Радио "Стори FM"

Михаил Берг

Михаил Берг

Писатель, критик, культуролог, публицист.

Родился в Ленинграде в семье участкового врача и инженера-изобретателя.

Учился в физико-математической школе, а затем в Институте авиаприборостроения по специальности «Теория информация».

Работал программистом, экскурсоводом в ленинградских музеях, библиотекарем в общежитии завода «Красный выборжец». «Дальше уже путь типично андеграундный – до перестройки работал, причем с огромным удовольствием, кочегаром в котельной.»

Писать начал в 1973, с самого начала не ориентируясь на советскую официальную печать. В 1980, после публикаций в самиздатских и эмигрантских журналах был уволен из музеев и библиотеки.

Свое творчество Михаил характеризует как интеллектуально-психологическую прозу – до 1979 года, и после — игровую (постмодернистскую): это прежде всего — эссе «Веревочная лестница» (1979) и романы «Вечный жид» (1980), «Между стpок, или читая мемоpии, а может, пpосто Василий Васильевич» (1982), «Момемуpы» (1984), «Рос и я» (1986), «Черновик исповеди. Черновик романа» (1987, 1994), «Несчастная дуэль» (1999).

С 1989 по 1995 — главный редактор первого в послевоенный период негосударственного, независимого журнала «Вестник новой литературы» (Букеровская премия за 1992 год как «лучшему литературному журналу года» (совместно с журналом «Соло»). Затем — журналистская деятельность в газетах «Московские новости», «Коммерсантъ», «Русский телеграф», «WELT am SONNTAG» (Гамбург), на радио «Свобода».

Первая публикация в СССР — роман «Вечный жид» (альманах «Тpетья модеpнизация», издательство Лиесма, Рига, 1990).

Для журнала «Новое литературное обозрение» написал ряд статей, посвященных, в основном, изучению социальной ценности литературы и авторского поведения.

К сегодняшнему дню опубликовал 9 романов, несколько книг очерков и множество статей и эссе, переведенных на ряд иностранных языков.

Книга М. Берга «Письмо президенту» (2005) имела большой резонанс в мировой прессе.

Публикации

  • Михаил Берг: В стране непуганых
    Михаил Берг: В стране непуганых
    Среди русских поведенческих стереотипов есть один, который называется по-разному. Он имеет много имен, потому что это не один стереотип, а куст с ветвями, плодами и шелестящими листьями, как метафора у Олеши
  • Михаил Берг: Красота как эрекция
    Михаил Берг: Красота как эрекция
    Все культуры, несогласные почти во всем (и уж точно во многом), сходятся в требовании к женщине быть красивой. Понимая эту красоту по-своему, они единообразны в том, чтобы критерии красоты, разные в разные в эпохи, соблюдались. Здесь и сейчас
  • От тюрьмы до тюрьмы
    От тюрьмы до тюрьмы
    …На третий день в Филадельфии мы пошли в тюрьму. Уже не действующую, конечно, неторопливо реставрируемую (долгострой) и частично превращенную в музей
  • Михаил Берг: Тело как текст
    Михаил Берг: Тело как текст
    Мой папа, которому через два месяца 94, называет смерть переработкой, в духе Заболоцкого и Тарковского-старшего - с их уверенностью, что мы все равно никуда не исчезаем, а просто из одних элементов превращаемся в другие