Радио "Стори FM"
Выставка «Виктор Цой. Путь героя» в Центральном Манеже

Выставка «Виктор Цой. Путь героя» в Центральном Манеже

Автор: Максим Андриянов

Виктору Цою в этом году исполнилось бы 60 лет, и ко дню рождения — 21 июня, его недолгую жизнь перескажут бесчисленное количество раз. К 28 годам, когда стремительный взлет Цоя оборвала автокатастрофа, он уже был классическим поп-идолом: рок-музыкант, художник, киноактер — слава, как тогда говорили, всесоюзная. И что самое главное, она не померкла даже сейчас, в век Instagram и TikTok. По-прежнему «перемен требуют наши сердца» и «все не так и все не то, когда твоя девушка больна». Так что выставка-байопик — самый очевидный ход в преддверии юбилея. Очевидный, но не гарантировано беспроигрышный. Скатиться в нудятину, когда речь идет о герое недавнего прошлого, проще простого, ведь большинство экспонатов — еще вчера были предметами нашего быта: паспорта, дипломы, пропуска, кассеты, полароидные снимки. Но авторы экспозиции пошли по пути создания мультимедийного аттракциона и не прогадали. Выставка приглашает посетителей в мир, состоящий из всем понятных деталей и совершенно непостижимого дарования Цоя превращать бытовое в художественное.

2.jpg
Полароидный снимок. Экспонат выставки
«Задумывая выставку, мы хотели не просто погрузить зрителей в атмосферу музыки и образов, знакомую миллионам людей в нашей стране, но дать возможность увидеть другого Цоя — художника, героя неснятого киберпанк-боевика, представителя неизвестного западной публике советского андеграунда. Сценография, аудио и визуальные эффекты выводят этот проект за рамки привычной выставки», — говорит сын рок-музыканта Александр Цой, ставший креативным продюсером проекта.

Всего на выставке «Виктор Цой. Путь героя» порядка 300 экспонатов, занимающих 11 тематических залов. Большинство из них предоставлено членами семьи Цоя — сыном Александром, отцом Робертом Максимовичем, а также ближайшим окружением и друзьями-музыкантами.

3.jpg
Экспонат выставки

Отдельный зал отдан под историю международных гастролей группы «Кино» и проекта Джоанны Стингрей, показавшего русский рок и альтернативную советскую музыкальную культуру Америке. Сопроводительные тексты к экспозиции и для каталога написаны французским дипломатом и писателем Жоэлем Бастенером, другом Виктора, который в 1989 году выпустил во Франции пластинку «Последний герой», имевшую там большой успех. И это еще один взгляд человека западной культуры на феномен Цоя.

Другая важная тема выставки — кино. После успеха фильма «Игла», показанного на зависть даже современным кинематографистам на кинофестивале «Санденс», перед Цоем открывались невероятные горизонты. На сентябрь 1990 года были намечены рабочие встречи и кинопробы в Европе, Америке и Японии. По сценарию знаменитого американского писателя, одного из основоположников стиля киберпанк Уильяма Гибсона режиссер «Иглы» Рашид Нугманов должен был снять фильм «Цитадель» с фронтменом группы «Кино» в главной роли. Увы, планам не суждено было сбыться.

Кто знает, как сложилась бы судьба Виктора Цоя, если б не трагедия на 35-м километре шоссе «Слока — Талси», но там, где оборвалась его жизнь, родилась легенда. И выставка в Центральном Манеже — отличная ее иллюстрация.

фото: предоставлено пресс-службой выставки