Радио "Стори FM"
ОСКАР – 2023: Ставки сделаны - ставки сыграли!

ОСКАР – 2023: Ставки сделаны - ставки сыграли!

Автор: Григорий Симанович, *материал дополнен

Состоялась церемония вручения премии Оскар 2023. Прогнозы постоянного колумниста и эксперта STORY Григория Симановича оправдались по всем пунктам, кроме одного.

ПРОГНОЗ ГРИГОРИЯ СИМАНОВИЧА:

В прошлом году по причинам объективно-субъективным не публиковал в любимом журнале STORY традиционные прогнозы на «Оскар-2022». Нынче попробую на предстоящий конкурс. Но ограничусь четырьмя основными номинациями. И в этих рамках шансов не угадать предостаточно, так что на всякий случай умерю амбиции прорицателя. И дабы придать себе уверенности и самоутвердиться, выложу сперва то, в чем вообще не сомневаюсь ни минуты.

Итак, 95-я церемония вручения кинопремии американской киноакадемии «Оскар-2023» пройдет 12 марта в офлайн формате в зале Dolby в Лос-Анжелесе. Она станет второй подряд, организованной не в начале года, а в марте (не всем кинематографистам это понравилось: слишком затянут наградной сезон). Транслировать традиционно будет телеканал ABC, ее покажут более чем в 200 странах мира. Ведущим станет Джимми Киммел (в третий раз), а в зале точно не будет Уилла Смита, который в прошлом году влепил на сцене пощечину Крису Року, отпустившему неудачную шутку в адрес его жены.

Все. Дальше – номинанты и интрига.

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ 

«ЭЛВИС»

Легко догадаться, о ком. Да, очередной байопик о великом музыканте. В памяти хорошая работа 2005 года «Элвис: ранние годы». Добросовестное следование реальной биографии Пресли плюс поразительное, почти зеркальное сходство известного всем облика с внешностью очень хорошего актера Джонатана Риз Майерса (вспомните сериал «Тюдоры», к примеру), плюс его качественная игра и точная имитация пластики оригинала не могли не порадовать миллионы поклонников рок-божества. Баз Лурман («Мулен Руж», «Великий Гэтсби») сделал фильм об Элвисе и его весьма знаменитом менеджере полковнике Паркере. Мы получаем возможность взглянуть на характер и судьбу Пресли глазами человека, который, по мнению одних, создал и выпестовал кумира миллионов, а, по мнению иных, в конечном счете погубил его. Но и образ самого Паркера, сыгранного Томом Хэнксом, тоже довольно любопытен и полемичен. Сыгравший Элвиса Остин Батлер внешним сходством уступает Риз Майерсу. Но уровнем актерского воплощения образа, пожалуй, превосходит. Просто потрясающе сыграл. Не случайно претендует на «Оскар» за лучшего исполнителя мужской роли. Не в обиду любимому Хэнксу будь сказано, но картина влетела в номинацию за лучший фильм конечно же благодаря Батлеру (при участии режиссера).   

«АВАТАР: ПУТЬ ВОДЫ»

Вы первый «Аватар», разумеется, видели. Тогда буду краток и очень субъективен: второй тоже неплох, но впечатления куда слабее. Почему? У меня два объяснения. Первое: невероятная экзотика, феноменальная компьютерная работа, запредельное мастерство художников, нечеловеческая красота кадров сразили, покорили меня, как и сотни миллионов зрителей, еще 12 лет назад. Плюс идея свободы, сопротивления произволу, мощный мотив толерантности, приятия иного мира, иной цивилизации, не покушающейся на вашу. Сиквел изобразительно не хуже. Но мы это уже видели. Завораживает, но недолго. А компенсации в виде адекватно сильной драматургии, столь же волнующей гуманистической идеи – не случилось. Сюжет выстроен по знакомой схеме   голливудского боевика, но с изрядным довеском дидактики (особенно в начале). Ощущение длиннот.

«НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН»

Нелегкое, скажу я вам, испытание для тех, кто с трудом переносит натуралистичные сцены боевых действий. Первая мировая война,1918 год, канун поражения Германии. Юный Пауль Боймер и его друзья-одноклассники добровольцами отправляются на фронт. Два с половиной часа крови, боли, жестокости, смерти, чавкающей грязи поля боя и окопного кошмара. Съемки грандиозные. Замечательный роман Ремарка экранизирован с акцентом именно на ужасах войны в ее запредельно страшных подробностях. Без этого авторы, понятное дело, не находили возможным донести чудовищность и бессмысленность бойни, этой конкретно. И хотя антивоенный пафос романа выявлен и очевиден, трагические судьбы центральных персонажей, на мой     взгляд, «прописаны» в картине куда менее отчетливо и выразительно, чем в оригинале. Шокирующее кино, в котором визуальное изрядно подавило драматургию. На российских экранах вряд ли появится в обозримом будущем: нетрудно догадаться о причине.

«ГОВОРЯТ ЖЕНЩИНЫ»

Это единственный фильм из десятки номинантов, который посмотреть не удалось. Его пока нет ни на каких платформах. Судя по анонсам, это жутковатая история массового и системного изнасилования обитательниц какого-то монастыря. Основана на реальных событиях. В центральной роли заметная голливудская звезда Руни Мара. Вынужден не брать эту работу в расчет в нижеследующем прогнозе победителей.                                        

«ТОП ГАН: МЭВЕРИК»

Красотища! Головокружительные полеты суперсовременных истребителей ВВС США, смертельно опасные трюки, отчаянные боевые операции в условиях максимального риска. Дух захватывает. А каков Том наш, стало быть, Круз! Вспомните знаменитый «Топ Ган» 1986 года, где он сыграл молодого летчика-истребителя. Сейчас 61-й год человеку. И снова за штурвалом. Вообще не стареет. Огурчик. И голливудские блокбастеры вроде этого по-прежнему не теряют притягательности благодаря ошарашивающим компьютерным эффектам. Хотя сюжетные схемы все так же не блещут разнообразием. И здесь американский воин круче всех, вот-вот погибнет, но совершает невозможное, выживает и побеждает, выполняя задание. В этом фильме – легко догадаться! – подразумевается противостояние с российской военной силой. Но патриотически настроенный российский зритель испытает, по крайней мере, некоторое удовлетворение демонстрацией мощнейших ракетных систем, достойно защищавших атакованный объект. Фильм объяснимо взыскует «Оскаров» за визуальные эффекты, звук и монтаж. Но лучший фильм?.. Большие сомнения!

                          

СЛЕДУЮЩИЕ ПЯТЬ ФИЛЬМОВ ПРЕТЕНДУЮТ ОДНОВРЕМЕННО И НА ВТОРОЙ ГЛАВНЫЙ «ОСКАР» - ЗА ЛУЧШУЮ РЕЖИССУРУ.

«ВСЕ ВЕЗДЕ И СРАЗУ»

Режиссеры Дэн Кван и Дэниэл Шайнер

Именно так, без запятых, переводится название. На «Золотой глобус» по категории «Лучший музыкальный фильм или комедия» номинировался, но не взял. На «Оскар» 11 номинаций – лидер. Фильм сделан виртуозно. Тема, я бы сказал, универсальная: какие мы есть, кем хотели бы быть и что утратили. Повседневность и фантазия, реальность и преображающие потусторонне - космические силы, под воздействием которых перевоплощается хозяйка китайской прачечной. И в результате понимает, какую пагубную роль она сыграла в воспитании дочери. Этот феерический, забавный, клиповый калейдоскоп кого-то заворожит, а кого-то оставит в недоумении. Судя по номинациям, академики восхитились таким виртуозным образцом постмодерна. И, конечно, актрисой Мишель Йео в главной роли – действительно, выдающаяся работа. Меня лично этот фильм, мягко говоря, не потряс, но это, наверно, мои проблемы – возрастные, вкусовые.

«ФАБЕЛЬМАНЫ»

Режиссер Стивен Спилберг  

Бытуют термины «режиссерский спектакль», «режиссерский фильм». Означают, что режиссура произведения очевидно превалирует, доминирует над всеми прочими компонентами вещи, ее самоценность затмевает все иное. «Фабельманы» - режиссерский фильм больше в другом смысле. В основе его сюжета – явные автобиографические мотивы и эпизоды детства и ранней юности самого режиссера, великого Стивена Спилберга. Это в каком-то смысле экранизация начала пути мастера к вершинам профессии. Она вбирает в себя и драму в еврейской семье маленького Сэмми, болезненно им переживаемую. Эта семейная коллизия, как я понимаю, и должна была придать картине драматизм и трогательную интонацию. И придала, но не в той мере, которая оправдывала бы двух с половиной часовое повествование с многочисленными застольными разговорами, подробностями быта и этапами постижения мальчиком специфики киносъемки. По мне это самый неувлекательный, самый неяркий фильм Спилберга, что не отнимает высокого режиссерского профессионализма в работе с актерами и не лишает картину нескольких весьма трогательных эпизодов. «Золотой глобус» этого года за лучший драматический фильм, как мне представляется, стал результатом целого ряда мотивов и соображений, в том числе работала и магия имени выдающегося мастера. А еще потому, что…

«БАНШИ ИНИШЕРИНА»

Режиссер Мартин Макдона

…Этот претендент на «Оскар» мог реально конкурировать с «Фабельманами» в борьбе за «Золотой глобус», если бы не был отнесен к категории «Лучшая комедия», где и победил. Разделяю недоумение большинства критиков. Там есть кадры, эпизоды, вызывающие улыбку, как и во многих драмах. Но картина способна выдавить смех или веселье разве что у отдельных изысканных ценителей весьма специфического черного юмора. А скорее – у дурковатого зрителя навеселе, которого позабавила весьма драматичная метафора или пара небольших эпизодов. Эта история о том, как и почему внезапно прервалась старая дружба двух обитателей маленького приморского поселка в Ирландии начала XX века. Парадоксальное, необъяснимое и до конца необъясненное решение одного из них прекратить отношения с другом становится поводом удивляться, недоумевать, строить версии, разгадывать. А ближе к финалу сопереживать, сострадать, ужасаться и выходить на обобщения, резонирующие в современности, в близкой нам действительности, в том числе российской. Картина глубокая, сильная, трогательная, с ярким авторским началом. Ее снял Мартин Макдона («Три билборда на границе Эббинга, Миссури», - «Золотой глобус» за лучший фильм 2018 года»).

«ТАР»

Лидия Тар - выдающийся дирижер. Таковой не существовало. Но фильм заставляет нас поверить, что она реальный гений, живущий сегодня в Берлине и покоряющий концертные залы всего мира. Ее создал фильм. А точнее – актриса, сыгравшая главную роль. Выдающаяся актриса, сыгравшая грандиозно: Кейт Бланшетт. Образ яркий, противоречивый. Ошеломляющий талант, властность, утрата самооценки, драматический слом карьеры и любовных взаимоотношений с партнершей. Картина идет без малого три часа. Даже дважды лауреат «Оскара» Бланшетт не избавляет от ощущения затянутости зрелища. Подозреваю, что только пылкая любовь к симфонической музыке, в частности, к творчеству Малера, и хоть какое-то представление о специфике дирижерского искусства способны помочь зрителю смотреть фильм на одном дыхании.

«ТРЕУГОЛЬНИК ПЕЧАЛИ»

…И корабль плывет. Он населен до неприличия богатыми пассажирами – туристами, чьим аристократическим манерам и привычкам к роскоши и комфорту вполне отвечают жилищные условия на борту, изысканное меню и вымуштрованная команда обслуживания. Но происходит нечто, «переселяющее» небольшую часть пассажиров в совершенно иные условия. Надеюсь, не послужит спойлером: робинзонада. И начинаются события сколь неожиданные и забавные, столь и значимые для размышлений и выводов об обществе социального неравенства, издержках буржуазной морали, о природе человека, о метаморфозах нравственных установок, о причудливости судьбы. На мой взгляд, вполне заслуженная «Золотая пальмовая ветвь» прошлогоднего Каннского фестиваля. И предыдущий фильм Рубена Эстлунда «Квадрат» тоже был украшен этой ветвью.

Итак, мой прогноз и…будь моя воля.

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ

Американская киноакадемия: «ВСЁ ВЕЗДЕ И СРАЗУ»

Я бы присудил: «БАНШИ ИНЕШИРИНА»

ЛУЧШИЙ РЕЖИССЕР

Американская киноакадемия: СТИВЕН СПИЛБЕРГ («ФАБЕЛЬМАНЫ»)

Я бы присудил: РУБЕН ЭСТЛУНД («ТРЕУГОЛЬНИК ПЕЧАЛИ»)

Что касается номинаций «Лучший актер» и «Лучшая актриса», посмотреть все фильмы-конкурсанты не было никакой возможности: некоторые еще к нам не доехали ни на каких доступных платформах. Из того, что видел, могу предположить: ОСТИН БАТЛЕР («ЭЛВИС») И КЕЙТ БЛАНШЕТТ («ТАР») – третий ее «Оскар». Оба бесподобны. Но интуиция подсказывает, что играющий толстяка Брендан Фрейзер в недоступном пока для просмотра (есть только трейлер) фильме «Кит» может внезапно вырваться вперед. И столь же вероятно, что Мишель Йео («Все везде и сразу») помешает Кейт Бланшетт стать второй в истории кино актрисой с тремя «Оскарами», сравнявшись с Фрэнсис Макдорман (четыре только у Кэтрин Хепбёрн)

Мои ставки сделаны. Делайте ваши.

P.S. Буквально за несколько часов до отправки этой заметки в редакцию удалось-таки обнаружить и посмотреть фильм «Кит». И так как «крупье» еще не провозгласил свое пограничное, итоговое «Ставки сделаны!», меняю свой выбор. Я - за Брендана Фрейзера.

РЕЗУЛЬТАТ:

  • Лучший фильм — «Всё везде и сразу»;
  • Лучший актер — Брендон Фрейзер («Кит»);
  • Лучшая актриса — Мишель Йео («Всё везде и сразу»);
  • Лучший актер второго плана — Ке Хюи Куан («Всё везде и сразу»);
  • Лучшая актриса второго плана — Джейми Ли Кёртис («Всё везде и сразу»);
  • Лучшая режиссура — Дэниел Кван и Дэниел Шайнерт («Всё везде и сразу»);
  • Лучший оригинальный сценарий — «Всё везде и сразу»;
  • Лучший адаптированный сценарий — «Говорят женщины»;
  • Лучшая операторская работа — Джеймс Френд («На Западном фронте без перемен»);
  • Лучший фильм на иностранном языке — «На Западном фронте без перемен»;
  • Лучший документальный полнометражный фильм — «Навальный»;
  • Лучший документальный короткометражный фильм — «Заклинатели слонов»;
  • Лучший игровой короткометражный фильм — «Прощание по-ирландски»;
  • Лучший анимационный фильм — «Пиноккио Гильермо дель Торо»;
  • Лучший короткометражный анимационный фильм — «Мальчик, Крот, Лис и Конь»;
  • Лучшие визуальные эффекты — «Аватар: Путь воды»;
  • Лучший монтаж — Пол Роджерс («Всё везде и сразу»);
  • Лучший грим и прически — «Кит»;
  • Лучшая песня — «Naatu Naatu» («RRR: Рядом ревет революция»);
  • Лучший звук — «Топ Ган: Маверик»;
  • Лучший оригинальный саундтрек — «На Западном фронте без перемен», композитор Фолькер Бельтерманн;
  • Лучшая работа художника-постановщика — Кристиан М. Гольдбек, Эрнестина Хиппер («На западном фронте без перемен»)

Похожие публикации

  • Повелитель бабаев
    Повелитель бабаев
    Франсуа Дювалье, несмотря на своё подлинно французское имя, был решительно не француз. Он был гаитянин. К тому же колдун – настоящий, из сказки. Он был человеком, рассказавшим целому острову настолько страшную сказку, что они там до сих пор вздрагивают от малейшего шороха: придёт бабай и посадит всех в мешок. Дяденька, за что?
  • Перфекционист Ал Пачино
    Перфекционист Ал Пачино
    Сказать об Ал Пачино, что он - харизматик, от одного взгляда которого бедные дамы тут же падают в обморок, сраженные внезапно охватившим их чувством, а режиссеры-мужчины традиционной ориентации не могут оторвать от него глаз, - значит не сказать ничего
  • Тот самый Янковский
    Тот самый Янковский
    23 февраля Олегу Янковскому, секс-символу советского кино, исполнилось бы 78 лет. Бог, говорят, дает или талант, или красоту – всё вместе бывает крайне редко. И этот как раз такой случай, уникальный