобы она была связана с какими-то воспоминаниями.

Вы довольно известны в России. Открыли свой магазин в Москве. Что, на ваш взгляд, привлекает русских в ваших изделиях?

– Привлекает кожа. Кожа – архетип русской цивилизации, так как она очень долго ассоциировалась с лошадьми, конной упряжкой, седлами. Русские женщины очень красивы и умеют носить одежду. Те, с кем я сталкивался, начитанны, хорошо образованны и умеют радоваться жизни.

В период карантина и самоизоляции, чем вы занимаетесь?

– Я остался дома в центре Парижа, в своей квартире, к счастью, у меня здесь много места и можно себе позволить заниматься спортом и свободно передвигаться по этажам. Когда в 1968 году я проходил военные сборы, нас поместили на карантин на целых два месяца, поэтому у меня уже есть подобный опыт. Еще тогда я научился отлично гладить рубашки, а сейчас решил проверить свой навык и уже перегладил целую тонну одежды собственноручно, ведь сейчас даже помощница по дому не может прийти ко мне домой. Кстати, недавно мне звонил приятель и сказал: «Каждое утро я открываю шкаф и вижу тебя в нем».

Он имел в виду вашу одежду? Я тоже храню куртку из вашей коллекции 1992 года, в которой я получила тысячу комплиментов, как от мужчин, так и от женщин. И нужно сказать, куртка, как новенькая, и хочу отдать ее своей внучке, ведь мода циклична! А что для вас означает богатство?

– Есть два значения богатства: материальное и интеллектуальное. Чтобы преуспеть в жизни, нужно всего понемногу. Обладать любовью к труду и иметь богатство души.

Что самое главное в жизни?

– Любовь. И в двадцать лет, и в тридцать , в шестьдесят и даже в восемьдесят лет. Это настоящее богатство, которое дается человеку.

Но ведь любовь так непостоянна...

– Так или иначе, тот, кого вы любите, все равно уходит из-под контроля. Я не верю в несчастную любовь – нельзя владеть тем, что вам не принадлежит. Я не верю и в счастливую любовь – то, что мы имеем, мы в конце концов все равно теряем. Как говорит Маргерит Юрсенар в моей любимой книге «Воспоминания Адриана»: «Счастье - это шедевр, малейшая ошибка приносит фальш, малейшее сомнение его замедляет, боль ослабляет, глупость делает смешным». Любая страсть обречена на плачевный конец, будь то пример «Ромео и Джульетты» Уильяма Шекспира или фильм Тома Форда «Одинокий мужчина», где страстная любовь заканчивается несчастным случаем.

Но зато дружбе мало что угрожает, и ваши клиенты остаются верными на многие годы. Чем вы их удерживаете?

– Они преданы мне. Но самое главное, они приходят ко мне за индивидуальностью, потому что знают, те вещи, которые они найдут у меня, никогда не будут пошиты массовым тиражом. Каждый человек хочет быть исключительным, и это нормально. И я помогаю в этом. Клиенты приходят ко мне за тем, чтобы создавать свою индивидуальную сущность. И еще за качеством. Не могу не похвастаться, но у моих изделий идеальное качество.

фото: из архива Житруа; STEPHANE CARDINALE; RANKIN RGB; HENRI TULLIO

Похожие публикации

  • Месье Бурвиль: почетное звание «Месье-как-все»
    Месье Бурвиль: почетное звание «Месье-как-все»
    Имя Бурвиля знакомо кинозрителям многих стран мира по ярким ролям в фильмах «Три мушкетера», «Разиня», «Большая прогулка» и многих других. В 1956 году Бурвиль получил приз Венецианского кинофестиваля Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль в фильме «Через Париж», обыграв своего партнера Жана Габена. Популярности актера способствовал творческий тандем с Луи де Фюнесом. За 30 лет Бурвиль снялся в пятидесяти пяти фильмах
  • Шоу называется
    Шоу называется "Трамп"
    Без тяги к саморекламе в политике вообще делать нечего. Политик – это же актёр чистейшей воды!
  • KENZO: Красота и здравый смысл спасут мир
    KENZO: Красота и здравый смысл спасут мир
    Если бы Кензо Такада родился на пару сотен килиметров западнее японского Химедзи, одним японцем было бы меньше. Ходил бы он в советскую школу, девчонки бы с ним дружили, а мальчишки лупили бы на каждой перемене и дразнили ботаником, потому что больше всего на свете Кензо обожал цветы: красные маки, золотые подсолнухи, нежную сакуру, побеги молодого бамбука, зеленую листву своего сада