Радио "Стори FM"
Дениска празднует юбилей папы

Дениска празднует юбилей папы

2.jpg
Виктор Драгунский
30 ноября у Виктора Драгунского, широко известного в широких же кругах, - юбилей, 110 лет со дня рождения. Редакция STORY решила пойти по необычному пути, сделав «подарок» его сыну Денису, предоставив ему возможность САМОМУ задать себе же вопросы по поводу его знаменитого отца.

Дорогой Денис Викторович! В ознаменование 110-летия со дня рождения вашего отца, замечательного писателя Виктора Драгунского, который обессмертил вас в качестве главного героя «Денискиных рассказов», журнал решил сделать вам уникальный подарок. Вам предоставлена возможность самому задать себе любые вопросы – и ответить на них.

- Спасибо! Это прекрасный подарок. Надоело в тысячный раз выслушивать вопросы про манную кашу и велосипед; что я почувствовал, когда понял, что стал героем любимой детской книги; не сердился ли я на папу, что он выставил мою жизнь на всеобщее обозрение. Ну, начали!

 

Книжный герой

Иногда кажется, что вам как-то особенно повезло, это правда?

- Наверное, да. Вообще в жизни мне везло постоянно, и в детстве, и в юности, и в зрелые, да и в старые годы - тоже. Какой-то лучик удачи и счастья всегда светил мне на макушку. Полагаю, из-за того, что мне потрясающе повезло с папой и мамой. Они очень меня любили, тратили на меня массу времени и сил, почти никогда не наказывали, почти все разрешали, а если сильно сердились – то скоро прощали. «Материнский гнев – как весенний снег, – говорила мне бабушка. – Много выпадает, зато скоро тает». Мне повезло, что я родился, когда папе было тридцать семь лет – то есть я у него был, по тогдашним меркам, поздним ребенком.

Что тут везучего? А вот что. На днях папе исполняется сто десять лет, а мне – семьдесят три. Если бы я у него родился, как положено было в те годы, в двадцать лет, то фигу бы я дожил до такого юбилея! Даже до столетия – сомнительно.
Но главное везение – это, конечно, «Денискины рассказы». Бедняга Кристофер Робин Милна умер. Скончался героический летчик Алексей Маресьев. Так что я один такой остался – реальный человек, ставший книжным героем. Не отдаленным прототипом, и не объектом какого-нибудь нонфикшена – таких десятки тысяч – а именно героем художественной прозы.


Повезло, не повезло

Берегите себя, дорогой Денис Викторович, без вас будет совсем скучно! Но… Что это вы все о себе да о себе. Юбилей-то не ваш, а папин.

- В самом деле. Но знаете, бывает трудно провести черту и точно сказать, где я, а где моя память об отце, и далее – где уже не память, а реальность. Впрочем, реальность прошлого существует только в нашей памяти.

Вы сказали, что вам повезло. А повезло ли вашему отцу, Виктору Драгунскому? Творчески и просто чисто по-человечески?

33.jpg

Студенты на этюде. Вверху в центре – Виктор Драгунский. 1930-е гг.

- Я об этом думаю уже более полувека. Все говорили о моем отце, что он – человек-праздник. Всегда веселый, постоянно шутивший, он бесконечно придумывал стихи, смешные словечки, маленькие розыгрыши, переодевания, лицедейства. Обожал своих друзей и вообще всяких гостей, сам любил ходить в гости, пировать в ресторане, часами разговаривать, читать стихи наизусть, хорошую прозу целыми страницами вслух… Юрий Нагибин писал о нем в своей чуточку слишком взвинченной манере: «Виктор любил и умел получать наслаждение от веселой компании, рюмки ледяной водки, хрусткого яблока, общества красивых женщин…»

11.jpg
С мамой. 1956 г.

Кстати, что там насчет красивых женщин?

- Отвяжитесь! Его первая жена актриса Елена Корнилова, и вторая – моя мама Алла Семичастнова, тоже актриса и даже в некотором смысле эталонная русская красавица (ведущая программ в ансамбле «Березка») – обе были очень красивые. Вам мало? Конечно, добрые люди не раз предлагали мне рассказать всю правду о романах моего отца – но я вежливо отказывался. Помню, сосед по дому рассказывал о какой-то скрипачке, но я так и не смог разыскать ее по фамилии. Еще были какие-то туманные намеки. А теперь уже всё. Все умерли. Отняли список и негде узнать.


Человек-праздник

Давайте лучше про весёлое!

- Продолжаю: да, это был человек-праздник. Наверное, в нем было что-то цирковое – он сам работал пару сезонов клоуном и обожал цирк - написал о цирке повесть «Сегодня и ежедневно» и пару «Денискиных рассказов», в том числе потрясающую «Девочку на шаре»… Во многих его рассказах спрятана драматургия цирковой репризы. Он водил меня за кулисы цирка – и я видел, как вблизи выглядят эти античные боги и богини, белозубые аполлоны и синеглазые грации – я видел градом льющийся пот и натруженные мослы: важнейшее переживание моего детства. Изнанка и лицо. Сто репетиций, чтобы произнести бессмертную реплику «Вам телеграмма!». Сто черновиков, чтоб написать «Томатный сок вкусен и полезен!»

Опять про грустное. Что с вами?

22.jpg
Виктор Драгунский на елке в Сокольниках. 1947 г.

- Сам не знаю. У отца в кабинете (точнее, в «кабинете-гостиной», у него так и не было своей отдельной комнаты) висела репродукция картины французского художника Бернара Бюффе «Клоун» – печальное лицо, на котором гримом намалевано веселье. Кончики губ уныло опущены вниз, но поверх – красный улыбающийся рот. Честно говоря, мне эта символика казалась пошлой. «Грустный клоун» – такая же мелодраматическая банальность, как «весельчак, играющий Гамлета». Папа был со мной согласен, но говорил, что картина все-таки красивая – и это тоже правда. Тем более что человеком он был, который раз повторяю, очень веселым.

И счастливым?

- Попробую по пунктам.

Любовно: он был счастливо женат, у него было трое прекрасных (чего уж скромничать) детей. Мой старший брат Леонид Викторович, сын первой жены, блестящий журналист и редактор, обожаемый друзьями и коллегами. Любимый сын Денис – то есть я – которого он сделал героем своей знаменитой книги. Чудесная девочка Ксюша, ставшая прекрасным писателем и драматургом – увы, до ее расцвета он не дожил, ей было шесть лет всего, когда он умер.
Социально: из подвальной коммуналки переехал в отличную кооперативную квартиру (внимание: мне иногда говорят: «вашему отцу государство дало квартиру» - ничего оно ему не дало, он ее купил за честно заработанные деньги).
Творчески: из малоизвестного актера, эстрадного режиссера, автора двух десятков песен, он стал любимым детским писателем. Его книги в СССР издавались миллионными тиражами, еще при жизни переводились на многие языки, включая японский.

Но если просто «жизненно» – увы, его писательская биография обидно коротка. Первая книга напечатана в 1961 году, а в 1967 он тяжело заболел, через пару лет фактически перестал работать, и скончался в мае 1972 года, в возрасте 58 с половиной лет.

Всё написанное им входит в один не слишком толстый том: чуть больше шестидесяти «Денискиных рассказов», две не длинные повести, несколько «взрослых» рассказов, десяток фельетонов, песни, эстрадные сценки – и это всё.

8.jpg

Слишком короткая творческая жизнь. Печально…

- Но не в этом дело! Он ведь, пока жил и работал, не знал, что скоро умрет! Он был полон надежд и планов. Но – опять это проклятое «но». Он был весел – и постоянно грустен. Удачлив – но считал себя невезучим. Он был, казалось, счастлив – но какая-то несчастливая тень лежала на его душе.

Загадка? Ничуть. Разгадка проста и вместе с тем ужасна, в нее трудно поверить, но это так.

Дело в том, что мой папа считал себя писателем как бы низшего разбора. Не по сравнению с Корнеем Чуковским или Маршаком – оно бы еще куда ни шло: в любой литературной когорте всегда есть писатели более знаменитые, популярные, увенчанные премиями, переизданиями и т.п. Нет! Увы, он считал, что детский писатель – это по определению писатель второй ступени. Недописатель. Подмастерье. И хотя в СССР детская литература – по известным идеологическим причинам – была в почете и пользовалась «особым вниманием и заботой партии и правительства» (тьфу! но тогда именно так и писали в газетах), отец считал, что настоящая литература – это книги для взрослых.



Зайдите в книжные магазины

Неужели он правда так думал?

- Увы, да. Ах, с какой серьезностью и тайной гордостью говорил он мне или друзьям: «Закончил новый рассказ… Взрослый рассказ!». Как радостно дарил свои повести: «Это моя взрослая книга». Ах, с каким особым, совершенно искренним уважением-обожанием, почти что снизу вверх, смотрел он на знаменитостей нашего писательского поселка.

Да, по нашим аллеям гуляли крупные, заслуженно популярные советские авторы: Симонов, Нагибин, Розов, Бондарев, Бакланов, Тендряков и многие другие. Люди большого, а иные воистину огромного таланта, говорю безо всякого преувеличения и соседской доброй предвзятости. Ну и где они теперь? Зайдите в книжные магазины или на выдачу библиотек.

До сих пор мне хочется обнять его и крикнуть: «Папочка, дорогой, любимый! То, что ты написал, – и в смысле тиражей, и, самое главное, в смысле популярности и чистой многопоколенной детской любви, – не идет ни в какое сравнение с большинством этих «серьезных взрослых» книг, о которых ты мечтал и авторам которых ты завидовал. Не надо!». Но уже не докричаться.

Конечно, Драгунский очень талантлив, и в финальном зачете он обошел многих своих «взрослых» конкурентов. Но тут еще и другое: детская литература более живуча, чем взрослая.

- Черт его знает. Дети рвут книги, поэтому популярного детского писателя переиздают гораздо чаще, чем взрослого. Хотя хорошая детская литература и впрямь долговечнее. Что такое «советская поэзия» для 95% читателей? Маяковский (которого читали, но не помнят), Мандельштам, Пастернак, Ахматова, Цветаева (о которых слышали, но не читали, в лучшем случае что-то отрывочно знают про их трагические биографии) – и сверкающие на этом унылом фоне Чуковский, Барто, Михалков, Маршак, которых помнят отчетливо, иной раз наизусть. Почему? Наверное, потому что детская поэзия элементарна в лучшем смысле слова.

А проза для детей?

- С детской прозой чуть труднее. Любая проза нагружена реалиями, черточками быта и, конечно, политики.

Увы, советская детская проза была этим перегружена. Особенно политикой. Хорошая книга Носова «Витя Малеев в школе и дома» - но там слишком много быта, а если честно, она почти вся - сплошной быт пятидесятых. Сегодня это читать невозможно.

А вот его «Незнайка» – совершенно свободен и от быта, и от идеологической актуальности. В результате получилась гениальная трилогия: Реальность, Утопия, Антиутопия – и всё про каких-то сказочных «коротышек». Пусть на меня не обижаются фанаты Аркадия Гайдара – но в нем было слишком много страсти к советской власти. Слишком много комиссаров, военных тайн, врагов и отважных пионеров. Поэтому Гайдар остался лакомством для гурманов, ностальгирующих по СССР. Что уж говорить о менее одаренных сов-дет-писателях…

 

Денискин секрет

2.jpeg

В чем же секрет популярности «Денискиных рассказов»? Там ведь куча реалий ранних шестидесятых. Все эти коммуналки, телефоны в коридоре, ручки-макалки, промокашки, сдача бутылок, пионерские сборы…

- Секрет прост и сложен одновременно. Эти рассказы не про школьный и домашний быт, а про любовь и жалость. Про доверчивость и обман. Про печаль и радость. Про гнев и прощение. Про душу, одним словом.

Про душу ребенка? Мальчика восьми – двенадцати лет?


- Опять же нет! Душа сорокапятилетнего мужчины – доброго, не слишком счастливого и удачливого, но все равно романтичного – волшебным образом переселилась в маленького мальчика.

Как у Виктора Драгунского это получилось – не знаю. Может быть потому, что в тогдашней «взрослой» литературе таким переживаниям просто не было места. Господствовал или соцреализм, про завод и колхоз, или анти-соцреализм, про непорядки на заводе и в колхозе, и чуточку про лагерь (Солженицын и Шаламов). За этим столом немолодой романтик-неудачник был лишним. Поэтому надо было идти к детям.

То есть Дениска – это не вы?

33.jpg
1958 г.

- Конечно, я! Могу паспорт показать.

Но скажу честно: до рассказа «Он живой и светится» я бы ни за что не сменял дорогую игрушку, железный самосвал – на светлячка в спичечном коробке. До рассказа «Друг детства» – я превратил бы старого плюшевого мишку в боксерскую грушу и отколошматил бы его до опилок. Но после этих рассказов я стал другим человеком. Хотя на самом деле у меня не было ни самосвала, ни даже плюшевого медведя. Но так ли это важно?

Совсем не важно!

Вот и я говорю. Спасибо за интересные вопросы!

Фото: фото из личного архива Д.В.Драгунского, опубликованные в новой книге автора "Подлинная жизнь Дениса Кораблева", М. РЕШ - АСТ, 2023

Похожие публикации

  • Денис Драгунский: Старинный вальс
    Денис Драгунский: Старинный вальс
    Город Клюев, бывший Проточный Перескок, носил свое имя вовсе не в честь крестьянского поэта, а в память красного командира, которого в марте 1918 года лично изрубил шашкой генерал Марков на своем пути от Дона к Екатеринодару
  • Денис Драгунский: Пишите быстрее
    Денис Драгунский: Пишите быстрее
    Денис Драгунский - известный писатель, при этом очень плодовитый: «Болдинская осень» у него не прекращается и летом, и зимой, и весной. Непонятно, как это возможно чисто технически, тем более что романы у него разножанровые. Новая книга Драгунского «Богач и его актер» чем-то похожа на сценарий, тем более что главный герой – актер
  • Рыжий клоун
    Рыжий клоун
    Детские книги, как и сказки, – это такая замечательная форма сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь, но в реальной жизни боишься, слишком больно. А как пользовался этим тайным приёмом Виктор Драгунский, автор «Денискиных рассказов» и многих других замечательных детских книг? Об отце вспоминает Ксения Драгунская
naedine.jpg

bovari.jpg
onegin.jpg