Радио "Стори FM"
Чужой дом может стать своим

Чужой дом может стать своим

Автор: Наталия Смирнова-Гриневич.


afisha.JPG

Персональная выставка художницы Екатерины Рожковой с печальным названием «Чужой дом» открылась 1 декабря 2022 года в галерее «Тираж 1/1», расположенной в уютном московском переулке на пересечении Поварской и Трубниковского (Поварская ул.31/29). Хозяйка галереи – коллекционер Ольга Егармина, располагает в своем изысканном пространстве уникальные предметы признанных современным арт сообществом дизайнеров и художников. В ее коллекции – произведения Ильи Кабакова, Юрия Купера, Александра Нея, Аугустаса Серапинаса, Вакаса Хана… Представленные работы не выглядят музейными экспонатами. Тут каждый объект по-своему распоряжается пространством, ставя определенные условия авторам и хозяйке. Сейчас здесь поселились серо-белые картины Кати Рожковой. Филигранными штрихами выписанные, легко узнаваемы рожковские окна-двери-платья-дети с проблесками кобальта и оранжевого. А в другой комнате – черно-белые штрихи наотмашь. Звери-люди-планеты еще до конца не осмыслены и даже не пережиты. Столь кардинальный поворот в творчестве художницы заставляет притормозить и погрузиться...

Художница Катя Рожкова пишет картины, которые больше похожи на серии поэтических набросков, чем на художественные полотна с выраженным сюжетом и законченной композицией. Она вводит в свои работы случайные предметы, неизвестные лица, неуместные фигуры, откровенно «нехудожественные» объекты, призванные заявить о собственной значимости и причастности той живой и осязаемой плоти искусства, тому рефлексивному полю, которое перераспределяет границу между искусством и неискусством и погружает нас в концептуальный дискурс.

3.JPG
Екатерина Рожкова  "Белая школа"

Катя, безусловно, — романтик, но не в бытовом смысле одержимости мечтами и фантазиями, а в гегелевском понимании искусства как способа познания мира. Две основных традиции, сформулированные в 18-19 веках Гегелем и Кантом: поэтическая, как инструмент познания, и эстетическая, сформированная чувственный телесным опытом (Ницше), сосуществуют и конкурируют и в 20-21-м веках. Так аффективный и концептуальный способы художественного выражения бесконечно спорят, сменяют и изменяют друг друга. Практически невозможно погружаться в мир чувств и мыслей одновременно. Однако, когда аффективное поле затопляет означающие (выражение Делеза), угрожая разрушить некий символический порядок, возникает условие для перезагрузки, условие готовности к постижению той части мира, которая скрыта, подавлена, противоречива, неподатлива привычной логике. Так возникает некий синергетический эффект от соединения противоречивых задач искусства: формировать вкусы, ориентируясь на критерии «изящного» (некие правила, заимствованные у природы), так или иначе отвечать этим вкусам или объяснять мир, открывать новые возможности познания прежде всего лингвистическими языковыми методами.

Соединение «несоединимого» произошло сегодня, на мой взгляд, в творчестве московской художницы Кати Рожковой.

Екатерина всегда умела тонко деликатно, с каким-то особым фирменным изяществом осмыслять мир и населять его душами забытых или потерянных людей и предметов. И вдруг в нынешнем выставочном пространстве мы сталкиваемся с работами, в которых внезапно нахлынувшие чувства и переживания отключают логику, и разумное повествование превращается в калейдоскоп представлений и событий. Возникает почти физическое желание утрясти внутри себя этот взрыв энергии, который переворачивает сознание, обрушивается потоком болезненных ощущений, разрушает привычные представления, ломает скрепы.

sobaka.jpg
Екатерина Рожкова "Собака"

То ли волк, то ли собака в глубине маленького белого пространства. И, вспоминается Фрейдовский человек-волк, измотанный кошмарами собственных снов про огромных белых волков. Эти странные звери, распологавшиеся как елочные игрушки на ветвях орешника, неотступно наблюдали за хозяином снов через окно. О, сколько здесь, на выставке Кати Рожковой, окон, отражений и теней! Между тем Зигмунд Фрейд обнаружил в этой леденящей картине фантазий русского по происхождению анализанта отвергнутые части души самого страдальца. 

pianino.jpg
Екатерина Рожкова "Пианино"

Так, глядя на собаку-волка Кати Рожковой, я натыкаюсь на какие-то собственные «части», в существовании которых страшно признаться. А на соседней стене - пианино. Обычный чёрный инструмент. Лихо выведен силуэт отчаянной рукой художницы. Выглядит тем же волком только в другом обличии. Те же росчерки чёрного на белом, те же ноги-лапы, та же тушь и стекающая гуашь, тот же порыв неопределимого бессознательного желания.

planeta.jpg
Екатерина Рожкова "Планета"

А между волком и фортепьяно – небесная сфера, уравновешивающая страсти. Как будто никем ещё не заселённая и не разорённая планета в начале своего пути, как створка босховского сада земных наслаждений, за которым кроются картины сакраментального Ада и сомнительного Рая, похожего на ад.

naga.jpg
Екатерина Рожкова "Обнаженная"

Но в этом зале ещё одна работа сбивает дыхание. Мастерская художника. Тоже значимая для искусства тема! Уязвимая фемининность, опрокинутый пол, как в спектаклях Д.Крымова, исчезающая обнаженность натуры.

Композиция, известная со времен Э.Мане и Г.Кайботта, становится здесь откровенным приемом, словно выходит из-за ширмы сюжетной канвы.

platie.jpg
Екатерина Рожкова "Платье"

Окна, тени, отражения, инфернальные образы странных несчастливых детей, притягательные своей недосказанностью истории. Все это мир художницы Кати Рожковой. Картины, функционирующие как перформансы. Хэппенинги, заполненные картинами. Зритель легко становится соучастником, с удовольствием осваивает и переживает предложенные обстоятельства. Каждый раз по-новому, как и в прошлых метафизических проектах художницы и куратора Кати Рожковой. Такими знаковыми проектами был «Личный космос» 2020 года, где старинные шкафы заселялись личными историями художниц разных стран и континентов. Таким удивительным событием был и проект про историю усадьбы Щепочкина «Белая школа» 2021 года. Таким было и представление работ художницы в настоящем летнем лесу с живой лютней и соловьями в 2022 году. Мавзолеи, голубятни, зернохранилища…

Серийность, раскадровка, эскизность, монохромность, плоскостность… Фотография, графика, шелкография, холст и краски… Это всё про Катю, вернее, далеко не всё. И Чужой дом может стать своим, если удастся освоить экзерсисы, предложенные талантливой художницей.

фото: Н. Смирновой-Гриневич