Радио "Стори FM"
Ввести в заблуждение: выставка подделок

Ввести в заблуждение: выставка подделок

Автор: Алла Вейн

В Нидерландах проходит необычная выставка …подделок и фальшивок, имитирующих подлинные произведения искусства.

История подделок, «фейков», фальшивых экспонатов, принадлежащих либо авторству анонимных художников (скажем, времен Древнего Египта), либо мастеров-резчиков по камню, кости или дереву эпохи Ренессанса, насчитывает века.

Подделки, как выяснилось, сопровождают всю историю человечества: с тех пор, как люди начали лепить, рисовать, мастерить мебель, вытачивать из камня скульптуры, ваять, обжигать глиняные горшки, тонкую и грубую посуду, детские игрушки, ювелирные украшения и пр.    

Любой музей мира, с какой угодно репутацией, самой что ни на есть респектабельной, то и дело сотрясают скандалы – обнаружена подделка, и специалисты садятся за изучение материалов, подвергая художественный объект, будь это заурядная плошка для свечки или громадная скульптура, доскональному анализу. В наше время еще и вооружившись сверхсовременным инструментарием и теми возможностями, которые предоставляет наука.

1.jpg


Интересно, что в городе Лейдене в Нидерландах произошло всё с точностью до наоборот: целых девять ведущих музеев мира вместе с лейденскими архивами с энтузиазмом откликнулись на идею Александра Мурета показать и рассказать о необыкновенных подделках и фальшивках Лейдена.

Название выставки напрашивалось само собой – Misleiden, что с голландского можно перевести как «вводить в заблуждение», при этом корень этого слова совпадает с названием города Лейден, такая вот непредвиденно изящная игра слов.

Куратор выставки Фреско Сам-Син собрал в «Лахенхале», главном художественном музее города, более двадцати уникальных экспонатов: история каждого из них тянет на детектив: от японской русалки, китайской косички, иранского щита до египетской мумифицированной птички или книги авантюриста Салманазара, выдававшего себя за уроженца острова Формозы.

2.jpg

…В мире практически не существует музеев, в запасниках которых не хранились бы подделки и фальшивки. Эти «фейки», вроде бы достойные презрения, ибо создавались в мошеннических и стяжательских целях, иногда могли бы посоперничать с подлинниками: во всем мире их делали чрезвычайно искусно, с необыкновенной фантазией и изобретательностью. Чем не постмодернизм – то есть искусство цитаты и перепева?

Однако рано или поздно подделки, какими бы искусными они ни были, постигает одна и та же печальная судьба - быть разоблаченными и потому скрытыми от публики в тёмноте и тишине запасников и подвалов.

Выставка «подозрительных» лейденских сокровищ есть и онлайн – для тех, кто не имеет возможности доехать до нее: можно рассмотреть каждый экспонат и прочитать (по-английски) увлекательную историю его возникновения и разоблачения. 

…По пути к выставке среди картин старых голландских мастеров висит полотно анонимного автора, с пометкой 1530 год, под названием «Дьявол вводит пилигрима в заблуждение». Наверно, можно было бы назвать так и эту выставку, закавычив: ибо это собрание и не собирается шутить столь беспардонно с простым зрителем, не разбирающимся в тонкостях живописных школ, ширине мазка и композиции, способах резки по камню и пр.  

Фейки существовали всегда, просто их надо различать и даже, возможно,  и извлекать из них пользу для будущего – и даже не потому, что подражатель иногда чуть ли не равен автору подлинника (или порой даже превосходит его), но и потому, что любая история подделки тянет за собой целый шлейф исторических разысканий, заставляя ученого и даже простого обывателя вновь поднять контекст времени, когда создавалась подделка, не говоря уже о подлиннике.

фото: Алла Вейн